Западная пресса призывает европейские и американские театры «закрыть двери» перед российским басом из-за его выступлений на родине. Австрийское музыкальное издание Opern.News обвинило баса в близости к Кремлю и связи с Путиным.
«Не могу надолго оставить семью»
Ильдар Абдразаков отменил участие в новой постановке миланского театра La Scala "Сказки Гофмана" Оффенбаха, где он должен был исполнить партии четырёх злодеев, за которые в России несколько лет назад был удостоен премии "Золотая маска". Об этом он сообщил в соцсетях, отметив, что принял такое решение с тяжёлым сердцем. Новость разочаровала европейских поклонников, надеявшихся вновь насладиться безупречным вокальным мастерством и неподражаемой игрой харизматичного артиста.
- Мой график формируется на несколько лет вперёд, но жизнь вносит свои коррективы, и семейные обстоятельства вынуждают меня отменить некоторые планы, - сообщил Ильдар Абдразаков. - Сейчас эти обстоятельства не позволяют мне надолго оставить семью - четверых маленьких детей и, прежде всего, маму, которая год назад перенесла тяжёлый инсульт и живёт в Уфе, куда я регулярно езжу её навещать.
Бас также поблагодарил директора La Scala Доминика Мейера "за понимание" и выразил надежду на скорую встречу. Пост собрал несколько сотен комментариев - подписчики, среди которых немало известных имён, активно выражали поддержку артисту. Решение Ильдара поддержали звёзды шоу-бизнеса - Филипп Киркоров, Валерия, Лариса Долина, коллеги по оперному цеху - Анна Нетребко, Юсиф Эйвазов, Владислав Сулимский, американский тенор Лоуренс Браунли и многие другие.
"Здоровья маме, самое главное! А Ла Скала тебя ласкала и ласкать будет!" - утешил баса актёр Оскар Кучера. Впрочем, нашлись и те, кто позволил себе усомниться в том, что отменить участие в миланской постановке Абдразакова заставили исключительно семейные обстоятельства. "Тут явно другая причина", - заключил один из комментаторов.
Действительно, на фоне продолжающейся на Западе вакханалии "отмены русской культуры" многие удивлялись, как же фигуре такого масштаба, а 46-летний Ильдар Абдразаков - один из самых востребованных оперных певцов современности, удаётся избегать проблем, с которыми столкнулись многие его российские коллеги. К примеру, с той же Анной Нетребко или другой сопрано Хиблой Герзмава знаменитый нью-йоркский театр Metropolitan Opera без всякого сожаления разорвал контракты. Ильдар Абдразаков тогда заявил, что приостанавливает контакты с театром, который когда-то называл "лучшим в мире" из-за солидарности с уволенными коллегами. Причём несколько других отмен своих выступлений на Западе, случившихся в прошлом году, башкирский бас объяснял исключительно "семейными обстоятельствами", без каких-либо политических высказываний.
- Я глубоко убеждён, что художник должен быть нейтральным и объединять людей и страны своим искусством, - заявил Ильдар Абдразаков.
«На службе у зла»
Тем не менее сейчас сразу несколько западных СМИ начали демарш против россиянина, призывая директоров ведущих театров "закрыть свои двери" перед артистом. Австрийское музыкальное издание Opern.News в публикации «Путинский пропагандист. На службе у зла» обвинило баса в близости к Кремлю и связи с президентом. Затем его процитировал американский сайт Operawire. Несправедливо, мол, критиковать только одну Анну Нетребко и не замечать других российских артистов, которые находятся "на службе у Кремля".
"Например, бас Ильдар Абдразаков, находящийся в расцвете сил, не только эксклюзивный артист Deutsche Grammophon, но и популярный гость на путинских пропагандистских мероприятиях", - говорится в статье Opern.News.
"Пропагандистскими" издание назвало выступление заслуженного артиста России на главной площади Петербурга на юбилейном концерте "Классика на Дворцовой", посвящённом Дню города. Шоу мирового уровня, в котором, кстати, принимал участие и знаменитый итальянский тенор Витторио Григоло, собрало 400 тысяч зрителей. А пел там Ильдар Абдразаков, между прочим, только классику, да ещё хиты XX века - My Way и Parla piu piano.
Припомнили нашему басу и майское выступление на Красной площади в честь Дня Победы с оркестром под управлением опального на Западе Валерия Гергиева, и сентябрьское выступление в рамках Восточного экономического форума во Владивостоке, также с маэстро Гергиевым. Но больше всего автора статьи возмутил тот факт, что Ильдар отменил своё выступление на последнем спектакле "Бориса Годунова" 29 декабря в La Scala, но в этот день, как утверждает Opern.News, пел в Москве во Дворце спорта на гала-концерте праздничного мероприятия Ирины Винер-Усмановой, которая является членом высшего совета партии "Единая Россия".
По мнению издания, о близости с Кремлем свидетельствует и тот факт, что Владимир Путин обратился с приветственным посланием к фестивалю Abdrazakov Fest, продвигающему молодые таланты. Однако справедливости ради автор замечает, что «выступление против Путина может поставить под угрозу здоровье Абдразакова и здоровье его близких».
Стоит отметить, что австрийское издание не ограничилось одной "разоблачительной статьёй", через несколько дней выпустив новую, в которой заявило: "Ильдар Абдразаков не нуждается в Западе" и "хорошо зарабатывает в России".
Автор уверяет, что в распоряжении редакции есть трудовой договор российского агентства "Росконцерт" на проведение "пропагандистского концерта" на Красной площади в Москве 24 мая 2022 года, согласно которому за десятиминутное выступление Ильдар Абдразаков получил три миллиона рублей. На тот момент - это около 46 тысяч долларов.
«Тот, кто получает такие неприлично высокие гонорары, знает, за что ему платят», - резюмирует автор. Журналист задаётся вопросом: почему же гендиректор Баварской государственной оперы Серж Дорни, отказавшийся сотрудничать с Нетребко из-за предполагаемой связи с Путиным, не делает того же в отношении Ильдара Абдразакова?
«Каждый художник, появляющийся на Западе и занимающийся пропагандой в России, в той или иной степени легитимизирует режим», - уверен автор статьи.
Между тем выступления баса в Мюнхене запланировано в июле сразу в двух постановках: в титульной партии "Бориса Годунова" Мусоргского и партии Филиппа II в опере "Дон Карлос" Верди. Кроме того, в апреле Абдразаков должен выйти на сцену Оперы Монте-Карло в постановке "Севильский цирюльник" Россини, где исполнит партию Дона Базилио. А на днях Бостонский симфонический оркестр подтвердил планы осуществить постановку оперы "Леди Макбет Мценского уезда" Дмитрия Шостаковича с участием Ильдара Абдразакова в роли купца Бориса.
Так что, как бы ни возмущались "разоблачители", очевидно одно: Ильдар Абдразаков остаётся желанным гостем на самых престижных сценах мира и "закрывать двери" перед ним они не торопятся. Как и окончательно "отменять" русскую культуру. А без российских артистов ставить русскую оперу очень затруднительно, почти невозможно.
Автор: Мила Киян