Первые попытки создать централизованные институты власти на Руси были предприняты еще царем Василием Иоанновичем (отцом Иоанна IV Грозного). Тогда же и появились первые Приказы, как органы управления.
А боязнь государевых измен, пожалуй, началась с самого момента возникновения Московского царства. Маниакальный характер эта боязнь приобрела во времена Ивана Грозного. Но что любопытно, никакого официального политического сыска, как организации, по этому поводу создано не было. Сыск лишь касался дел разбойничьих и ведал им Приказ Разбойный, а дознания по государственным изменам Иван Грозный доверял лишь верным людям и любил присутствовать на допросах с пристрастием лично.
"122 года (1614г.) Генваря, в 17 день, донес на своего боярина пана Павла Хмелевского его человек немчин Александро Карпов..." Так начинается дело ротмистра Хмелевского, который хотел царю Михаилу Федоровичу изменить и уехать к литовским людям.
Из немчина вытягивали имя за именем, вытягивали, вероятно, калеными железами и хлыстами. И вскоре виновников, желающих царю изменить накопилось на целое следственное дело. Одна из фигуранток дела "вдова козацкая жена Александра" "бита на козле кнутом и отпущена на волю". Ее деяние заключалось в том, что она оказалась сожительницей челобитчика немчина Карпова.
Сам Хмелевский, кстати, отделался довольно легко — ссылкой в Сибирь, где вскоре стал начальником енисейского острога, но вот в европейскую часть Руси был путь ему заказан.
Соборное уложение 1649 года уже перечисляло характер измен, как то, "на государьское здоровье, умышления, "скопу и заговор против царя, государевых бояр и околничих и думных и ближних людей, и в городех и в полкех на воевод и на приказных людей".
И тогда же пером на законодательном уровне было начертано "государево дело или слово…". Слово сие потребно было кричать на людных площадях, ежели доносчик знал о кознях людишек супротив царя или вельмож. В том же Соборном уложении было прописано и наказание за недоносительство:
"А буде кто, сведав или услыша на царское величество в каких людях скоп и заговор или иной какой злой умысел, а государю, и его государевым боярам и ближним людем, а в городах воеводам и приказным людем про то не известит… и его то казнити смертию безо всякие пощады..."
И Слово кричали! По делу иль без дела, но после таких воплей крикуна брали под руки и тащили в избу съезжую, где сказки слушать любили, но на веру принимали через кнут и слезы.
При Алексее Михайловиче (Тишайшем) был учрежден и Приказ тайных дел, который разбирал государева дела и поклепы на царя. Царь Фёдор Алексеевич Приказ тайных дел велел закрыть.
И возродился он лишь при Петре Первом в виде "безобидного" Преображенского Приказа в 1686 году, который, помимо управления потешными полками, тайно вел борьбу со стремлением царевны Софьи молодого Петра с трона свергнуть (та бунтовала стрельцов).
Приспешники царевны были изловлены и казнены, а сама Софья отправлена в Новодевичий монастырь на вечную изоляцию (чернорясники сторожили пуще любой стражи, а дабы не было соблазна сбежать — пленников просто до конца жизни бросали в темном подполье, куда спускали раз в день хлеб да воду).
С 1702 года в Преображенский стали таскать и тех, кто сказывал Слово и Дело государево. Управлялся этот Приказ князьями Ромодановскими (отцом и сыном), а руководил им Петр I. Именно этому Приказу и была отдана полнота власти по политическому сыску, который в то время проводился с помощью пыток.
Нещадно драли кнутами и доносчика и подозреваемого. Кто первый признается — тому и ноздри рвать и в кандалы, это в лучшем случае. Но признаваться следовало трижды. И драли для острастки трижды. А ежели поменял показания — снова пытать трижды, пока не упрочится в своих словах. Судили таких преступников сам глава Приказа и его близкие помощники.
Работы у Преображенского Приказа было много, ведь основная его роль сводилась к преследованию противников реформ Петра, коих было великое множество. Также Приказ расследовал и дела по крестьянским бунтам крепостных людей.
В феврале 1718 года была учреждена и Тайная Канцелярия и поставлен над ней вельможа Петр Толстой. Располагалась она в казематах Петропавловской крепости. Начинала сия Канцелярия с разбирательства дела царевича Алексея Петровича, позже в нее свалили и все политические и разбойные дела (татями и душегубами ведал граф Андрей Ушаков и много кровушки "попил" у разбойного люда). В 1726 году Тайную Канцелярию с Преображенским Приказом объединили.
Чтобы понять характер дел того времени, следует сказать, что в 1726 году волокли в Тайную Канцелярию за "за сделку с дьяволом супротив государства", "за отказ пить во здравие монарха", "за уход с церковной службы за благополучие императора", "за изречение непристойности", "за поминание антихриста в государственном учреждении". Вины страшные, спрос жесткий, а наказания — еще страшнее, но после спроса уже кажущиеся избавлением.
Тех бы дураков да на благое дело употребить, ан нет, казенное правосудие жалости не знало. Слушания по особым государственным делам производились по понедельникам и на каждом присутствовал Петр Алексеевич.
В 1726 году, после смерти Петра Великого, Канцелярия была упразднена, однако в 1731 году императрицей Анной Иоанновной была воссоздана вновь, как Канцелярия Тайных розыскных дел.
Императрица боялась происков старых влиятельных семей, которые требовали от нее подписать кондиции, а на засилье немцев и прочих иностранцев — русский люд отвечал ропотом — а посему дел у новой Канцелярии тоже было невпроворот.
За 10 лет правления императрицы только в Сибирь было сослано около 20 тысяч человек разных сословий, более тысячи были казнены. Свой плахи удостоился и кабинет-министр Артемий Волынский, ратовавший за "старину" и ненавидевший "бироновщину", который и в самом деле готовил государственный переворот.
Императрица Елизавета Петровна Тайную Канцелярию упрочила должностями соглядатаев, профессиональными шпионами, которые были призваны зорко бдить за подозрительными людьми. Новый государь Петр III был противником жестокости и Канцелярию распустил в 1762 году, однако в том же году Екатерина II создала Тайную Экспедицию, наделенную теми же функциями.
Но Екатерина, как женщина разумная и просвещенная, ратовала за смягчение порядков, а дела мелочные и заведомо сомнительные монаршим соизволением требовала прекратить.
Екатерина Великая также повелела запретить "Слово и Дело государево". "А если кто отныне оное употребит в пьянстве или в драке или, избегая побоев и наказания, таковых тотчас наказывать так, как от полиции наказываются озорники и бесчинники".
Окончательно упразднена Тайная Экспедиция была при Александре I. Он же в 1801 году отменил в Российской империи пытки.