Найти тему
Искры

«Звукосниматель». Февраль, 2023

Кто-то скажет, что мода на музыку 90-х так и не наступила или её возвращение состоялось, но оказалось скоротечным, в отличие от камбэка 80-х, который держался так неоправданно долго, что порядком поднадоел. Но знакомясь с релизами февраля, мы словно переносимся назад во времена Cool Britannia. Причём звук 90-х раздаётся с пластинок не только молодых артистов — Girl Scout и Kelela, но и его оригинальных создателей — Orbital и участников Blur.

Kelela — Raven
Рекорд-компания: WARP
Дата релиза: 13 февраля

Kelela. Фото предоставлено автором
Kelela. Фото предоставлено автором

Об альбоме одним предложением

Эстетский R'n'B от Warp Records.

Об альбоме развёрнуто (многобукв)

Музыка 90-х — это не только бойз/герлз-бэнды, но и экспериментальная электроника с профильных лейблов. Возможно, широкая публика наконец-то доросла до затейливых битов артистов вроде Autechre или Squarepusher, а на WARP Records решили монетизировать музыкальные идеи, внедрённые своими резидентами ещё в середине 90-х и адаптировать их в современный коммерческий жанр № 1. Не зря говорят, что имя лейбла расшифровывается как We Are Responsible People.

Кажется, этот хитроумный план срабатывает — все ведущие музыкальные и не только издания наперебой расхваливают новую пластинку Келелы, и даже самые высоколобые критики называют её лучшей современной R'n'B исполнительницей.

Действительно, этот альбом слушается приятно и легко. Вокал Келелы прекрасен, но всё-таки дело прежде всего в атмосфере, за которую отвечает цех прогрессивных и молодых саунд-продюсеров и сама певица.

Местами всё это напоминает Everything But The Girl, а иногда близко подходит к черте, за которой уже отчетливо различима банальная попса, но не пересекает её.

На фоне остальной коммерческой музыки из чартов пластинка выделяется ненавязчивостью. Есть даже прямая бочка — кажется, напрочь забытая в современном хип-хопе.

Это то, что мы так долго хотели услышать в R'n'B, но уже давно потеряли надежду.

The Go! Team — Get Up Sequences Part Two
Рекорд-компания: Memphis Industries
Дата релиза: 2 февраля

The Go! Team . Фото предоставлено автором
The Go! Team . Фото предоставлено автором

Об альбоме одним предложением

7-й сезон инди-рок-хип-хоп-психоделик-чирлидерского сериала.

Об альбоме развёрнуто (многобукв)

Из названия представленного нами альбома следует, что он является продолжением некого концептуального цикла, первую часть которого британцы The Go! Team выпустили в 2021-м. Но это скорее просто очередной альбом группы, вся дискография которой — сама по себе единый концептуальный опус.

Лидер группы Иан Партон — один из немногих музыкантов этого века, которому удалось алхимическим путём скрестить несочетаемые, на первый взгляд, элементы и изобрести собственный стиль.

Запуская The Go! Team как сольный проект, Партон лихо закрутил в своей музыке олдскульный хип-хоп, гаражный рок, фанк, болливудские саундтреки, гитарный стиль Sonic Youth, детские считалочки, мелодичный шум My Bloody Valentine, японский поп, ковбойскую губную гармошку и школьные оркестры.

Смешав всё это в известной одному ему пропорции, Партон получил нечто такое, что по духу можно сравнить с Beastie Boys времен Cheek Your Head, а по музыке — со всем сразу, но похожим только на The Go! Team. При этом кажется, что ошибись алхимик в своей рецептуре буквально на унцию, всё это тут же взорвалось бы, разлетевшись на осколки.

Успех был таким, что после выхода дебютного альбома Thunder, Lightning, Strike Партону срочно пришлось собирать группу для гастролей.

В январе 2005-го автор видел The Go! Team вживую, выступая с ними на одном голландском фестивале в составе Punk TV. Группа с двумя ударными установками звучала так «разобранно», что по меткому замечанию, сделанному тогда одним журналистом, «напоминала четыре группы, пытающиеся играть одновременно». Тем не менее, на том концерте было понятно, что мы наблюдаем рождение чего-то яркого и уникального.

