Найти тему
КиноБуква

Почему «Меню» – это не просто адская кухня и ужин ценой в жизнь, а очень сильный фильм с глубоким социальным подтекстом и множеством смыслов

Оглавление

Вот уж не ожидала, что фильм с таким милым названием произведет на меня такое неизгладимое впечатление. Как вы помните, кино на «околокухонные» темы я очень люблю и даже делала соответствующую подборку. Но. Фильмы про поваров в 99% случаев – это добродушные и легкие истории, как правило, не только о карьере шефов и су-шефов и кулинарных талантах, но и истории любовные.

Так вот, новый фильм – это исключение, тот самый 1%, не вписывающийся в привычные рамки.

Если коротко, я даже немного в шоке, потому как «Меню» стал одним из немногих фильмов, который по-настоящему меня удивил.

🎬Меню (2022)

The Menu

Кадр из фильма «Меню», 2022 год, режиссер Марк Майлод
Кадр из фильма «Меню», 2022 год, режиссер Марк Майлод

Тайлер (Николас Холт) и Марго (Аня Тейлор-Джой) в компании богатых и знаменитых едут на частный остров Хоторн, в эксклюзивный ресторан на не менее эксклюзивный ужин с баснословным ценником.

Компания собралась разношерстная, но весьма неприятная.

Ресторан принадлежит гению кухни Джулиану Словику (Рэйф Файнс). В его команде – лучшие из лучших, и гостей ждет незабываемое кулинарное шоу. Не просто самая изысканная и высокая кухня, но и предваряющие подачу каждого блюда истории от шеф-повара. Истории, без которых и смысла приезжать не было. Вот такая концепция.

Кадр из фильма «Меню», 2022 год, режиссер Марк Майлод
Кадр из фильма «Меню», 2022 год, режиссер Марк Майлод

Истории не так радужны, как хотелось бы гостям, привыкшим есть, а не вкушать. Откровенно говоря, дичь и мрак, а не истории. Как и то, что за ними следует.

Весь сюжет раскрывать я не буду, потому что тем, кто не смотрел, будет не интересно. Если бы фильм был старый и известный, другое дело. Поэтому без спойлеров, хочется, чтобы вы изучили «Меню» самостоятельно.

Кадр из фильма «Меню», 2022 год, режиссер Марк Майлод
Кадр из фильма «Меню», 2022 год, режиссер Марк Майлод

Расскажу, что увидела я, помимо очевидных вещей:

Если в двух словах, то мне кажется, что это история не только об обществе потребления, не только «кухонный» триллер. Это еще и отсылки к религии. Вот так неожиданно, да. Разумеется, могу ошибаться, поэтому рассмотрю и ваши варианты трактовки фильма.

Главная героиня – Марго, случайно попавшая в число гостей. Девушка-впечатление. Эскорт или что-то в этом роде. Мария Магдалена?

Тейлор – странный молодой человек, фанат шеф-повара, знающий о его планах. Иуда?

Двенадцать гостей – ровно по количеству апостолов.

Повара – вероятно, в образе ангелов?

Марго, уплывающая на катере – чем не Ноев ковчег?

И, наконец, шеф-повар Джулиан – кто, если не некое божество? Лже-Бог, Псевдо-Бог, если точнее. Бог, которого разочаровали простые смертные.

«Шеф-повара работают с живым материалом жизни и смерти, искусство на грани пропасти - где и сам бог трудится».

Итак, перед каждым блюдом (которые выглядят, кстати, просто как шедевр гения), как я уже сказала – занимательная история от шефа.

  • Блюдо №1 - Остров

Тут что-то из серии «и создал Бог землю», но мелкие и неблагодарные людишки не понимают, какое счастье им выпало. Их занимают не красота момента и созерцание, а деньги, скука и рутина.

Именно поэтому Джулиан внушает, что его блюда нельзя есть, ими можно лишь наслаждаться.

Кадр из фильма «Меню», 2022 год, режиссер Марк Майлод
Кадр из фильма «Меню», 2022 год, режиссер Марк Майлод

  • Блюдо №2 - Хлебная тарелка с соусами, но… без хлеба

Шеф говорит о роли хлеба в жизни древнегреческих бедняков. Но все присутствующие – более, чем обеспечены. Хлеб как «плоть Христа», перестал иметь для них ценность. Не жизнь, а одни сплошные соусы разнообразных вкусов и оттенков. То есть у гостей есть все, кроме главного, основополагающего.

Примечательно, что все возмущены отсутствием хлеба. Как та девочка из сказки, которая поняла цену соли.

Кадр из фильма «Меню», 2022 год, режиссер Марк Майлод
Кадр из фильма «Меню», 2022 год, режиссер Марк Майлод

  • Блюдо №3 – Мексиканское тако

Согласно концепции Джулиана, тако призвано вызвать воспоминания. Но воспоминания зачастую не дают полноценно жить настоящим. Грехи прошлого не отпускают. И эти грехи все присутствующие и увидели на лепешках-тортильях. Каждый что-то свое.

