О загадочной судьбе бригантины «Мария Целеста» писали и рассказывали столько, что сейчас уже почти невозможно отличить, где в этих рассказах правда, а где вымысел. В поисках ответа на мрачную тайну выдвигались десятки различных версий, вплоть до самых фантастических, но никто до сих пор не знает и, по-видимому, уже никогда не узнает, что произошло на борту судна на самом деле...
Утром 13 декабря 1872 г. два человека в фуражках офицеров торгового флота вошли в кабинет командира гибралтарского порта.
— Мое имя Морхаус, — представился тот, что был повыше ростом. — Я капитан американского судна «Деи Грация», которое вчера вечером прибыло в порт. А это мой помощник Оливер Дево. Я пришел вам доложить, при каких обстоятельствах мне довелось встретить бригантину «Мария Целеста», на которой не оказалось команды...
Дэвид Морхаус рассказал, что, увидев «Марию Целесту», сразу решил обследовать судно. Он переживал за своего товарища, причём странный вид корабля и отсутствие ответных сигналов не на шутку встревожили капитана. То, что увидел экипаж «Деи Грации» на встреченном судне, привело в замешательство даже самых опытных моряков. Во-первых, штурвал «Марии Целесты» крутился во все стороны, став похожим на сломанную игрушку. Перед ним лежал разбитый судовой компас, с мачт свисали оборванные паруса.
В целом, корабль находился в плачевном состоянии, однако самым жутким было иное – на нём не осталось ни одного человека. Более того, груз корабля остался нетронутым, каюты были в порядке, но исчезла всякая документация, а записи в судовом журнале обрывались на отметке «24 ноября 1872 года».
Поразительным открытием также стал камбуз. В нём экипаж «Деи Грации» увидел накрытый стол. Казалось, что обед был приготовлен только что. Кстати, штурвал, не снятый со своего места, тоже указывал, что команда «Марии Целесты» не ожидала ничего опасного, не собиралась покидать свой корабль. Но куда же в этом случае делись люди?
Первой версией, которую рассматривало следствие, был бунт на корабле. На борту «Марии Целесты» нашли шпагу с бурыми пятнами на острие. Такими же пятнами была покрыта в некоторых местах и палуба. «Это кровь», — заявил прокурор. Однако анализ показал, что это обыкновенная ржавчина или следы вина. Прокурор настаивал на своем: «Матросы «Марии Целесты» перепились и подняли бунт. Они убили капитана, его жену, дочь, возможно, еще помощника и боцмана, и выбросили трупы в море. Потом, протрезвев и увидев, что они натворили, матросы покинули корабль и были подобраны в море каким-то кораблем.
Эта гипотеза выглядела, в общем, убедительно, однако ее нельзя было ничем ни подтвердить, ни опровергнуть. Но если преступники живы, то они должны были где-нибудь объявиться! Из Гибралтара в Нью-Йорк, Лондон и во все английские и американские консульства были разосланы срочные депеши: в случае, если обнаружатся люди с «Марии Целесты», их предписывалось сразу задержать и допросить. Забегая вперед, скажем, что никого из членов экипажа бригантины больше никто никогда не видел...
Расследование было закончено. «Мария Целеста» ушла в новый рейс с новым экипажем, но судьба пропавших людей продолжала волновать многих. Следствие не сумело придти ни к какому определенному выводу, отметив лишь следующее: «Обстоятельства дела вызывают весьма мрачные опасения, что капитан судна, его жена, ребенок и, возможно, старший помощник были убиты озверевщими от выпивки матросами, которые, по-видимому, получили доступ к бочкам со спиртными напитками, составлявшим значительную часть груза. Судя по всему, судно было покинуто экипажем в период между 25 ноября и 5 декабря; экипаж либо погиб в море, либо, что более вероятно, был подобран судном, направлявшимся в один из портов Северной или Южной Америки либо Вест-Индии».
