Найти тему
Кинокружок Курилова

Фильм «Гриша Субботин» портит бренд Екатеринбурга: дилетантизм и недостаток хорошего вкуса – как в 90-е

Оглавление

Екатеринбург достоин качественного кино, а не этого. Ненужный городу подарок «Гриша Субботин» смастерили (нет, такое слово не подходит, в нем корень «мастер») участники «Уральских пельменей», устроитель фестивалей Евгений Горенбург и клипмейкер из 90-х Кирилл Котельников. Вышло что-то из 90-х, когда кино захватили пошляки и невежды. И ладно бы просто сняли слабый фильм, его ведь еще и позиционируют как формирование бренда города!

Кадр из к/ф «Гриша Субботин».
Кадр из к/ф «Гриша Субботин».

Доставщик еды Гриша Субботин (дебютант, и это заметно, Андрей Михайлов) ездит по клиентам. Это не переодевшиеся за 30 лет авторитеты из 90-х, заворачивающие должников в полиэтиленовую пленку, словно дело происходит в фильме «Жмурки» четверть века назад, размалеванные роковые дамы перестрочного китча, девушки с низкой социальной ответственностью такие, что и 90-м бы стало неловко.

Пузатые дяди, живущие в бассейне и питающиеся устрицами (такого сыграл сам Горенбург), и прочие интересные авторам персонажи, показанные даже не с качеством клише, а как грязные наброски. Есть даже героиня в стиле видео про сантехника и добрый папик, возжелавший взять молодого курьера в компаньоны, ни за что, а просто так (видимо, грезы из 90-х, где застряла творческая мысль фильма).

Кино дробится на кучу скетчей. К финалу из них пытаются слепить что-то, но не лепится. Худо-бедно не провал миниатюра про священника, играющего грайндкор и диско. Не смешно, но и не убого, помог опыт работы авторов с музыкой. Также сносно, хоть и почти без юмора гастарбайтеры спорят с коммерсантом (
Дмитрий Брекоткин) про плов.

В фильме много Екатеринбурга, но после просмотра желания жить в одном городе с Гришей Субботиным не возникает. Кадр из к/ф «Гриша Субботин».
В фильме много Екатеринбурга, но после просмотра желания жить в одном городе с Гришей Субботиным не возникает. Кадр из к/ф «Гриша Субботин».

Остальные работы вызывают желание защитить честь и достоинство Екатеринбурга. При этом главная проблема в том, что авторы преподносят свое кино как вклад в укрепление бренда города.

В 2020 году это начинали как сериал, что отчасти могло оправдать низкое качество, но из-за всей претенциозности фильм скидок не заслуживает. Дело в том, что еще пару лет назад на встрече с главой Екатеринбурга, Горенбург заявил, что решил снять игровой фильм, формирующий привлекательный бренд города, и показал ролик.

В одном из интервью Горенбург сказал, что не умеет снимать кино. Была же светлая мысль! На ней можно было остановиться. Или начать с чего-то простого, не посвящать такие поделки городу, дорогому многим людям.

Кадр из к/ф «Гриша Субботин».
Кадр из к/ф «Гриша Субботин».

«Уральские пельмени» ранее качеством кинокомедий не отличались. Кирилл Котельников (клипы, документалки) успел снять по сценарию экс-хозяина «Калины» Тимура Горяева социально чернушный треш-хоррор «Картонная пристань». Эту слабую постановку смотреть можно: для низкобюджетного триллера-хоррора много качества не надо, да и ужастиков в России очень мало. Но «Гриша Субботин» постановочно сложнее, и на двух – трех простеньких жанровых ходах, как в предыдущем кино, тут не выехать.

Во-первых, это некрасиво

В первых кадрах герой утыкается носом в одну из самых безвкусных обнаженок, даже с учетом кино начала 90-х. И дальше – в том же духе... За женщин особо обидно. То, как с ними обращаются, просто недостойно.

Актрисы старались (как могли), они же не знают, что выйдет в итоге. Им обещали, что будет кино. Но результат выходит как стрижка из парикмахерской «Анжела Люкс», как рубрика «Фото ваших жен» из газеты «Свеча», образы садятся на актеров как штаны которые, по словам продавщицы, «вам так хорошо идут!» с Бебелевского рынка лихих времен.

Фильм представляет коллекцию женских образов из 90-х. Кадр из к/ф «Гриша Субботин».
Фильм представляет коллекцию женских образов из 90-х. Кадр из к/ф «Гриша Субботин».

Синюшные оголения с жеманными позами и эстетическим качеством не выше хоумвидео. Пошлые шутки (да еще и со скользким хихиканьем). Выглядит так, словно пережившие кризис среднего возраста седобородые авторы получили такого беса в ребро, что решили снять фильм ради возможности поработать с обнаженкой.

Истерят почти все, кроме Шахрина. Хамит даже фармацевт в аптеке (ни разу в жизни не видел такого, это же почти святые люди). Провалена мелодрама героя, его сценки с избранницей полны зажимов, комплексов, банальностей и неумения внятно выражаться, это работает не так, в результате не романтика, а эффект «обнять и плакать».

Кроме прочих дефектов фильм крайне неряшлив с гримом и светом, актеры часто выглядят болезненно, причем заразно. Там же, где потрудились гример и визажист, еще хуже. Слово треш тут звучало бы похвалой. Это не треш, в просто грязь на лицах, словно актеров окунули лицами в салат, который сосед метнул на снег у подъезда.

Застрявшие в 90-х

«На заборе столько объявлений. И все с телефонами», – говорит героиня. Точное замечание о фильме. Словно его идея выросла из желания позвонить актрисам с забора и устроить съемки в бане.

Но за такое бюджетную поддержку не дают, а авторам в перспективе хочется. Горенбург даже говорил, что готов снять кино про Левитана, который во время войны выходил в эфир в Свердловске. После «Гриши Субботина» страшно представить, что там может получиться.

Гриша часто бывает на улице, поэтому в кадре много видов Екатеринбурга. К сожалению. Но авторы как будто довольны, как и их друзья, чьи фото стоят постере с надписью «Екатеринбург» (Владимир Шахрин из «Чайфа», Дмитрий Брекоткин, Андрей Рожков из «Уральских пельменей»).

Пошленькая постановка. Неадекватные шутки, неумение качественно работать даже с клише, удивительная атмосфера нечистоплотности. Кино этически и эстетически не вышло из 90-х, и в этом нет хорошего смысла. Можно сказать, что фильм плох. Но не хочется обижать плохие фильмы.

Это нечто иное: ремесленная беспомощность сочетается с такой претенциозностью, что точное слово – «вредный». Не для всего на свете, конечно. Но для бренда Екатеринбурга – да. Потому что попытка позиционирования тут очевидно есть, и она играет в минус.

К пошленькой адюльтерной истории пытаются приклеить тему про папика-коммерсанта, занимающегося карьером. Кадр из к/ф «Гриша Субботин».
К пошленькой адюльтерной истории пытаются приклеить тему про папика-коммерсанта, занимающегося карьером. Кадр из к/ф «Гриша Субботин».

Спасибо за дочитку! Подписывайтесь на канал, и продолжим!