На запись нового альбома, по признанию Партона, повлияли его поездки в Берлин, Японию, Францию, Индию, Техас и Детройт. А также сотрудничество с женской группой из Бенина Star Feminine Band, индийской певицей Ниа Хатвар, Кокубо Чисато из японской инди-группы Lucie Too, 19-летней детройтской рэпершей Indigoyaj и бывшей барабанщицей The Apples in Stereo Хилари Сидни.

Впрочем, основная вокалистка группы по имени Ниндзя по-прежнему у микрофона, а музыка всё такая же жизнерадостная и задорная, как и в 2004-м.

Такое ощущение, что Партон живёт в мире вымышленного подросткового сериала про крутых парней, чирлидерш и школьный духовой оркестр и раз в два или три года пишет очередной саундтрек к его новому сезону.

Принимать по утрам вместо баночки энергетика, без рецепта.

John Frusciante — I и II
Рекорд-компания: Avenue 66
Дата релиза: 3 февраля

John Frusciante. Фото предоставлено автором
John Frusciante. Фото предоставлено автором

Об альбоме одним предложением

Сольник гитариста Red Hot Chili Peppers, который меньше всего похож на их музыку.

Об альбоме развёрнуто (многобукв)

Бьюсь об заклад, если вы включите эти пластинки фанатам Red Hot Chili Peppers и попросите их угадать, кто исполняет эту удивительную музыку, 999 из 1000 не догадаются, что это сольные записи гитариста их любимой фанк-роковой группы. Многие из них также усомнятся в том, что это вообще музыка.

А между тем Джон Фрусчанте относится к своим новым альбомам очень серьёзно: «После полутора лет сочинения и записи рок-музыки (с RHCP. — Прим. авт.) мне нужно было проветрить голову. (Для этого. — Прим. авт.) я слушал и делал музыку, в которой обычно всё происходит постепенно, а не внезапно».

Итак, что же это за загадочные релизы и почему их сразу два? Сказать о самой музыке можно лишь, что это чистейшей воды дрон с вкраплениями глитча. Напрашивается аналогия с новым альбомом Moby, в котором при помощи старых аналоговых электронных инструментов гуру танцпола достиг эмбиентного абсолюта. Здесь та же история — Фрусчанте сдувает пыль со старинных синтезаторов Elektron Monomachine и Analog Four MK II и вдохновляется Брайаном Ино.

Видимо, исключительно по маркетинговым причинам эта работа была выпущена хоть и в один день, но отдельными пластинками, а не в виде двойного альбома, что, по мнению автора, было бы уместнее.

Джон Фрусчанте — талантливый музыкант со сложной судьбой. Он несколько раз уходил и возвращался в RHCP, смог побороть героиновую зависимость, а в начале прошлого десятилетия заявил, что потерял интерес к написанию традиционных песен и мечтает найти новые методы создания музыки.

Эти поиски привели его к электронике: записям в стиле эйсид-хаус, электро, IDM, дрилл-н-бейс, джангл, брейк-бит — и вот теперь дрон. Нельзя сказать, что эта запись пугает, скорее держит слушателя в приятном напряжении — слушать её желательно в наушниках.

Эволюция Фрусчанте от большого количества нот в сторону их уменьшения крайне интересна, но не случайна, как может показаться на первый взгляд. Помимо того, что его вдохновляли Хендрикс и Заппа, гитарист всегда признавался в том, что испытывает большое влияние Depeche Mode, Human League и OMD: «Их музыка всегда была минималистична — каждая нота несла особый смысл».

Возможно, поэтому Фрусчанте в своём движении к осмысленному минимализму наконец-то записал альбом вообще без нот в их традиционном понимании. А если они всё же и есть, было бы очень любопытно взглянуть на партитуру.

The WAEVE — The WAEVE
Рекорд-компания: Transgressive
Дата релиза: 3 февраля

The WAEVE. Фото предоставлено автором
The WAEVE. Фото предоставлено автором

Об альбоме одним предложением

Еще один неожиданный альбом от гитариста Blur.

