На прошлой неделе в СМИ разлетелась новость о борщевике Сосновского: ученые из Мордовского государственного университета им. Огарева разработали средство на его основе для лечения рака. Газета.ру и вслед за ней другие СМИ написали об этом так оптимистично, что в университет звонят пациенты — записаться на клинические испытания. Но разработка крайне далека от этой стадии, узнал Фарма FM, поговорив с руководителем исследовательской группы, доктором медицинских наук, профессором Николаем Пятаевым.
В исследовательской группе 4 человека: Олег Куликов, Валентин Агеев, Екатерина Бродовская, Василиса Шляпкина, руководитель — Николай Пятаев. Их статья о свойствах фуранокумаринов борщевика Сосновского — природных токсинов, которые снижают защиту клеток от воздействия ультрафиолета — вышла 25 апреля прошлого года в журнале Chemico-Biological Interactions, но исследования продолжаются, и журналисты узнали о них только недавно. Ученые проанализировали химический состав сока борщевика Сосновского, произрастающего в естественных условиях, и его фототоксичность в культуре клеток фибробластов мыши. И пришли к выводу: сырье борщевика Сосновского — источник фуранокумаринов, которые могут использоваться как фотосенсибилизаторы в фотодинамической терапии: этот вид лечения, основанный на светочувствительных веществах и свете определенной длины волны, эффективен против некоторых видов рака.
Сама идея препарата на основе опасного сорняка пришла случайно: в лаборатории фармакокинетики и таргетной фармакотерапии МГУ им. Огарева обсуждали, какой принципиально новый препарат можно разработать, решили обратиться к природе — и вспомнили про борщевик и его токсичные свойства. Возникла мысль: если он вызывает ожоги, могут ли его вещества как-то воздействовать на раковую опухоль?
Как должен работать такой препарат? Липосомальный раствор вводят внутривенно, затем опухоль облучают ультрафиолетом, и ее клетки погибают. Здоровые клетки при этом не затрагиваются — ультрафиолет на них не попадает. Теоретически это средство можно использовать при раках кожи и мочевого пузыря, когда опухоль легко облучить ультрафиолетом, при тестировании на крысах с поверхностными опухолями удалось добиться 70%-й выживаемости. Эти результаты опубликованы в Pharmaceutical Chemistry Journal.
Николай Пятаев объясняет, что ученые не позиционируют разработку как почти готовый препарат: «Надо посмотреть, насколько она будет конкурентоспособна с точки зрения фармакоэкономики. У фуранокумаринов как фотосенсибилизаторов есть как преимущества, так и недостатки. В числе первых можно назвать механизм действия: они необратимо взаимодействуют с ДНК и активируют процесс апоптоза (запрограммированного самоуничтожения клетки). При таком пути клеточной гибели вероятность рецидива рака значительно меньше. С другой стороны, ультрафиолетовое излучение, необходимое для активации кумаринов, проникает в ткани на очень небольшую глубину, что ограничивает спектр применения метода поверхностными видами опухолей. По сравнению с классической фотодинамической терапией наш метод, скорее всего, будет не хуже — но и не лучше. Но другие фотосенсибилизаторы, например сульфофталоцианины, хлорины, уже выведены на рынок, работают и продаются».
Сейчас задача ученых МГУ им. Огарева — сделать эмульсию чувствительной к коротковолновому излучению, более глубоко проникающему в ткани, например, рентгеновскому или инфракрасному, для чего исследователи комбинируют кумарины со специальными активирующими наночастицами. Решение этой задачи сделает возможным воздействие на любую опухоль, и тогда можно говорить о преимуществе, которое позволит заинтересовать представителей фарминдустрии и вывести разработку в клинику. «Но пока инновационность только в том, что еще никто не делал подобное на основе фуранокумаринов, и для нас это большое научное достижение. На этом этапе мы не говорим о ней как о лекарстве и не можем даже показывать фармкомпаниям, проведя исследование только на одном виде животных с определенным видом опухолей», — отмечает Пятаев. Кроме того, само получение вещества на этом этапе трудоемкое: из тонны сырья получается примерно 100 литров сока и 20 граммов фуранокумаринов. Выходом может стать синтез вещества в лаборатории.
Подпишитесь на наш канал, чтобы не пропускать эксклюзивные новости и колонки Фарма FM.