  • Блюдо №4 - Хаос

Все мы знаем, что хаос был до порядка, то есть до того, как Бог создал землю. Как знаем и то, что мир всегда стремится к хаосу. Люди - к порядку, а мир – к хаосу. Потому что без хаоса не бывает гениев. Потому что сама природа-мать – не идеальна.

Шеф-повар – ас в своем деле. Он – тот самый идеал. Но никто из его поваров не хочет такой же жизни. Потому что в стремлении все упорядочить Джулиан забыл о главном - о любви.

Кадр из фильма «Меню», 2022 год, режиссер Марк Майлод
Кадр из фильма «Меню», 2022 год, режиссер Марк Майлод

  • Блюдо №5 - Чай

Такое блюдо между блюдами, потому что

«Чай помогает смягчить вкус горькой правды»

Вся ресторанная компания явно нуждается в чашечке горячего травяного чая – ведь они уже осознали, насколько нелепы их жизни и что наказание за глупость неминуемо.

Кадр из фильма «Меню», 2022 год, режиссер Марк Майлод
Кадр из фильма «Меню», 2022 год, режиссер Марк Майлод

  • Блюдо №6 – «Мужская глупость»

Тут отсылка не только к религии, но и феминизму, и угнетению женщины в целом в разрезе мировой истории.

Так, шеф домогался одну из своих поваров, а после её отказа несколько месяцев вообще игнорировал на работе, не считая за человека.

И сейчас женщины сидят за одним столиком, вкушая «Мужскую глупость», пока сильный пол пытается спасти свою, простите, задницу.

Кадр из фильма «Меню», 2022 год, режиссер Марк Майлод
Кадр из фильма «Меню», 2022 год, режиссер Марк Майлод

  • Блюдо №7 – Десерт «Смор»

Смор – это традиционный американский десерт, который дети готовят на костре во дворе дома.

Самые простые и доступные продукты – поджаренное маршмэллоу, шоколад и крэкеры. Звучит не слишком-то изысканно. Но современное общество только выглядит изысканно. По сути, они дешевка в дорогой обертке.

«Вы воплощаете крах моего искусства, моей жизни».

Коронная сцена. Безумно красиво и жутко.

Кадр из фильма «Меню», 2022 год, режиссер Марк Майлод
Кадр из фильма «Меню», 2022 год, режиссер Марк Майлод

«Меню» - это фильм, полный аллюзий и аллегорий. Самое интересное, что каждый из присутствующих гостей ресторана – как бы важный ингредиент, без которого ни одно блюдо не получилось бы вообще. Безумный шеф-повар выбрал их лишь потому, что они похожи на тех, кто разрушил его жизнь. Каждый представляет какой-то грех. Грех современного человека.

Тайлер и «не сотвори себе кумира» с его поклонением Джулиану.

Кадр из фильма «Меню», 2022 год, режиссер Марк Майлод
Кадр из фильма «Меню», 2022 год, режиссер Марк Майлод

Троица друзей и партнеров, для которых нет ничего важнее денег. Еще один золотой божок. Власть – туда же.

Супружеская неверность. А ресторанный критик, который даже среди идеальной во всех отношениях еде смогла найти «ложку дегтя» - якобы расщепленный соус. А в заведениях такого уровня расщепленных соусов быть не может по определению. Есть такие люди, которые всегда тычут пальцем в недостатки, напрочь перечеркивая все достоинства. В результате и получают только одни недостатки, ибо другого уже не замечают.

Кадр из фильма «Меню», 2022 год, режиссер Марк Майлод
Кадр из фильма «Меню», 2022 год, режиссер Марк Майлод

А как же Марго, спросите вы. Ведь о ней, как о главном персонаже я говорила в начале. Марго просто великолепна. Как и Аня Тейлор-Джой, покорившая меня со времен сериала «Ход королевы».

Единственная из гостей, кто не трепетал перед гением шеф-повара. Единственная, кто отказывался от предложенных блюд (а страшнее удара для Джулиана нет), а в конце и вовсе заявившая, что осталась голодной. Более того, именно Марго тот человек, кто понимает, что вся эта высокая кухня – не более, чем бездушная страсть. А, как известно, готовить нужно… с любовью, конечно же. Потому что сперва была любовь. Всегда любовь. И Джулиан на минутку вспоминает это.

Кадр из фильма «Меню», 2022 год, режиссер Марк Майлод
Кадр из фильма «Меню», 2022 год, режиссер Марк Майлод

Друзья, «Меню» оказался потрясающе крутым фильмом. О боли, отчаянии, разочаровании, пресыщенности, иллюзии успеха. Но в первую очередь – о любви.

Кто смотрел, давайте обсудим – что вы увидели в этой истории?