Тема трансарктической логистики, Северного морского пути поднималась неоднократно в ходе переговоров президента РФ и председателя КНР.
Заинтересованность Китая в данном вопросе вполне понятна, ведь Арктика сокращает путь из северо-восточного Китая до большинства портов Старого света, в сравнении с маршрутом через Суэцкий канал на 30-40%, пишет Кам24.
"Другая причина интереса, возможно, даже превалирующая, объясняется тем, что китайский лидер в итоговом заявлении сформулировал как стремление стран-партнеров обеспечить "бесперебойность трансграничной логистики и перевозок", – считает первый заместитель гендиректора Корпорации развития Камчатки Марк Балясный.
Сегодня не возникает сомнений в переходе в северных морях к всесезонной навигации. Её возможность доказали успешные тестовые проводки танкеров ПАО "НОВАТЭК" в середине зимы 2020-2021 годов в наиболее сложном по типу ледовых условий восточном секторе СМП.
Министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков отмечает, что при условии подключения Китая к выполнению программ по развитию СМП, верфи Китая могут взять на себя реализацию значительной части судостроительного сегмента. Для этого Китай имеет технологии, опыт и мощности. Также есть перспективы участия китайского бизнеса в формировании для Севморпути и прилегающих к нему акваторий береговой инфраструктуры, в том числе портов.
"В рамках формирования инфраструктуры, обслуживающей полярную логистику, может возникнуть необходимость строительства порта для перевалки контейнерных грузов в одной из незамерзающих бухт восточного побережья Камчатки, – рассказал Марк Балясный. – Во всяком случае, на такое решение выводит разработанная КРКК концепция челночных перевозок по Северному морскому пути. Она предполагает использование в полярных водах судов усиленного ледового класса категории от Arc7 и выше с последующей перевалкой транспортируемых ими грузов в портах с незамерзающей акваторией на суда, предназначенные для плавания в умеренных и тропических водах".
По его словам, концепция уже взята на вооружение ПАО "НОВАТЭК". Его дочерняя компания – ООО "Арктическая перевалка" ведет строительство перегрузочного комплекса СПГ в бухте Бечевинской. Стивидорские операции там планируют начать уже в конце этого года. Основным получателем перегружаемого в бухте СПГ станет Китай. Мощность терминала составит около 20 млн тонн СПГ в год.