Найти тему

ЗАГАДКИ КАРТИН

. Часть 1.

Сюжет «Вечер в Эммаусе» вошел в искусство с Возрождением, но большую популярность приобрел в XVII веке, вместе с расцветом Барокко.

В Европе уже ощущались настроения грядущей Эпохи Просвещения и Церковь использовала все средства, чтобы доказать истинность своих догм. Одним из них было искусство.

Сюжет «Вечер в Эмаусе» подходил для таких целей прекрасно. Он изображал кульминационный момент встречи Иисуса с апостолами после его Воскресенья.

Ученики Христа идущие в Эммаус встретили Спасителя по дороге, но не узнали и поведали ему причину своей печали, связанной с утратой учителя.

В ответ Христос до самого города прояснял Апостолам суть писания, начиная от книг Моисея.

В благодарность Апостолы пригласили его разделить с ними ужин. Христос во время трапезы разломил хлеб и благословил их. Ученики в этот же момент его узнали и он стал для них невидим.

С одной стороны этот сюжет еще раз доказывал реальность Воскресенья Спасителя, с другой стороны напоминал о невидимом присутствии Христа в нашей жизни.

В 1601 году Караваджо, чья слава в Риме стремительно росла, получил заказ на этот сюжет. Сегодня его работа находится в Лондонской Национальной Галерее.

Обычным для этого сюжета было изображение Христа с Апостолами за накрытым столом с пасхальными блюдами. Среди которых обязательно был хлеб.

Могли быть добавлены трактирщик, его слуга, животные, детали интерьера.

Все это могло нести дополнительные смыслы и акценты.

У Караваджо, очень интересен жест Апостола справа. Он как будто передаёт положение рук Иисуса на кресте.

Второй Апостол в удивлении пытается привстать со стула, который повторяет форму сенаторских кресел в древнем Риме.

Несмотря на то, что одежда Апостолов бедна, это может намекать на их важную роль в этом мире.

В центре богато накрытый стол. Прекрасно прописаны фрукты и аппетитно зажаренный петушок. Курицы были настолько дорогими, что их не резали даже на пасхальный обед.

-2

Но вслед за этой картиной будет написана ещё одна. Караваджо повторит сюжет через несколько лет, но изобразит его уже совсем по другому…

(продолжение).

Евгения, искусствовед и гид по Риму и Ватикану.