Красоту анимационных фильмов Хаяо Миядзаки (легенды мировой анимации, фильмы которого много раз получали премию "Оскар") можно сравнить с порывом ветра, рябью на воде, солнечными бликами. Она живая как сама природа, меняющаяся в каждом кадре, завораживающая. Удивительные шедевры студии "Гибли", где каждый полнометражный анимационный фильм -- это произведение искусства, созданное "по старинке" с ручной отрисовкой персонажей и пейзажей, всегда поражали меня уровнем мастерства и масштабом кропотливой работы. Сам Миядзаки говорил о технологии создания своих фильмов:
«Если это умирающее искусство, тут ничего не поделаешь. Цивилизация идет вперед. Где теперь создатели фресок? Где пейзажисты? Что они делают? Мир меняется. Мне очень повезло, что я мог заниматься одним и тем же делом на протяжении почти 40 лет. В мою эпоху это редкий случай»
Кстати, Миядзаки говорил в интервью, что в своё время на него очень сильно повлияли работы Юрия Норштейна, их стиль и безупречная ручная отрисовка персонажей.
Художественный мир Миядзаки жанрово напоминает магический реализм в литературе, в нём реальное сочетается с вымышленным, волшебным, фантастическим, совершенно органично, рождая иную действительность, в которой нет противоречий. Яркую, необычную и такую притягательную!
Кроме того, в мире Миядзаки перемешаны времена и культуры, магические фольклорные мотивы соседствуют с футурологическими чудесами, имена из европейской мифологии (например, Навсикая -- имя греческой принцессы из гомеровского эпоса) естественно сочетаются с японскими. Миядзаки с помощью искусства объединяет культуры, он мостик между японским и европейским мировосприятием (подобное можно сказать и про прозу Харуки Мураками, о которой я писала).
Все стихии царят во Вселенной мастера, и природа предстаёт в своём царственном обличье. Человек же, порой становится восхищённым и безмолвным наблюдателем, а порой -- безжалостным разрушителем этой природной красоты. Мотив техногенной катастрофы пронизывает многие фильмы Миядзаки, необычайно остро представлены в них моменты человеческого вторжения в природу, потребительские и безжалостные. Природа же в фильмах персонифицируется в удивительных и могучих существах, связанных с образами японского фольклора. Можно вспомнить древнего Бога леса (Духа леса) из фильма "Принцесса Мононоке", страдающее чудовище, символизирующее загрязнённые воды реки из "Унесённых призраками", да и многое другое.
Тема гибели человеческой цивилизации вследствие глобальной технической (или военной) катастрофы в своё время ярко проявилась в научной фантастике, особенно любима была Рэем Брэдбери. Вспомним хотя бы его короткий с апокалиптическими мотивами рассказ "Будет ласковый дождь", где "умный дом" -- символ достижений человеческой технической мысли одиноко разрушается в мире, где мало что изменилось после гибели людей.
И ни птица, ни ива слезы не прольет,
Если сгинет с Земли человеческий род
И весна… и Весна встретит новый рассвет
Не заметив, что нас уже нет.
Столкновение человека и природы, возможно, близится к финалу, сценарии тут могут быть разные, преобладают глубоко пессимистичные. Помимо уничтожения людей или вообще живой жизни, есть варианты, где рассматривается тотальное господство человека на планете. Слышала мнение, что количество видов живых существ сократится до минимума, а вся земля станет гигантским Сингапуром, планетой-офисом где растения (декоративная зелень) будут культивироваться лишь внутри архитектурных сооружений.
Миядзаки как никто раскрывает эту тему, используя в своих картинах всё богатство японского культурного и фольклорного наследия. Мне кажется, что преклонение режиссера перед красотой живой природы настолько велико, что в его фильмах даже предметы, даже военная техника всегда похожи на живых существ (вспомним, например, самолёты в фильме "Навсикая из долины ветров).
