Последнее время идет тренд на фильмы, которые поднимают актуальные вопросы: будь-то политические, социальные или философские. И это не может не радовать, поскольку спецэффектами уже никого не удивишь, а вот дать пищу для размышлений - это и есть настоящее искусство.
Фильм Мартина Макдоны «Банши Инишерина» уже завоевал 3 Золотых глобуса и на текущий момент является девятикратным номинантом на премию Оскар 2023.
Чем же таким картина заслужила 13-минутные овации на Венецианском фестивале?
С учетом того, что фильм занимает достаточно серьезный хронометраж, почти 2 часа, событий и действий в фильме совсем немного. Те, кто привык к нескончаемому экшену, могут заскучать, но здесь больше пища для ума и души, чем движуха. Здесь скорее нужно отдаться потоку, чем ждать, когда тебя начнут развлекать.
Что касается оваций, то видимо Западный мир так сильно устал от человеческой разобщенности, тренда на достижения и восприятие добра как слабости, что это всех впечатлило.
Я могу ошибаться, и их тронуло что-то другое, поскольку вопросы, поднятые в фильме философские и далеко неоднозначные, их можно крутить как кубик Рубика, а мы попробуем собрать его в гармоничную фигуру.
Я выскажу свое мнение, и с удовольствием почитаю ваши мысли, которые вы можете написать в комментариях.
Почему Банши Инишерина?
Прежде всего, предлагаю начать с названия, в котором закладывается одна из главный идей фильма.
Возможно вы знаете, что банши - это ведьма или дух в женском обличье, который является предвестницей смерти в ирландском фольклоре.
Также мы знаем, что мелодия, которую сочинял Колм, так и называется "Банши Инишерина".
И тут можно объяснить, почему Колм вдруг ни с того, ни с сего решил бросить все и начать писать эту мелодию.
Он не раз упоминал, что не знает, сколько ему осталось и хочет оставить что-то после себя.
Как будто в какой-то момент он задумался о том, что жизнь не вечна, как будто к нему пришла сама банши и предсказала ему смерть. Весь фильм нам намекают, что на острове действительно живет банши в виде старухи Миссис Маккормик.
Интересный факт. По ирландским поверьям считается, что банши является покровительницей истинно ирландских семей, и особенно семей с фамилиями, в которых присутствует О' и Мак. Банши является прародительницей этих семей. Миссис Маккормик в фильме как раз имеет приставку Мак в фамилии.
И поэтому все последующие действия Колм совершает так, как будто он живет последние дни.
Каждую минуту он хочет провести с пользой, не тратя время на пустые разговоры, на людей, которые ему не нравятся, на обдумывание своей жизни, на пребывание с самим собой, на смирение и спокойствие.
Он начинает исповедоваться как в последний раз. И именно его исповеди нам показывают в фильме.
Даже когда у него спрашивают про отрубленные пальцы, он отвечает, что он так развлекается. Да и правда, зачем ему пальцы, если он скоро умрет?
И явно он хотел написать только одну мелодию.
В противном случае пальцы все же пригодились бы ему.
Поэтому он и сказал, что на его могиле никто его мелодию не исполнит. Вероятно, она именно для этого и писалась.
Но с другой стороны, Колм учил своих учеников играть ее, возможно, как раз для похорон. И по этому поводу общался с музыкантом, которого спровадил Патрик.
И собственно, финал:
Банши садится на стул у сгоревшего дома.
Намек ли это на то, что Колм все же сгорел в доме, а Патрик увидел призрака? Ведь мы отчетливо видели, как полыхал дом, мог ли Колм выбраться оттуда целым и невредимым?
Он сказал: Сожженный дом намекает, что нам не по пути.
Возможно потому, что теперь его путь в потусторонний мир.
Эта теория ничем не обоснована, только моей фантазией, но такой поворот мог быть действительно интересным.
В противном случае, это можно трактовать как то, что смерть идет по пятам Колма. Следит за ним. И его мелодия, посвященная ей, вскоре пригодится.
И главная мораль всей этой истории, заложенная в названии, в том, что нам всегда стоит помнить о смерти, о том, что наша жизнь не вечна.
И как в таком случае мы хотим прожить время, которое нам отпущено?
А что запомнят люди?
Если поведение Колма обосновывается его осознанием конечности жизни, то абсолютно логично, что его заинтересовывает хоть и пьяный, но прекрасный монолог Патрика о хороших людях:
он помнит своего отца, потому что он был хороший, свой мать, потому что она была хорошая, и будет всегда помнить свою сестру, потому что она хорошая. А на Моцарта ему плевать, потому что он не знал его.
И здесь встает вопрос для Колма, что важнее, чтобы после него сохранилась мелодия, которую он написал, или теплые воспоминания о нем, как о человеке.
Возможно, он задумался: А что обо мне будут говорить, когда я умру?
