Итак, Христианство пришло в Британию еще во времена владычества в ней римской власти. Но как пишет В. В. Эрлихман: история англосаксонских королевств для Беды начинается с их крещения. Примерно это датируется концом II в. Зверева В. В. говорит о том, что круг источников, на основании которых можно судить о ранних веках христианства у бриттов, очень узок, и поэтому о бриттской церкви известно по отрывочным свидетельствам. Тертуллиан, к примеру, упоминал, что к 200 г. н. э Евангелие уже достигло тех областей Британии, которые были недоступны римлянам (северные и западные). Беда описывает святого Альбана, а вместе с ним и других британских мучеников – Аарона и Юлия, также пострадавших за свою веру (книга I, гл. 7). На Арльском соборе в 314 года на континенте присутствовали также епископы из Британии. На основании этого можно судить о том, что у бриттов на то время была уже сформирована и функционировала церковная организация. В V в. контакты континентальной церкви с бриттскими общинами становились все более частыми. Христианство распространялось и на неподконтрольных имперским властям территориях на юго-западе Шотландии, который затем превратился в центр миссионерской деятельности в этом регионе.
Во второй половине V в. с вторжением германских племен, захваты территории на юге, юго-востоке и на востоке острова стали массовыми, после ухода римлян. Это повлекло за собой изменения. Германцы основывали там свои поселения, изгоняя с освоенных земель местных жителей. Бритты вытеснялись в области Уэльса, Корнуолла, на континент в Галлию. Те же, кто остались жить на своих землях, покоренных англо-саксами, оказались на положении полусвободных. Христианская церковь бриттов практически полностью утратила свое значение и осталась существовать в горных районах запада.
Таким образом, многие группы кельтов были христианизированы еще в III в., задолго до переселения германцев, но в ходе завоевания церковь утратила былые позиции. На западе страны и в Ирландии сохранились немногочисленные монастыри, где поддерживались традиции кельтского варианта христианства.
После «темного» периода 450-596 гг. начинается связное повествование обращения той или иной области в веру христианскую и сопутствующие этому чудеса. Уже к середине VI в. южные, центральные и северо-восточные области Британии оказались занятыми племенами англов, саксов, ютов, фризов. Здесь образовывались сравнительно небольшие территориально-политические объединения – «королевства». К концу VI века существовало около четырнадцати варварских королевств с постоянно менявшимися границами, нестабильной властью, между которыми велась постоянная борьба за главенство. В VII в. на их основе, путем расширения более сильных объединений, поглощения и слияния с соседями, сложилась «Гептархия», семь англо-саксонских государств — Кент, Сассекс, Эссекс, Уэссекс, Мерсия, государство Восточных англов, Нортумбрия.
Англо-саксы оставались язычниками, первые их попытки обращения в христианство были предприняты на рубеже VI—VII вв. Постепенно на остров из континента проникали миссионеры и проповедовали христианскую веру. Ненарокова М. Р. Пишет о том, что и кельтские миссионеры проповедовали первоначально среди германских племен на осевших территориях. Большую роль в этом сыграл папа Григорий Великий, который вынашивал планы на поездку в Британию, но после его избрания папой ему пришлось отказаться от непосредственного участия в предпринимаемой экспедиции. Сам ход миссии изложен досконально у Беды в сочинении. Миссию возглавил священник Августин в 596 г. В 597 г. они прибыли в королевство Кент. Выбор этого королевства не случаен – здесь вся верховная власть над другими королями Британии принадлежала Этельберту. Итог таков: Августину разрешено было здесь обосноваться и возводить церкви, одновременно проповедуя. Сам король с большим числом сподвижников принял крещение. (книга I, гл. 23-33.)
После этого христианство начало довольно быстро распространяться у англо-саксов. Оно, как правило, утверждалось «сверху», когда король со своими приближенными переходил в новую веру и предоставлял миссионерам свободно проповедовать в своих землях, давал им возможность основывать церкви и приходы.
Беда подчеркивает неоценимую роль Григория Великого, которую он оказал для спасения его народа, говоря об этом следующее: «своим усердием он обратил народ англов из власти Сатаны к вере Христовой», а его «мы по праву можем и должны называть нашим апостолом».
Григорий вынашивал планы по созданию единой церковной объединенной организации под главенством Рима англо-саксонских и бриттских церквей. Однако это было затруднительно из-за нежелания объединения двух последних церквей. Отпечаток на это накладывала давняя вражда друг с другом, еще с конца VI в., как в Британии осели англо-саксы, оттеснив бриттов и начав друг с другом борьбу. Также свою роль сыграли разногласия между кельтской и римской церквями относительно обрядовой стороны и не только. Однако для Беды важно единство всех государств и народов Британии под покровительством одной и единственной Римской церковью.
В результате диспута верными и единственно допустимыми в церкви были признаны римские порядки. Часть кельтского духовенства, отказываясь принять подобное новшество, возвратилась в Ирландию; другие признали решение синода и остались в Нортумбрии.
