Вот уж не ожидала, что фильм с таким милым названием произведет на меня такое неизгладимое впечатление. Как вы помните, кино на «околокухонные» темы я очень люблю и даже делала соответствующую подборку. Но. Фильмы про поваров в 99% случаев – это добродушные и легкие истории, как правило, не только о карьере шефов и су-шефов и кулинарных талантах, но и истории любовные.
Так вот, новый фильм – это исключение, тот самый 1%, не вписывающийся в привычные рамки.
Если коротко, я даже немного в шоке, потому как «Меню» стал одним из немногих фильмов, который по-настоящему меня удивил.
🎬Меню (2022)
The Menu
Тайлер (Николас Холт) и Марго (Аня Тейлор-Джой) в компании богатых и знаменитых едут на частный остров Хоторн, в эксклюзивный ресторан на не менее эксклюзивный ужин с баснословным ценником.
Компания собралась разношерстная, но весьма неприятная.
Ресторан принадлежит гению кухни Джулиану Словику (Рэйф Файнс). В его команде – лучшие из лучших, и гостей ждет незабываемое кулинарное шоу. Не просто самая изысканная и высокая кухня, но и предваряющие подачу каждого блюда истории от шеф-повара. Истории, без которых и смысла приезжать не было. Вот такая концепция.
Истории не так радужны, как хотелось бы гостям, привыкшим есть, а не вкушать. Откровенно говоря, дичь и мрак, а не истории. Как и то, что за ними следует.
Весь сюжет раскрывать я не буду, потому что тем, кто не смотрел, будет не интересно. Если бы фильм был старый и известный, другое дело. Поэтому без спойлеров, хочется, чтобы вы изучили «Меню» самостоятельно.
Расскажу, что увидела я, помимо очевидных вещей:
Если в двух словах, то мне кажется, что это история не только об обществе потребления, не только «кухонный» триллер. Это еще и отсылки к религии. Вот так неожиданно, да. Разумеется, могу ошибаться, поэтому рассмотрю и ваши варианты трактовки фильма.
Главная героиня – Марго, случайно попавшая в число гостей. Девушка-впечатление. Эскорт или что-то в этом роде. Мария Магдалена?
Тейлор – странный молодой человек, фанат шеф-повара, знающий о его планах. Иуда?
Двенадцать гостей – ровно по количеству апостолов.
Повара – вероятно, в образе ангелов?
Марго, уплывающая на катере – чем не Ноев ковчег?
И, наконец, шеф-повар Джулиан – кто, если не некое божество? Лже-Бог, Псевдо-Бог, если точнее. Бог, которого разочаровали простые смертные.
«Шеф-повара работают с живым материалом жизни и смерти, искусство на грани пропасти - где и сам бог трудится».
Итак, перед каждым блюдом (которые выглядят, кстати, просто как шедевр гения), как я уже сказала – занимательная история от шефа.
- Блюдо №1 - Остров
Тут что-то из серии «и создал Бог землю», но мелкие и неблагодарные людишки не понимают, какое счастье им выпало. Их занимают не красота момента и созерцание, а деньги, скука и рутина.
Именно поэтому Джулиан внушает, что его блюда нельзя есть, ими можно лишь наслаждаться.
- Блюдо №2 - Хлебная тарелка с соусами, но… без хлеба
Шеф говорит о роли хлеба в жизни древнегреческих бедняков. Но все присутствующие – более, чем обеспечены. Хлеб как «плоть Христа», перестал иметь для них ценность. Не жизнь, а одни сплошные соусы разнообразных вкусов и оттенков. То есть у гостей есть все, кроме главного, основополагающего.
Примечательно, что все возмущены отсутствием хлеба. Как та девочка из сказки, которая поняла цену соли.
- Блюдо №3 – Мексиканское тако
Согласно концепции Джулиана, тако призвано вызвать воспоминания. Но воспоминания зачастую не дают полноценно жить настоящим. Грехи прошлого не отпускают. И эти грехи все присутствующие и увидели на лепешках-тортильях. Каждый что-то свое.
- Блюдо №4 - Хаос
Все мы знаем, что хаос был до порядка, то есть до того, как Бог создал землю. Как знаем и то, что мир всегда стремится к хаосу. Люди - к порядку, а мир – к хаосу. Потому что без хаоса не бывает гениев. Потому что сама природа-мать – не идеальна.
Шеф-повар – ас в своем деле. Он – тот самый идеал. Но никто из его поваров не хочет такой же жизни. Потому что в стремлении все упорядочить Джулиан забыл о главном - о любви.
- Блюдо №5 - Чай
Такое блюдо между блюдами, потому что
«Чай помогает смягчить вкус горькой правды»
Вся ресторанная компания явно нуждается в чашечке горячего травяного чая – ведь они уже осознали, насколько нелепы их жизни и что наказание за глупость неминуемо.
- Блюдо №6 – «Мужская глупость»
Тут отсылка не только к религии, но и феминизму, и угнетению женщины в целом в разрезе мировой истории.
Так, шеф домогался одну из своих поваров, а после её отказа несколько месяцев вообще игнорировал на работе, не считая за человека.
И сейчас женщины сидят за одним столиком, вкушая «Мужскую глупость», пока сильный пол пытается спасти свою, простите, задницу.
- Блюдо №7 – Десерт «Смор»
Смор – это традиционный американский десерт, который дети готовят на костре во дворе дома.
Самые простые и доступные продукты – поджаренное маршмэллоу, шоколад и крэкеры. Звучит не слишком-то изысканно. Но современное общество только выглядит изысканно. По сути, они дешевка в дорогой обертке.
«Вы воплощаете крах моего искусства, моей жизни».
Коронная сцена. Безумно красиво и жутко.
«Меню» - это фильм, полный аллюзий и аллегорий. Самое интересное, что каждый из присутствующих гостей ресторана – как бы важный ингредиент, без которого ни одно блюдо не получилось бы вообще. Безумный шеф-повар выбрал их лишь потому, что они похожи на тех, кто разрушил его жизнь. Каждый представляет какой-то грех. Грех современного человека.
Тайлер и «не сотвори себе кумира» с его поклонением Джулиану.
Троица друзей и партнеров, для которых нет ничего важнее денег. Еще один золотой божок. Власть – туда же.
Супружеская неверность. А ресторанный критик, который даже среди идеальной во всех отношениях еде смогла найти «ложку дегтя» - якобы расщепленный соус. А в заведениях такого уровня расщепленных соусов быть не может по определению. Есть такие люди, которые всегда тычут пальцем в недостатки, напрочь перечеркивая все достоинства. В результате и получают только одни недостатки, ибо другого уже не замечают.
А как же Марго, спросите вы. Ведь о ней, как о главном персонаже я говорила в начале. Марго просто великолепна. Как и Аня Тейлор-Джой, покорившая меня со времен сериала «Ход королевы».
Единственная из гостей, кто не трепетал перед гением шеф-повара. Единственная, кто отказывался от предложенных блюд (а страшнее удара для Джулиана нет), а в конце и вовсе заявившая, что осталась голодной. Более того, именно Марго тот человек, кто понимает, что вся эта высокая кухня – не более, чем бездушная страсть. А, как известно, готовить нужно… с любовью, конечно же. Потому что сперва была любовь. Всегда любовь. И Джулиан на минутку вспоминает это.
Друзья, «Меню» оказался потрясающе крутым фильмом. О боли, отчаянии, разочаровании, пресыщенности, иллюзии успеха. Но в первую очередь – о любви.