Что я оставлю после себя?
И поскольку всю свою жизнь он прожил на маленьком острове, слушая сплетни и пустые разговоры, сказать о нем нечего. И лучше вместо стандартных слов будет звучать мелодия, сочиненная напоследок.
Другой вопрос в том, что остаток своего времени он решил потратить на одиночество и создание мелодии, чем на то, чтобы создать о себе теплые воспоминания.
Ведь люди мыслят историями.
И да, после великих людей остаются их бессмертные шедевры и достижения, все помнят и пользуются их открытиями, но единицы знают биографию жизни этих людей, и того меньше могут рассказать интересные истории, которые могут раскрыть этих гениев как людей.
И особенно как хороших людей.
Пометка. Здесь я ни в коем случае не преуменьшаю и не обесцениваю их достижения, они внесли огромный вклад в культуру и науку. Однако, напомню, мы говорим про фильм, где выносится этот вопрос на обсуждение.
Гражданская война между друзьями
Несмотря на то, что название фильма нам говорит о том, чтобы мы задумались о ценности каждого мгновения нашей жизни, и что мы оставим после себя, главным действующим лицом в фильме выступает Патрик. И все события происходят вокруг него.
А значит, мы не можем оставить его без внимания.
Патрик хороший парень, который страдает от того, что не понимает, почему вдруг его лучший друг отказывается от него.
Он как будто оказывается втянутым в гражданскую войну, в которой не понимает, кто и зачем сражается. Гражданская война в принципе - это олицетворение бесчинства "брат на брата". И Патрик не понимает смысла этой войны, как и противостояния с собственным другом.
Это проблема актуальна для современного общества. Люди ни с того, ни с сего перестают общаться, иногда без объяснения причин.
Это причиной является ловушка саморазвития, которая ведет не к развитию, а к разобщению общества.
Ловушка саморазвития
Последние годы мы слышим такую позицию относительно окружения «Общайся с девятью миллионерами и станешь десятым», психологи (думаю, что это псевдопсихологи) говорят «Не общайся с тем или другим, потому что он не развивается» - и все в таком духе.
Мол от окружения зависит будешь ты развиваться или нет, достигнешь ли ты успеха в жизни или нет. И наслушавшись всего этого, люди начинают проводить, так называемую, чистку окружения.
Резко прерывают контакты с теми, с кем дружили много лет, потому что теперь они поняли, что хотят развиваться, а значит нужно окружать себя интересными людьми и не тянуть за собой старый «балласт».
Такие люди как будто обвиняют свое неразвивающееся окружение в своем неудовлетворенном состоянии и своих отсутствующих достижениях.
Колм страдал унынием и думал, что в этом унынии виновато его «скучное» окружение, и что именно из-за этого он не может начать делать что-то великое. Однако, даже после того, как он написал мелодию, он признался, что уныние всегда с ним.
Внутреннее состояние счастья не зависит от достижений или людей вокруг, оно зависит только от мировоззрения самого человека, есть ли у него внутренняя опора, или он свое состояние ставит в зависимость от внешних факторов.
И именно этот момент является ловушкой.
Просто из-за того, что человек решил развиваться, он в одночасье не стал интересным. Развитие и рост происходит всю жизнь, и то, что человек заработал много денег, это еще не значит, что он развитый и интересный.
По сути сестра Патрика - Шивон в разговоре с Колмом говорит «Вы все скучные».
И так и есть. Заметьте, что только Шивон получила приглашение на хорошую работу, при этом она никого не осуждала и не рвала связи громкими показными заявлениями «Ты мне больше неинтересен. Я из-за тебя не развиваюсь».
Человек не развивается только из-за себя.
То, что Колм решил, что Патрик ему теперь не нравится, потому что он скучный, не делает самого Колма интересным.
Он приобретает только высокомерие и мысли о том, что теперь кто-то «Недостоин с ним общаться».
Да, у него появилось больше времени на написание мелодии, которая должна была остаться и жить вечно, но значит ли это, что он стал человеком, которого захотят любить и помнить?
Колм говорит: «Я закончил мелодию. Было бы здорово сыграть ее на твоих похоронах. Жалко, что на моих похоронах, ее некому будет сыграть».
Это как аналогия с тем, что человек всю жизнь работал, зарабатывал деньги, откупался этими деньгами от всех родственников, делая дорогие подарки, а может даже и того не делал, просто деньги для самого себя как Скрудж в Рождественской истории.
Но эти деньги с собой в могилу не унесешь, как и мелодию Колма.
Оправдание глупости добротой
Теперь мы приходим к вопросу: если человек хороший, оправдывает ли это его необразованность? И делает ли образованность человека плохим и сухим?
Будем честными, если бы гении тратили бы время на пустые разговоры, то вряд ли бы они принесли в мир свои творения и изобретения.
Наш мир не развивался бы, и мы сидели бы в каменном веке до сих пор.
