Великий советский хоккеист Александр Мальцев необычайно редко дает интервью. В 2012 году «СЭ» сделал большое дело: Юрий Голышак и Александр Кружков записали длинный разговор с обычно немногословным Александром Николаевичем. В приведенном отрывке – мнение Мальцева об американском «Чуде на льду» - победе сборной, составленной из студентов, над непобедимой советской командой в решающем матче Олимпиады 1980 года.
- Вы же рекордсмен. За 16 сезонов в сборной сыграли в 68 сочетаниях троек! В 1981-м Дроздецкий стал лучшим бомбардиром чемпионата мира, играя с вами в одном звене. После чего изрек: с Мальцевым пенсионера выпусти, будет забивать.
- Кого-то такое бы раздражало, а я воспринимал с удовольствием - это же интересно! У каждого чему-то учишься! Особенно здорово было, конечно, с Фирсовым, Харламовым и Викуловым. А с Дроздецким на том чемпионате мы и жили в одном номере. Все это приятно вспоминать. Тяжело смотреть только на одну мою медаль. За Лейк-Плэсид.
- И у вас нет объяснения поражению от американских студентов на Олимпиаде-80?
- Есть. Под допингом они были.
- Уверены?
- Против сборной СССР не вышел никто из американцев, проходивших до этого допинг-контроль. Все куковали в запасе. Вы фотографии-то посмотрите с того матча. Человек, который разбирается, сразу скажет - парни не в себе.
- И во время матча вы это чувствовали?
- Разумеется.
- Если б не допинг - результат был бы другой?
- А то! Мы же незадолго до Олимпиады играли с этими студентами в Нью-Йорке. Десять штук накидали.
- Вам хоть раз анаболики предлагали?
- Нет. В сборной давали витамины - я спускал их в унитаз.
- Это кто вас научил?
- Да мы как-то услышали, что каждая таблетка, которую принимает человек, вычеркивает 30 секунд из жизни. Вроде юмор - но задумались.