Об альбоме развёрнуто (многобукв)

Сразу оговоримся, что неожиданность — второе имя Грэма Коксона, который остаётся великолепным гитаристом и по сей день. Но, безусловно, мировую славу он сыскал в главной (по скромному мнению автора) группе брит-попа — Blur.

C 1998 года, параллельно работая в группе и на некоторое время покидая её, Грэм записал восемь сольных студийных альбомов и несколько саундтреков. Как настоящий музыкант-постмодернист Коксон понимает, что в современной песне важны не только мелодия и текст, но, не в меньшей степени, саунд и инструментарий.

Поэтому стиль его пластинок, большинство из которых записано и спродюсировано артистом самостоятельно, варьируется от тихих песен под акустическую гитару до нойза, лоу-фая и панка. Причём не без электроники и психоделии в стиле Сида Баррета.

На записи дебютного альбома The WAEVE, где поёт его новая муза Роуз Элинор Дугал, Коксон расчехлил саксофон, которым владеет с юношеских лет. Внимание: супергитарист играет ещё на кларнете и ударных! Грэм любит удивлять и провоцировать — например, несколько лет назад он появился на сцене в компании Duran Duran, с которыми, как оказалось, сочинял и записывал их альбом Future Past.

Что касается The WAEVE, то это безукоризненно спродюсированная и исполненная пластинка, первый голос на которой принадлежит мисс Дугал, а мистер Коксон её безусловный художественный супервайзер.

По словам пары, во время записи альбома они слушали записи Talk Talk, King Crimson, Van der Graaf Generator, Broadcast, Fairport Convention и Young Marble Giants. Не все тени из списка различимы на альбоме, а вот образ самих Blur местами проступает достаточно явно.

И невольно задумываешься, как бы звучали эти песни, спой их Деймон Албарн? И о том, каким сильным может получиться следующий альбом Blur, если все члены группы пожертвуют в общий багаж свои лучшие наработки.

Gorillaz — Cracker Island
Рекорд-компания: Parlophone
Дата релиза: 24 февраля

Gorillaz. Фото предоставлено автором
Gorillaz. Фото предоставлено автором

Об альбоме одним предложением

Мультипликационная группа и звёзды-гоминиды снова вместе.

Об альбоме развёрнуто (многобукв)

В отличие от своего коллеги Грэма Коксона, Деймон Албарн всегда играл по-крупному. Не отвлекаясь на адерграунд, он уверенно шёл ярко освещённой дорогой мейнстрима, и новый альбом Gorillaz здесь не исключение. Феноменальное продюсирование, современный синтезаторный звук и приглашённые звёзды в каждом втором треке — закрытый клуб приматов продолжает выдавать членские удостоверения.

Мы помним, что на предыдущих альбомах Gorillaz отметилась как значительная часть
хип-хоп элиты, так и независимые рокеры разных поколений. В новом релизе формула не изменилась: Thundercat, Бутти Браун и Bad Bunny — гости со стороны афроамериканского грува, а Стиви Никс, Кевин Паркер и Бек отвечают за белый рок-н-ролл.

Список гостей на каждом новом альбоме, кажется, становится важнее самой музыки, которая, как говорят в случае, когда не хочется обидеть, но и хвалить особо не за что, «на четвёрочку».

Как и на любой другой поп–пластинке, хитовые синглы Cracker Island, New Gold и Baby Queen выгодно выделяются на фоне остального материала. Но если бы альбом состоял из одних хитов, у слушателей могла бы случиться «сахарная лихорадка»

Yo La Tengo — This Stupid World
Рекорд-компания: Matador
Дата релиза: 10 февраля

Yo La Tengo. Фото с сайта pitchfork.com
Yo La Tengo. Фото с сайта pitchfork.com

Об альбоме одним предложением

Альбом, чей релиз несколько раз переносился, но который оправдывает все ожидания.

Об альбоме развёрнуто (многобукв)

Культовая американская инди-группа Yo La Tengo выпустила свой постковидный альбом, продемонстрировав своё отношение к периоду локдауна в его названии: «Этот дурацкий мир». По утверждению коллектива, это заглавие одноплановое, и иных смысловых коннотаций не несёт.