В фильме когда Колм отказывается общаться с Патриком, последнего начинают утешать, что он самый хороший парень.
Режиссер иронизирует тем, что главный любимец Патрика - осел.
Осел - это символ покорности, глупости и упрямства.
Собственно, все эти качества есть и у Патрика. Он покорно готов следовать за Колмом, когда тот его отшивает, он проявляет нескончаемое упрямство, чтобы вернуть друга, даже когда тот режет себе пальцы, и глупость, из-за которой с ним не о чем поговорить.
Хочется ли людям общаться с ослом, даже если он по своей природе добр? И стоит ли считать таких людей однозначно "балластом"?
Общаться или не общаться - вот в чем вопрос
А вопрос решается человечным образом.
Если мы собираемся идти в развитие, узнавать что-то новое, это не значит, что теперь наше окружение недостойно нас.
Знания и образованность идут рука об руку с человечностью - это необходимый баланс.
Прежде всего, новыми знаниями мы можем делиться со своим окружением, попытаться их заинтересовать. Возможно, их это тоже вдохновит.
Это может дать интересные темы на обсуждение, можно вместе что-то творить, прикладывать совместные усилия, это даже может быть эффективнее.
Можно самостоятельно задавать ход беседы, а не молча сидеть и злиться на окружающих, какие они недалекие, тогда не придется выслушивать два часа всякую ерунду.
В крайнем случае, можно сказать, что об этом разговаривать не интересно.
Люди существа социальные, но в страхе кого-то обидеть, нам легче прекратить общение. В то время, когда если бы делились своими переживаниями, мы могли бы прийти к общему знаменателю, тогда в мире было бы меньше недопонимания и злости.
Колм даже начинает резать себе пальцы, вредить себе, чтобы не общаться с Патриком. Мол, я не хочу причинять тебе боль, поэтому причиню боль себе. Стала ли боль Патрика от этого меньше?
Очевидно нет. Только ожесточила его сердце.
Мы же прекрасно видим, что Патрик стремится к общению с Колмом, он его любит как друга. Он пытается пробовать разные подходы. То есть он был готов к переменам и развитию.
Если бы Колм был бы с ним откровенен и попытался бы увлечь его интересными беседами, то и сам Патрик изменился бы к лучшему.
Желая развиваться, нам важно не отдаляться от других и не осуждать, а приближать их к себе и вдохновлять.
Тогда мир может стать значительно лучше, добрее, образованнее.
А жестокость рождает жестокость. Патрик решил, чтобы завоевать уважение Колма, ему нужно самому быть жестким. И даже поступил очень подло по отношению к музыканту, которому сказал, что его отец при смерти.
Таким образом, мы можем влиять на наше окружение как позитивно, так и негативно.
Человек может не хотеть расти
И это абсолютно его право. Это его жизнь. Он сам в ответе за нее.
Так, например, Шивон, получив работу и достойное место для жизни, позвала за собой Патрика. Тот отказался, и это был его выбор.
Никто никого заставить не может, каждый сам выбирает лучший путь для самого себя. И это не вопрос осуждения, это вопрос принятия выбора человека.
И да, в таком случае пути расходятся естественным образом, а не потому, что кто-то недостоен общаться с человеком, который идет в развитие.
Собственно, в жизни если один из коллектива идет в развитие, он может попробовать заинтересовать других, если другим это неинтересно, то он выпадает из этого общества сам собой. И двигается в том направлении, где его примут.
Так произошло с Шивон, когда премерзкий полицейский сказал ей, что она странная, поэтому с ней никто не общается. И она благополучно переехала в то место, где ей стало хорошо.
Другой вопрос, пыталась ли она кого-то заинтересовать на развитие?
Тоже нет, просто избегала пустых разговоров и уходила в книги.
Ведь заинтересовать - это тоже непростое занятие. Можно говорить о чем-то свысока, а можно придумать, как это донести интересно.
И снова я делаю отсылку к прекрасному ученому Жаку Фреско, который путешествовал и общался с разными людьми, с разной культурой и разными убеждениями. Он смог сподвигнуть на развитие мальчишек-подростков, которым пророчили будущее уголовников. Он смог объяснить африканским племенам, что Земля не плоская (в некоторых племенах в то время так думали).
Все это вопрос подхода.
Он хотел помочь, а не казаться, что он умнее всех. Применял свои знания на улучшение общества, а не кичился ими.
Это вопрос того, какие наши личные цели - эгоистические или же направленные на развитие общества хотя бы на капельку?
По итогу, фильм затрагивает большое количество объемных вопросов, каждый из которых заслуживает особого внимания, и ответов, которые дает себе каждый сам.
Благодарю за то, что дочитали до конца!
И конечно, как всегда, я буду искренне благодарна за ваши лайки и подписки, которые помогают моему блогу развиваться!