Стоит сказать, что Беда рисует довольно идиллическую картину распространения новой веры: о сопротивлении язычников почти не сообщается, и даже верховный жрец Койфи, выслушав доводы христиан, собственноручно сокрушает своих идолов (книга II, гл. 13). Правда, время от времени короли и их подданные пытаются вернуться к язычеству, но за этим сразу же следует небесная кара. К тому же первые десятилетия христианами становились сторонники того или иного короля или династии, а их противники оставались язычниками. Следовательно, на всем протяжении VII в. положение христианской церкви в Англии было неустойчивым. В середине VII в., во время эпидемии чумы, проповедники-христиане, по сообщению Беда, были вынуждены бежать из Эссекса, что привело сразу же к идолопоклонству, которое охватило все королевство. На это потребовалось немало времени, чтобы снова укрепить положение христианства в этой части Англии.
Отличительной чертой христианизации Британии был тот факт, что, в отличие от континентальной Европы, этот процесс на острове шел без открытого сопротивления язычников и жестоких преследований христианских проповедников со стороны правителей, придерживавшихся старых культов, хотя христианизация, как пишет Глебов А. Г., шла не столь гладко, и часто по Кенту, Эссексу и Восточной Британии прокатывалась волна языческой реакции. Однако ни одного упоминания о мучениках за веру, пострадавших в этот период нету. Здесь сыграли роль не только давние контакты англо-саксов с соседями-христианами в Галлии и Ирландии, но и сами методы утверждения христианства. А именно: гибкая политика Григория Iпо отношению к англо-саксам, которая заключалась в сосуществовании двух вер, в первоначальном наслоении христианской религии на языческие верования, путем взаимовлияния и постепенного отмирания традиционных обрядов, которые заменялись христианскими, что способствовало безболезненной христианизации англо-саксов.
Деятельность миссионеров в Британии не предусматривала быстрой замены язычества новой религией. Скорее предполагалось медленное вытеснение одной системы верований другой, приспособление англо-саксонских религиозных практик к христианству.
Говоря о причинах христианизации, надо сказать, что принятие новой веры правителем и «всем королевством», как правило, было связано с практическими соображениями, как с политическими расчетами, так и с надеждами на покровительство более сильного бога.
Но что мы видим в сочинении Беды? Там явно прослеживается тот факт, что стремясь придать как можно больше значения промыслу Божьему, Беда умалчивает не только о политических причинах христианизации, но и о конкретных поводах к ней. Например, главной причиной миссии Августина, по его мнению, называется желание папы Григория крестить народ англов, и лишь затем выясняется, что жена короля Этельберта, к которому прибыли папские посланцы, уже была христианкой и имела при себе епископа (книга I, гл. 25).
Распространение новой религии способствовали не только регулярные контакты англо-саксонских правителей с христианским миром, но и политические соображения короля и его приближенных. Правители англосаксонских королевств, принимая новую веру, руководствовались во многом чисто прагматическими соображениями: кентского короля Этельберта, например. убедил креститься один из его приближенных. обративший внимание короля на то, что Христос является более могущественным богом, чем германский Один. Позицию, которую занял король Этельберт в отношении нового вероучения, не могла не оказать прямого влияния на его ближайших соседей, ведь в то время ему принадлежало главенствующее положение среди других правителей. Что касается простого населения, то очевидно, что их обращение к христианству было совершенно поверхностным и легко могло превратиться либо в двоеверие, либо в реставрацию языческих культов.
Христианство в англо-саксонских землях распространялось не одинаково быстро. На юге и юго-востоке Британии новая религия была принята правителями раньше, чем в других королевствах севера и северо-запада. В Мерсии христианство прижилось окончательно только спустя 100 лет после начала деятельности Августина – к 685 г. Границы церковных округов часто не совпадали с границами королевств, постоянно изменялись в ходе войн англо-саксонских королей. В конце VI—VII в. в Британии складывались церкви Кента, Уэссекса, Нортумбрии, — более или менее прочно укоренившиеся и имевшие разнообразное влияние в этих королевствах. В общем, к VIII в. практически все англо-саксонские королевства были христианизированы, христианская вера укрепилась, однако уже в VIII в. стали проявляться негативные тенденции к падению духовности народа, что смог запечатлеть Беда в своем письме к Эгберту.
Всем спасибо за внимание! До скорого.
Список использованных источников и литературы:
Достопочтенный, Б. Церковная история народа англов / Б. Достопочтенный ; пер. В. В. Эрлихмана. – СПб. : Алетейя, 2001. [Электронный ресурс] : [сайт] – URL : https://sedmitza.ru/lib/text/440459 (дата обращения: 25. 11. 2022) – Загл. с экрана.
Зверева, В.В. «Новое Солнце на Западе»: Беда Достопочтенный и его время / В. В. Зверева. — СПб., 2008.
Мельникова, Е.А. Меч и лира: англосаксонское общество в истории и эпосе. – М., 1987.
Зверева, В.В. Христианизация Британии в сочинениях Беды Достопочтенного // Средние века. – 2002. – Вып. 63.
Глебов, А.Г. Англия в раннее средневековье. – СПб., 2007.