Лидия Мастеркова – одна из ярких и известных художников-авангардистов СССР, оставившая свой след в мире искусства. Ее работы, выполненные в экспрессионистском стиле, запоминаются яркими красками, динамичностью и выразительностью.
Лидия Мастеркова родилась в 1927 году в Москве. С раннего детства она проявляла интерес к театру, музыке и поэзии, пела и брала уроки драматического искусства у Константина Станиславского. В 1943 году она начала заниматься живописью. Обучение Лидии Мастерковой в Московской художественной школе проходило во время Великой Отечественной войны. Это было сложное время для страны, но несмотря на это, Лидия нашла в себе силы и решимость продолжать свое образование в области искусства.
Училась у таких выдающихся художников, как Михаил Перуцкий, Николай Вечтомов, Владимир Немухин, Михаил Рогинский. Эти художники были членами советского андерграунда и отстаивали правила новой фигуративности, которая сильно отличалась от фигуративности общества АХРР, которое следовало принципам передвижников. Мастеркова проявляла необычайное чутье к цвету и композиции, и ее творчество было уже тогда заметно отличным от творчества ее сверстников.
В 1946 году поступила в Московское городское художественное училище. Во время учебы в Московском городском художественном училище Лидия Мастеркова проходила непростой путь к обретению собственного стиля и манеры выражения. Однако, как она сама отмечала, именно это время стало для нее временем полного погружения в пространство живописи, в рисование. Во время Второй мировой войны многие художники были эвакуированы, и Москва стала своего рода убежищем для тех, кто продолжал заниматься искусством.
Для Мастерковой этот период стал не только временем обучения, но и временем раскрытия своих возможностей и творческих способностей. Важное место в обучении Мастерковой занимала мастерская Михаила Перуцкого, в которой она нашла своего наставника и научилась рисовать натюрморты. Он не наставлял своих учеников следовать определенным канонам или принципам, а помогал им самим определиться в своем искусстве. Мастеркова стала любимой ученицей Перуцкого, и ее работы часто выставлялись на общественных выставках.
В середине 1950-х годов Лидия Мастеркова стала гражданской женой художника Владимира Немухина и присоединилась к Лианозовской группе. В этой группе она завязала долговременные дружеские отношения с Оскаром Рабиным и Валентиной Кропивницкой, но все художники этой группы шли по своим индивидуальным путям.
Переломный момент в творческой жизни Лидии Мастерковой наступил во время Фестиваля молодежи и студентов в Москве в 1957 году. В рамках этого фестиваля была организована выставка западных произведений искусства в Парке культуры, на которой были представлены абстрактные картины.
Эта выставка стала своеобразным откровением для многих художников того времени, включая Лидию Мастеркову. Встреча с другим искусством дала мощный импульс ее творчеству. По словам ее мужа Владимира Немухина, после посещения этой выставки они ехали домой молча и не могли ни о чем говорить. И уже на следующий день после этого события Лидия Мастеркова взяла в руки холст и, почувствовав свободу от окружающего мира и любых фигуративных форм, создала свою первую экспрессивную абстрактную картину.
В 1963 году Лидия Мастеркова поступает на работу в Литературный музей имени Пушкина, где занимается в том числе реставрацией, нашла в коллекционировании старинных предметов культа не только источник вдохновения, но и новый материал для своих работ. Она использовала ткани, кружева, золотые и серебряные нити, переплетенные с древними символами, чтобы создать уникальные композиции, которые сочетали в себе элементы живописи и ремесла. Мастерство и техника ее работ были уникальными и вызывали восхищение у многих современников и коллег.
Лидия Мастеркова использовала в своих работах различные техники и материалы, и графика стала еще одной линией в ее творчестве. Она создавала серию работ, где центральным элементом был планетарный символ - неровно закрашенный черный круг, который имел свою глубину и композицию, а формы вокруг него выходили за пределы прямоугольника графического листа. Мастеркова раздвигала форму листа и создавала многофигурные бумажные композиции. Она посвятила серию работ русским поэтам, среди которых были Марина Цветаева и Сергей Есенин. Эти работы отражают последний этап жизни Лидии Мастерковой и показывают ее глубокое уважение и любовь к литературе и культуре своей родины.
Лидия Мастеркова стала не только знаковой фигурой русского авангарда, но и важным символом свободы и самовыражения для многих художников и творческих личностей. Ее искусство продолжает вдохновлять и вызывать интерес у поколений, прошедших и настоящих.
Сегодня произведения Лидии Мастерковой находятся в крупнейших музеях мира и являются важной частью истории русского искусства XX века. Ее работы по-прежнему остаются актуальными и привлекательными для современных зрителей, и ее творчество продолжает вдохновлять новое поколение художников и ценителей искусства.
Текст: Дмитрий Абрамов