Мало хорошо, всесторонне и тщательно подготовить игру, нужно в ходе ее умело руководить участниками. Осуществляя руководство непосредственно ходом, развитием игры на местности, действиями подростков в ней, инструктору приходится решать многие вопросы: организация начала игры; осуществление непрерывного наблюдения за играющими командами из различных пунктов на всех этапах игры; руководство задействованными персонажами, командирами, отдельными играющими; управление темпом и общей подвижностью игры и др. От того, как решаются эти вопросы, во многом зависит и успех игры.
В руководстве военно-тактической игрой нет мелочей, здесь важны все детали этого процесса. Анализ передового опыта убеждает нас в необходимости строгого соблюдения организатором игр некоторых методических рекомендаций, способствующих успеху начала и хода игры на местности. Инструктор должен быть пунктуальным и начинать игру точно в назначенное время. Если предусмотрено неодновременное вступление в игру действующих сторон (команд) или неодновременный их выход в район игры, то время рассчитывается и выдерживается для каждой стороны свое. Недооценка точного расчета в игре иногда может сорвать замысел инструктора. Игра должна проходить в назначенном инструктором районе местности. Действующие команды разводятся на заранее определенные исходные позиции. Особое внимание инструктор обращает на поддержание строгой дисциплины в процессе игры и всячески поощряет инициативу, смелость, стремление перехитрить противника, например, имитацией ложных огневых точек, совершением маневра в тыл или во фланг противника, созданием отвлекающих шумов, подачей ложных сигналов, и т. п. В то же время надо строго пресекать, вплоть до удаления из игры, малейшую недисциплинированность, непослушание персонажей и назначенным командирам, грубость, нарушение установленных правил и границ района игры. Очень важно воспитывать у ребят сознательное отношение к игре, разъясняя им, что только тогда можно получить настоящее удовлетворение победой, когда успех заслужен и каждый участник добросовестно выполнял все правила игры и честно вел себя по отношению к товарищам, а спорные вопросы разрешались совместно с инструкторами. При использовании макетов оружия надо следить за тем, чтобы обращение с ними было бережное и применялись они по назначению. Для развития у ребят боевых качеств нужно обращать внимание, на то, как играющие ведут себя на территории противника, как они используют окружающую местность для маскировки, перемещаются на поле боя, преодолевают открытые места и т. п.
Результаты своих наблюдений можно использовать в беседе с ребятами при разборе игры, воспитывая у них стремление действовать так, как придется действовать в действительной боевой обстановке. Если в игре используются взрывпакеты, дымовые шашки, сигнальные ракеты, стрельба холостыми патронами, их нужно применять тактически грамотно и строго соблюдать меры предосторожности. Следует иметь в виду, что неудачное применение взрывпакета может привести к серьезным травмам. Дымовые шашки при горении имеют высокую температуру и нередко воспламеняются, что при небрежном обращении и при отсутствии строгой дисциплины играющих может вызвать пожар на окружающей местности.
Надо постоянно следить за тем, чтобы игра не была грубой и опасной, не превращалась в драку и не вела к порче одежды и инвентаря, к потере имущества. Инструктор обязан категорически запрещать играющим применять действия, способные вызвать травмы. Руководство игрой обеспечивает ее успех при условии, если оно активно. Инструкторам-организаторам игры во всех случаях необходимо сохранять спокойствие и требовательность, подбадривать ребят, переживать вместе с ними острые моменты. Инструктора призваны быть беспристрастными в оценке действий ребят. В связи с этим, разрабатывая правила игры, организатор должен четко определить, как, когда и за какие действия оценивается вся команда или отдельные участники. В любой игре на местности действия участников должны оцениваться. Система оценок за действия участников может быть различной. Чаще она представляет собой сумму выполненных заданий, по мере их значимости или сложности, за минусом штрафных очков команд или отдельных участников на всех этапах игры.
