Найти тему

Абдуллахан II и Аштарханиды.

Во Франции женщина не могла занимать престол. В Англии это никогда не возбранялось, сколько было королев, а король при королеве как принц-консорт, то есть мужчина вроде есть, а короля нет. Есть муж королевы. Личность незаметная, но довольно нужная. Он производитель детей и наследников. В России тоже были императрицы. Они правили и рожали, и никто слова против не говорил. Так что женщины-правительницы в средневековье играли немаловажную роль в управлении. Кому-то из них повезло родиться в Англии, а кому-то не очень повезло родиться в Средней Азии.

У Абдуллахана II была сестра, Зухра-беким. Приставка к имени означала принадлежность к высокопоставленному, чаще всего ханскому роду. Повезло этой девушке многократно, и с именем, и с братом, и с мужем. Все помнят историю знаменитого Ивана Грозного. Хотя возникает вопрос — где Средняя Азия и сестра Абдуллахана II, а где Иван Грозный, человек устроивший опричнину и проигравший Ливонскую войну. Всё очень просто. Интересы у него были обширные и многогранные. В том числе и на южных границах обширного государства, а не только в Сибири и на Урале.

Ивану Грозному удалось справиться с такой болячкой, как Казанское ханство. Некоторые помнят поговорку «Сирота казанская».

Сироты и нищие были во все времена. Но когда-то больше, а когда-то меньше.
Сироты и нищие были во все времена. Но когда-то больше, а когда-то меньше.

Откуда она пошла — мало кто знает. Исследователи выделяют две версии возникновения этой фразы. Согласно одной из них, когда огромное ханство перешло под власть Российского государства, татарская знать и местные князья, то есть мурзы, стремились всячески угодить новому правителю, чтобы сохранить свои богатства и титулы. Часть из них даже согласилась добровольно принять православие, что дало им шанс приблизиться к царскому двору. Когда некоторых князей представляли самому Ивану Грозному, они вели себя скромно и даже приниженно, чтобы заслужить жалость и снисхождение царя. За это их и прозвали в народе казанскими сиротами.

Согласно второй теории, во время захвата Казани войсками Ивана Грозного, множество детей остались сиротами. В это же время в городе появились нищие и беспризорники, которые выдавали себя за жертв, оставшихся без семьи во время битвы в городе. Таких притворщиков и стали называть «казанская сирота».

Обе эти версии объясняют современное значение выражения — человек, который обманом пытается вызвать к себе жалость.

Иван Грозный не остановился после взятия Казанского ханства, а двинул свои войска на юг. Он хотел обезопасить торговые пути из азиатских стран до границ своего государства, торговля с которыми приносила баснословные прибыли. Город в нижнем течении Волги, Хаджи-тархан был захвачен в 1556 году.

Астраханское ханство. Хаджи Тархан
Астраханское ханство. Хаджи Тархан

Энтони Дженкинсон так описывает своё пребывание в Хаджи-Тархане (Астрахани) во время путешествия из Москвы в Бухару: :«Во время моего пребывания в Астрахани здесь был великий голод и мор между населением, особенно среди Татар-Ногайцев, которые пришли тогда сюда отдаться в руки Русских, своих врагов, и искать у них помощи, так как их страна, как я сказал, была разорена. Но им плохо помогали, массами они помирали от голода, так что по всему острову лежали кучи умерших, не погребенных, точно зверей; жаль было смотреть. Много их было продано русским, а остальные прогнаны с острова. В это время очень легко было бы обратить этот злой народ в христианскую веру, если бы Pyccкие были добрыми христианами; но как они могли оказать сострадание чужому племени, когда они так беспощадны к своим бедным. Я бы мог в это время накупить здесь много красивых детей татарских, хоть тысячу, от отцов и матерей, мальчика или девочку за кусок хлеба, стоящий в Англии шесть пенсов; но мы сами более нуждались в провизии, чем в таком товаре. Астрахань отдаленнейший пункт Царских завоеваний от Татар по направлению к Каспийскому морю. Царь охраняет Астрахань очень строго: ежегодно посылает сюда людей, припасы и дерево для постройки Кремля».

Бегство правителей Хаджи-Тархана было закономерным, мало кому хотелось разделять участь несчастного народа, захваченного вражескими войсками.

