В статье мы рассмотрим основные отличия предпрофессиональных и общеразвивающих программ дополнительного образования. Данный вопрос актуален и вызывает интерес, как в педагогическом сообществе, так и у родителей при выборе программы обучения ребенка.
Для понимания отличительных особенностей предпрофессиональных и общеразвивающих программ целесообразно рассмотреть основные задачи, которые решает дополнительное образование в системе общего образования в целом, к ним относятся:
§ организация содержательного досуга детей – посещение занятий по интересам с целью общего развития и социализации ребенка, приобщения его к занятиям музыкой, спортом, творчеством и т.д.;
§ получение дополнительных знаний и навыков в предметных областях школьной программы – дополнительные занятия иностранными языками, математикой, информатикой, историей и т.д.;
§ допрофессиональная подготовка – получение начальных знаний, навыков, развитие способностей и формирование мотивационных установок, необходимых в профессиональной деятельности в выбранном направлении (наука и технологии, спорт, культура и искусство, социальная работа и др.), в том числе для дальнейшего поступления в учреждения СПО и ВПО.
Решение данных задач обеспечивается посредством реализации дополнительных общеобразовательных программ, которые подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные.
Общеразвивающие программы разрабатываются образовательной организацией самостоятельно и, как правило, разделяются на программы стартового, базового и продвинутого уровня.
Стартовый уровень – программы, которые предназначены для начального ознакомления с выбранным видом деятельности. Содержание данных программ адаптировано для освоения всеми обучающимися, без предъявления требований к подготовке. Срок реализации программ стартового уровня обычно не превышает одного года.
Базовый уровень – программы предполагающие приобретение обучающимися системы знаний, умений и навыков в выбранном виде деятельности. Срок реализации программ базового уровня и требования к начальной подготовке обучающихся определяется программой. Как правило, длительность обучения по программам базового уровня составляет 2-3 года.
Продвинутый уровень - программы углубленного изучения определенного направления деятельности. Обучение по программам продвинутого уровня предполагает наличие у обучающихся начальной системы знаний, умений и навыков в предметной области программы. Срок реализации программ продвинутого уровня обычно составляет 1-3 года.
Содержание дополнительных общеразвивающих программ не имеет строгой регламентации, разработкой таких программ и определением требований к уровню подготовки обучающихся, срокам обучения и других характеристик занимается организация, которая реализует соответствующие программы.
Предпрофессиональные программы разрабатываются образовательной организацией на основе Федеральных государственных требований (ФГТ), которые определяют минимум содержания дополнительных предпрофессиональных программ, структуру и условия их реализации, сроки обучения по указанным программам. Данные требования утверждаются на федеральном уровне для предпрофессиональных программ в области спорта и в области искусств (наличие предпрофессиональных программ в других направлениях действующим законодательством не предусмотрено). Реализацией предпрофессиональных программ занимаются преимущественно специализированные (профильные) учреждения дополнительного образования: спортивные школы, школы искусств, музыкальные, художественные школы. Для поступления на предпрофессиональные программы необходимо пройти вступительный отбор. Срок обучения по предпрофессиональным программам обычно составляет 5-8 лет.
Таким образом, исходя из задач, выполнение которых обеспечивает система дополнительного образования детей, в нормативно-правовом поле и сложившейся образовательной практике сформирована следующая программно-целевая модель:
Отметим также некоторые аспекты выбора дополнительной общеобразовательной программы. Часто возникают случаи, когда родители сравнивают предпрофессиональные и общеразвивающие программы в контексте лучше - хуже. На самом деле никакая из программ не является лучше или хуже другой, каждая программа предназначена для решения определенных задач.
Тем не менее, при выборе образовательной программы следует принять во внимание следующие аспекты:
1. Срок реализации программы и объем учебной нагрузки. Предпрофессиональные программы реализуются 5-8 лет, при этом объем учебной нагрузки может составлять до 14 часов в неделю, без учета времени для самостоятельной работы, которая является обязательной для предпрофессиональных программ. Общеразвивающие программы, чаще всего, реализуются в период не более 4 лет и в объеме учебной нагрузки до 8 часов в неделю.
2. Особенности образовательного процесса. Поскольку основная цель предпрофессиональных программ заключается в допрофессиональной подготовке, то и система обучения по таким программам более строгая. Обучение по предпрофессиональным программам предполагает наличие обязательных оценочных процедур (промежуточной и итоговой аттестации), система обучения включает в себя наличие оценок, нормативов и т.д. При реализации предпрофессиональных программ в большей степени важен результирующий компонент образовательного процесса (формирование знаний, умений и навыков в выбранном виде деятельности), в отличие от общеразвивающих программ, где в большей степени важно поддержание мотивации, создание комфортной для ребенка учебной среды (ситуации успеха) и т.д.
3. Наличие вступительных испытаний. Для зачисления на предпрофессиональные программы необходимо пройти вступительные испытания. Такие программы предполагают отбор обучающихся. Общеразвивающие программы (за исключением программ продвинутого уровня) доступны для освоения всеми желающими.
Резюмируя отметим, что предпрофессиональные программы целесообразно выбирать в том случае, когда у ребенка имеется сформированная мотивация к выбранному виду деятельности. Родителям необходимо учитывать, что занятие по предпрофессиональным программам проводятся в большем объеме, поэтому для успешного освоения программы выбранное направление обучения должно стать приоритетным для ребенка. Помимо занятий в образовательной организации предпрофессиональные программы подразумевают обязательный объем самостоятельной (домашней) работы.
Общеразвивающие программы (в зависимости от уровня) подойдут в том случае, когда дополнительное образование рассматривается как способ организации содержательного досуга ребенка, пространства его творческого развития, социализации и в меньшей степени связано с получением допрофессиональной подготовки для дальнейшего профессионального обучения.
В рамках данной статьи мы не углублялись в нормативно-правовые аспекты, связанные с особенностями реализации предпрофессиональных и общеразвивающих программ, а представили их краткий сравнительный анализ. При желании более подробно изучить рассматриваемые программы рекомендуем ознакомиться со статьей, опубликованной в Социально-педагогическом журнале «Парадигма образования», которая представлена по ссылке:
Подрезов Алексей Владимирович, cопредседатель редакционной коллегии Социально-педагогического журнала «Парадигма образования»