Общественность не была удовлетворена этими выводами. Одна задругой начали появляться новые версии произошедшего. Тень подозрения легла на капитана Морхауза и его команду: их обвинили в том, что это они захватили «Марию Целесту», уничтожив весь ее экипаж, в надежде получить премию за якобы спасенное судно (к слову сказать, эту премию они действительно получили). Утверждали, что еще в Нью-Йорке Морхаузу удалось внедрить на «Марию Целесту» своих людей; те завладели судном, убили капитана и матросов, выбросили их тела за борт и в условленном заранее месте стали ждать, когда подойдет «Деи Грация».
Согласно другой версии, главным злодеем выступал владелец «Марии Целесты» Джеймс Уинчестер. Это он якобы подговорил матросов убить капитана Бриггса вместе с семьей и затопить судно, чтобы получить страховую премию, но матросы допустили какую-то оплошность и погибли сами. Возможно, хитроумный план предусматривал, что когда судно подойдет к Азорским островам, матросы направят его на скалы, а сами заранее прыгнут в море и вплавь доберутся до берега, но внезапный порыв ветра унес «Марию Целесту» в море, и она продолжила плавание, а прыгнувшие за борт матросы утонули...
Тема заранее спланированного злодейства так понравилась публике, что газеты наперебой начали скармливать общественности новые варианты этого сюжета, забираясь все дальше и дальше в дебри откровенного вымысла: весь экипаж бригантины отравил коварный кок; он выбросил трупы за борт, а потом сошел с ума и выбросился в море сам... Нет, они все сошли с ума! Испорченная пища вызвала у экипажа галлюцинации, и люди стали кидаться в море, чтобы спастись от ужасных видений... Да, так оно и было, только виновата не пища, а коньячный ректификат: употребленный в неумеренных дозах, он вызовет такие видения, чт& мало не покажется... Да нет, причем здесь видения! «Марию Целесту» захватили мавританские пираты, а увидев приближающуюся «Деи Грация», они испугались и обратились в бегство, взяв с собой экипаж бригантины... Точно! Только это не пираты напали на судно, а гигантский осьминог...
Утверждали, что на судне вспыхнула эпидемия чумы. Капитан с женой, дочерью и старшим помощником поспешно покинули судно на шлюпке, которая потом погибла. Оставшиеся на борту матросы открыли трюм, добрались до спирта, перепились и упали за борт... Уверяли, что экипаж оставил судно из-за мощного смерча, который в море не менее опасен, чем торнадо на суше... По другой версии, подводное землетрясение или что-то в этом роде вызвало на бригантине панику, и команда покинула корабль. Еще один вариант: неподалеку от Азорских островов «Мария Целеста» наткнулась на «блуждающий остров». Сев на мель, экипаж решил спасаться на шлюпках, и в результате моряки погибли в океане. Корабль же после очередной подвижки «острова» вновь оказался на плаву...
Наиболее трезвые версии были связаны с «пьяной» темой. 1700 бочек спирта на борту — большое искушение для людей, оказавшихся на несколько недель оторванными от сухопутной жизни и постоянно подвергающихся опасностям плавания через океан. Вскрытые неизвестно кем трюмные люки — причем кормовой аккуратно, а носовой кое-как — кажется, свидетельствовали в пользу того, что кто-то из моряков не преминул приложиться к опасному грузу.
Согласно другой версии, в носовом трюме «Марии Целесты» взорвались пары спирта. Взрывом сорвало люковые крышки трюма. Опасаясь последующих взрывов, люди поспешно спустили шлюпку и отплыли от судна, которое каждую секунду могло превратиться в огромный факел. Взрывов больше не было, но внезапно налетевший шквал погнал бригантину прочь, лишив людей возможности вернуться на судно. Шлюпка затерялась в море и погибла...
Это была история Байкера из Склепа, я рассказали вам настоящую историю о трагедии суда «Мария Целеста», но ни я, никто другой на этой бренной земле не знает, что произошло на самом деле, эту тайну унес с собой экипаж судна пропав навсегда…
Старый байкер будет благодарен за лайк этой статьи и подписке на канал.
Также ознакомится с материалом можно в видео на эту тему на нашем канале: https://dzen.ru/video/watch/6404a20463bad9439ec3b437?share_to=link