Астраханский царевич-султан Джани (Джани-Мухаммед, Джанибек) ибн Яр-Мухаммед около 1549 г. был провозглашен «ногайским ханом» при бие Юсуфе и оставался таковым до открытой междоусобицы среди ногаев. Ногайская Орда оказалась во власти узурпатора Исмаила, поэтому обретавшиеся там астраханские беки и ханы имели основания опасаться за свою жизнь. Но и на Сибирский юрт надвигалась война: Шибаниды готовились к борьбе за власть с Тайбугидами. Кроме того, в 1554 году московские воеводы заняли Астрахань и посадили там послушного хана, а через два года окончательно завоевали Нижнее Поволжье — родовое гнездо Яр-Мухаммеда и Джани-Мухаммеда.

Яр-Мухаммед, со своими чадами и домочадцами, вынужден был искать приюта у Бухарских шейбанидов. У Яр-Мухаммеда было шестеро сыновей, самым старшим из которых был Джани Мухаммед. Мать Джани Мухаммеда, Масума-султан-ханум, была дочерью Бухарского хана из узбекской династии Шейбанидов, Искандер-хана (1561—1583).

В современных учебниках истории народов Узбекистана делается упор на то, что в своё время Мухаммед Шейбанихан пользовался убежищем у Аштарханидов и именно поэтому они отправились искать защиты у Бухарских правителей. Но никто ни разу не указал на то, что дочь правителя Бухары, хана Искандера, была женой Яр-Мухаммада. Следовательно, дети бежавшего аштарханидского правителя были внуками Искандер-хана, а фактическому главе государства Абдуллахану II были двоюродными братьями. Это более аргументированное и правдоподобное объяснение того, почему Яр-Мухаммед с семьёй прибыл в Бухару. А не какие-то столетней давности услуги, оказанные неизвестно кем и непонятно кому.

Традиционный праздничный узбекский национальный наряд и украшения.
Традиционный праздничный узбекский национальный наряд и украшения.

Если судить по году рождения старшего сына Зухры-беким и Джани-Мухаммед султана, Дин-Мухаммеда, (1566 год), то можно предположить, что брак между ними заключён не позже 1564 года. Второй сын Баки-Мухаммед родился в 1579 году, Вали-Мухаммед на три года позже.

Таким образом можно сделать вывод, что династия Аштарханидов это не какая-то пришлая династия, совершенно чуждая Шейбанидам, но так ли это? Мать Джанибек-султана сестра Абдуллахана, и его жена тоже сестра Абдуллахана. Обе женщины единокровные сёстры великого правителя. Родство ближе некуда. Поэтому говорить о смене династий можно, даже нужно, но противопоставлять эти две династии не совсем правильно. Все последующие правители выросли в Арке на глазах у Абдуллахана II, хотя реальных прав на трон у них было не очень много.

А теперь традиционной презент, отрывок из романа.

«…Зухра-беким была младше меня на пятнадцать лет, но по возрасту удачно подходила в жёны Джанибек-султану. Ему на момент женитьбы было двадцать три года, а невесте — шестнадцать лет. Искандер-султан мог выдать свою дочь за любого своего поданного, но тогда он не мог бы поставить основного условия, на которое согласился Яр-Мухаммад, — Джанибек-султан не мог взять себе сверх ни одной жены, кроме моей сестры. И насчёт наложниц тоже был запрет, поскольку рожают и жёны и наложницы, а все их дети имеют право на престол и власть. Это не зависит от того, жена родила, наложница, полонянка или рабыня. На такое не каждый мусульманин пойдёт, но поскольку Яр-Мухаммад был в безвыходном положении, то вынужден был согласиться. Кстати, османские султаны именно на таких условиях и выдают замуж своих дочерей.

Свадьба проходила в месяц сафар 971 года хиджры в бухарском Арке, при огромном стечении народа и именитых гостей. Для простых людей на улицах Бухары было по заведённому издавна обычаю выставлено угощение, в самом Арке торжества продолжались целую неделю. Отец подарил молодой чете загородный дворец, в котором они проживают до настоящего времени, и доходный суюргал. Их старший сын Дин-Мухаммад родился в 972 год хиджры, Баки Мухаммад в 987 год и последний Вали Мухаммад в 990 год хиджры. Кроме этого на сестре Надира Мухаммада, занимавшего высокую должность при дворе, женился Дин-Мухаммад, самый старший мой племянник, в 996 году хиджры, а год спустя у него родился сын Имамкули-султан. Не зря я говорю, что родственников и свойственников у нас великое множество».

(Наталия Трябина. «Первый узбек»)

Использованная литература

Путешествие Энтони Дженкинсона от гор. Москвы в России до города

Бухары в Бактрии. Восточная литература.

В.В.Трепавлов (Москва). Родоначальники Аштарханидов в Дешт-и Кипчаке (заметки о предыстории бухарской династии.