Наверное, самым ярким в этом отношении можно считать фильм "Принцесса Мононоке". В нем, на фоне периода Муромати (в то время появилось в Японии первое огнестрельное оружие), разворачивается эпическая картина битвы людей Железного города (возглавляемых госпожой Эбоси) с Хранительницей леса -- волчицей Моро, её приемной дочерью (воинственной девушкой Сан) и жителями Леса. При этом символом смерти Леса становится гибель удивительного, животворящего своим дыханием всё вокруг, существа -- Бога леса.
Название города символично -- убивающее железо, убивающий металл, железная руда, ради которой вырубается Лес, пули против защитников природной красоты. Лес в фильме настолько прекрасен, что можно пересматривать просто отдельные кадры с его тайной, скрытой от человеческих глаз жизнью.
Миротворцем в противостоянии Железного города и Леса становится принц Аситака, ставший после убийства заколдованного кабана-оборотня жертвой проклятия. Кабан, к слову, был сражён тем самым железом, рукотворной пулей, запустившей механизм превращения животного в ужасающего вида воплощение зла. Раненый исходящим от кабана колдовством принц поражен неизлечимым недугом, но невзирая на убивающую его болезнь, мужественно сражается и помогает бедствующим. Передвигается принц на чудесной рыжей антилопе (красном олене, в основном переводе) Якупе (другие варианты Якккуру), умнейшем существе беззаветно преданном своему хозяину.
В западном лесу Аситака встречает Сан, верхом на белом волке. Волчья принцесса горит ненавистью к человеческому роду (такая интенсивность отвращения человека к другим людям показана, по-моему, только у Свифта, в истории про страну благородных лошадей гуигнгмов, после которой Гулливер не мог находится в человеческом обществе и испытывал отвращение даже к своей семье).
Потом он оказывается в Железном городе и понимает, что госпожа Эбоси, тоже не дьявол во плоти, она заботится о женщинах, поддерживает неимущих, дает всем кров, пищу и работу на плавильне железной руды. При этом она не владеет плавильней, а лишь руководит всей общиной.
Основным смысловым моментом фильма становится сцена, где Аситаки удерживает (разводит) руками двух женщин -- защитницу леса, волчью принцессу Сан и предводительницу Железного города госпожу Эбоси. Взаимная лютая ненависть горит в сердцах женщин, но принц, из руки которого поднимаются в воздух черные эманации проклятия кричит:
-- Вы одержимы обе! Смотрите все, так выглядит живущая в человеческом теле ненависть и злоба! Она высвобождается и пожирает всех! Не позволяйте ненависти убивать себя!
Да, сила, примиряющая две враждующие стороны, у каждой из которых своя правда, это единственный спасительный вариант для чудесного волшебного Леса и города людей. Принц Аситака почти терпит поражение своей миротворческой миссии, но когда ситуация становится, казалось бы, безысходной, после убийства Бога леса и гибели волчицы Моро, всё же не сдаётся и неимоверным усилием предотвращает окончательную катастрофу.
Западный лес спасен, хотя прекрасный в своем величии Бог леса падает в озеро, после обретения похищенной головы. Аситака уверен, что он не мог умереть, потому что Бог Леса -- это сама жизнь, сама природа. Железный город разрушен гневающимся божеством. Госпожа Эбоси собирается отстроить новый...Возможно, она не будет больше врагом леса и попытается сосуществовать с ним в мире. Принц Аситака, излечившийся от проклятия, и Сан не могут соединиться, хотя полюбили друг друга (Сан ненавидит людей), но могут жить рядом, он в городе, она в лесу. Мир достижим, хотя и на хрупких неустойчивых условиях.
Все волшебные истории Миядзаки заканчиваются если не полной победой добра, то хотя бы ситуацией гармонии, равновесия, обновления, примирения смертельно враждующих сторон. Это важно для вселенной мастера, так как это основной принцип её существования. Волшебный мир нейтрализует зло тем или иным образом и продолжает жить. Жаль, что этот закон непреходящ только для волшебных миров.
Пишите комментарии, ставьте лайки, это очень поможет развитию канала!