Место наблюдения инструктора должны выбрать так, чтобы оно не демаскировало играющих и не облегчало победу одной из сторон. Инструктора в игре должны служить для всех ее участников примером серьезного отношения. Останавливать игру можно только в исключительных случаях: при грубом нарушении правил, при несчастных случаях и при обнаружении признаков утомления играющих: учащенное дыхание у большинства из них, бледность у отдельных участников, рассеянное внимание, недостаточное проявление настойчивости в достижении цели. Более быстрая, чем обычно, утомляемость играющих— основной признак чрезмерной нагрузки. Игра прекращается подачей установленного сигнала в том момент, когда поставленные игровые задачи выполнены и одна из действующих сторон вышла победителем.
Игру без победителя заканчивать не следует. После сигнала, оповещающего окончание игры, необходимо собрать ребят в заранее назначенном месте, построить, произвести проверку, неявившихся разыскать, после чего приступить к разбору игры. Перед тем как определить победителя, надо спросить мнение всех организаторов и выслушать их замечания. В случае неясности в определении победителя можно сделать это в конце разбора игры. Между окончанием игры и началом разбора желательно предоставить ребятам небольшой перерыв, в течение которого они обменяются мнениями, поспорят, сумеют затронуть важные вопросы.
Подведение итогов, разбор игры имеют большое воспитательное значение. Поэтому в работе инструктора не должно быть ни одного случая, когда бы проведенная игра не разбиралась совместно с ребятами, не подводились ее итоги. Разбор игры лучше проводить на месте, в районе ее проведения. При разборе игры инструктор дает оценку коллективу за организованность и дисциплину, за товарищескую сплоченность, согласованность действий, за проявленную инициативу, смекалку, военную хитрость, за хорошую подготовку к игре. Можно разобрать конфликты, возникшие во время игры. Особенно важно при этом подчеркнуть, что именно одних привело к победе, а для других послужило причиной поражения. Необходимо показать положительные стороны и недостатки в действиях не только команды в целом, но и отдельных играющих. Целесообразно поощрить отличившихся. Подведя итоги, инструктор должен обобщить высказывания участников игры и обосновать присуждение победы той или иной команде. Возвращаться после игры на базу желательно в строю с песней. После удачно проведенных игр ребята, как правило, находятся в приподнятом, возбужденном состоянии, они охотно поют военно- патриотические песни, а песня сплачивает коллектив, порождает патриотические чувства у ребят, вдохновляет их на хорошие дела.
Для закрепления итогов игры следует так же снять статистику с макетов, обработать и разместить для скачивания на любом доступном ресурсе. Наглядный просмотр статистики игры помогает им продолжительное время находиться под впечатлением пережитого. Воспитательное значение игры повышается.
Инструктор также подводит итоги и своей работы. Для совершенствования методики проведения военно-тактических игр на местности целесообразно вести дневник.
Старший инструктор VV
Инструкторам на заметку: Проведение игры и подведение итогов, разбор игры!
11 марта 202311 мар 2023
1
6 мин
Мало хорошо, всесторонне и тщательно подготовить игру, нужно в ходе ее умело руководить участниками. Осуществляя руководство непосредственно ходом, развитием игры на местности, действиями подростков в ней, инструктору приходится решать многие вопросы: организация начала игры; осуществление непрерывного наблюдения за играющими командами из различных пунктов на всех этапах игры; руководство задействованными персонажами, командирами, отдельными играющими; управление темпом и общей подвижностью игры и др. От того, как решаются эти вопросы, во многом зависит и успех игры.
В руководстве военно-тактической игрой нет мелочей, здесь важны все детали этого процесса. Анализ передового опыта убеждает нас в необходимости строгого соблюдения организатором игр некоторых методических рекомендаций, способствующих успеху начала и хода игры на местности. Инструктор должен быть пунктуальным и начинать игру точно в назначенное время. Если предусмотрено неодновременное вступление в игру действующи