Пластинка самостоятельно записывалась и продюсировалась музыкантами в личной студии группы. Басист Джеймс МакНью взял на себя обязанности инженера записи и сведения, а единственным приглашённым музыкантом стал
Си Джей Камерьери, исполнивший партии валторны на двух треках альбома. Песни сочинялись как инструментальные композиции, вокал в которые был дописан в последнюю очередь. Абсолютный индипендент во плоти.

Yo La Tengo долгое время были на вторых ролях в нью-йоркской нойз-рок тусовке 90-х. В художественном фильме «Я стреляла в Энди Уорхола» они изображали The Velvet Underground и вообще часто напоминали «спокойных Sonic Youth».

Но с началом нового века коллектив, чьё название переводится с испанского как «У меня есть это», словно избавился от подавлявших его авторитетов и действительно наконец-то нашёл свой индивидуальный почерк.

И чем взрослее становится группа, тем интереснее их музыка. Если наш читатель располагает временем, автор предложил бы ему совершить увлекательнейшее путешествие через всю дискографию коллектива, которая может стать идеальным саундтреком для долгого путешествия по Транссибу или не менее долгих прогулок по дождливому Нью-Йорку.

Girl Scout — Real Life Human Garbage (EP)
Рекорд-компания: Made Records
Дата релиза: 15 февраля

Girl Scout. Фото с сайта yuckmagazine.co.uk
Girl Scout. Фото с сайта yuckmagazine.co.uk

Об альбоме одним предложением

Образцовый британский поп-рок от дебютантов из Стокгольма.

Об альбоме развёрнуто (многобукв)

Про высокое качество шведской музыки говорилось уже много, всеми, и в том числе нами. Очередной пример — молодая группа Girl Scout. Две девушки и два парня (ABBA?) познакомились в шведской столице, где они вместе изучали джаз. Но в группу их объединила не любовь к импровизации, а увлечение гаражным роком и брит-попом.

А дальше музыканты объединили усилия с саунд-продюсерами Али Чантом (работал с Soccer Mommy и Perfume Genius) и Джекнайфом Ли (The Killers, Bloc Party) для записи дебютного
EP.

Эти имена выдают наличие чёткого бизнес-плана у менеджмента группы — профессионалы такого уровня с никому не известными дебютантами просто так не работают.

Впрочем, запись получилась отличная. Это гитарный инди и брит-поп 90-х, но без британского акцента (во всех смыслах), с которым артисты с Туманного Альбиона порой перебарщивают.

Girl Scout уже успели сравнить с одним из главных прорывов 2022 года — канадцами Alvvays, но у стокгольмского квартета совсем другая история. Скандинавы, как ни крути, не англосаксы, это скорее имитация и стилизация, которая, тем не менее, может выйти на достаточно высокий уровень и даже затмить образцы подражания. Как это было, например, с Cardigans.

Вспоминается рекламный слоган известного скандинавского бренда бытовой техники: «Сделано с умом».

Orbital — Optical Delusion
Рекорд-компания: London Recordings
Дата релиза: 24 февраля

Orbital. Фото с сайта undertheradar.co.nz
Orbital. Фото с сайта undertheradar.co.nz

Об альбоме одним предложением

Электронные классики возвращаются на привычную орбиту.

Об альбоме развёрнуто (многобукв)

Новый альбом братьев Хартноллов как никакая другая пластинка этого обзора воскрешает в памяти музыку из 90-х. Причём так сильно, что будь это какие-нибудь молодые артисты, им немедленно влетело бы за «вторичность» и «плагиат».

Но дуэту из графства Кент можно всё — они эту музыку и изобрели.

В своих лучших моментах новая запись Orbital напоминает их «коричневый»1 альбом и пластинку In Sides. В худших мы слышим ведьмовские завывания приглашённых певиц и пафосные, короткие, но многозначительные речевые семплы, предупреждающие о неизбежном апокалипсисе.

Впрочем, это и есть на 100% классический Orbital. Кондовая олдскульность этой записи несколько смущает, ведь всё-таки электронная музыка призвана быть прогрессивной. Но, к счастью, совместный трек с
Sleaford Mods разбивает поднакопившуюся уже к середине альбома негу и напоминает, что техно — это новый панк.

Владимир Комаров

Читайте больше статей на сайте iskry.life.