Найти тему
Философия жизни

ТАКИЕ «ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ»

Женщина-продавец среднего возраста – я её знаю – нормальная, приличная и точно не пьющая. На лице синяк – такой, что косметика бессильна. Знаю её не настолько, чтобы спросить – но и так понятно, слышала кое-что про её мужа. Мимо проходят двое мужчин лет тридцати пяти, один другому говорит: «небось накосячила – муж ей и втёр!»

Фото из интернета, Яндекс картинки
Фото из интернета, Яндекс картинки

То есть – для них это норма – и разумеется, «накосячила» она, а муж, по их представлениям, вполне имеет право бить. Есть у нас и определённые стереотипы – на женщину с синяками всегда смотрят с подозрением: пьёт? Гуляет? В народе сложился образ пьянчужки с подбитым глазом – и первые мысли, которые приходят в голову даже вполне нормальным людям, именно такого плана. Да и на жертву в любом случае смотрят с некоторым презрением. У нас в «традициях» стыдно быть жертвой, а не преступником.
Сразу вспомнила одну хорошую знакомую с которой вместе работали и общались много лет. Очень добрая – даже слишком по нашей жизни – и какая-то совсем беззащитная. Очень порядочная, заботливая, но при этом - первый муж бил, второй тоже. Я сейчас не буду говорить о моральном облике таких вот, вполне «традиционных» мужчин – с ними всё понятно. Но вот, что с нашим обществом и его «ценностями»?
Помнится, было дело - у нас обсуждался законопроект «о профилактике семейно-бытового насилия», который, разумеется, был успешно похерен – и видимо, похоронен навечно. Я в курсе того, что происходило вокруг того законопроекта, но находясь под впечатлением, пересмотрела кое-какие статьи на эту тему - вот выдержки из них:

«Россия – единственная страна на всем постсоветском пространстве, которая отвергает закон о домашнем насилии. Даже восточные страны с другой, не европейской культурой, приняли такие законы, которые защищают женщин. (Турция, Япония, Латинская Америка, Индия, Азербайджан, Албания). Тема домашнего насилия неоднократно поднималась российским обществом. Обычно это было связано с громкими убийствами или тяжкими телесными. Например, дело Маргариты Грачевой, которой мужчина отрезал руку. Или убийство Яны Савчук, которая за час до своей смерти от рук мужчины позвонила в полицию, где ей сказали «будет труп, придем и опишем». Или дело сестер Хачатурян, которых насиловал и избивал родной отец. Какие законы в РФ помогают жертвам домашнего насилия? Если коротко, то никакие. Потому что основного закона о семейно-бытовом насилии так и не приняли. Есть статья «Побои», которую с 2017 года разделили на два кодекса: Уголовный и Административный. Почему? Зачем? Вопросы риторические. Мы можем только описать, что изменилось: Теперь в статье 116 УК РФ сказано, что побои – это насильственные действия причинившие физическую боль, совершенные из хулиганских побуждений, а равно по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы. То есть, семейные побои – это не уголовное преступление. Если муж избил жену, он не преступник? А кто же? Он административный правонарушитель. Его полиция может наказать по статье 6.1.1. КоАП РФ. Наказание – штраф от 5 до 30 тысяч рублей, а арест может быть до 15 суток. Можно представить, какой злой придет агрессор после 15 суток за решеткой или после потери денег? Пожалуй, это все, на что может рассчитывать жертва. Конечно, если девушку убьют, то труп «придут и опишут», а убийцу посадят по 105 статье УК РФ, но девушки уже нет. Нет возможности предотвратить убийство или тяжкие телесные повреждения. Более того, если повреждения средней тяжести, то агрессору могут запретить покидать город, обяжут заплатить более крупный штраф, но какой в этом смысл, если он продолжит преследовать жертву, только еще более озлобленный. В нашей стране закона о домашнем насилии не приняли. Но создали. У нас был законопроект, который назывался «О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации». Впервые его опубликовали в конце 2016 года. Тогда его отклонили за «несостыковки» с уже действующим законодательством. В этом законопроекте появилось конкретное определение «семейно-бытового насилия» и были указаны конкретные меры для органов. И сразу же вся страна разделилась на два лагеря: одни кричали, что данный закон аморальный, нарушает привычные устои православной семьи, а вторые – наконец-то давно пора. Законопроект предполагал введение «защитных предписаний», которые выдавали бы жертвам сотрудники внутренних дел. По идее, данное предписание запрещало бы агрессору приближаться к жертве, следить за ней. Это такой аналог охранных ордеров, который введен в 156 странах мира. В России, к сожалению, его нет. Интересно, что в тексте проекта прописывалось, что никакого дополнительного государственного финансирования для данного закона не требуется. То есть даже денег не надо, но закон все равно не приняли. Почему не приняли? Заранее укажем, что горячий общественный спор был в 2019 году, когда даже защитники и соавторы законопроекта выступили против его принятия, так как без их согласия и ведома текст закона был полностью переписан. В новом законопроекте не было никаких реальных мер по защите жертв. Но сама суть этого закона (не его текст, а идея) не устраивает в основном православные организации. Самими яркими противниками выступила православная организация «Сорок сороков». Также Патриарх Кирилл заявлял, что этот закон «дань западной моде». По его словам, «полиция все равно не может вернуть любовь в семью», а также «нет любви без жертвы». А если жертва уже не хочет никакой любви, а просто хочет уйти и остаться в живых? Жаль, у Патриарха этого не спросил журналист «России 1». Основной аргумент сторонников против такого закона – это то, что кто-то будет влезать в семью, в традиции. А все это – западная провокация. Свою позицию сразу после публикации документа обозначила и Русская православная церковь. Надо сказать, что РПЦ выступала против этой инициативы еще задолго до публикации окончательной редакции законопроекта. Мнение Церкви с тех пор не изменилось. Так, патриаршая комиссия по делам семьи, защиты материнства и детства выступила с заявлением, в котором отметила: документ содержит целый ряд правовых дефектов, что делает его принятие недопустимым. "Все, что сказано или сделано в семье, между близкими людьми, в любой момент может быть использовано ими друг против друга. Такая ситуация разрушительна для семейного образа жизни и традиционных семейных и духовно-нравственных ценностей", — говорится в заявлении».

И тут без РПЦ не обошлось! Думаю, что если раньше не прокатило, то сейчас о таких вещах, как закон, защищающий от домашнего насилия, можно окончательно забыть. «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих» - особенно в обществе с такими «традиционными ценностями». Нас явно ждёт на редкость «прекрасное» будущее – а главное, очень «традиционное».

Фото из интернета, Яндекс картинки
Фото из интернета, Яндекс картинки