Сегодня я часто слышу от своего окружения или читаю во всяких ресурсах в интернете, что Владимир Путин сделал все, чтобы от страны ничего не осталось. Все украли, все сломали, все уничтожили и разрушили. В общем, своего рода, всепропальщики, которые только и знают, что плакать в комментарии и ныть о никчемном настоящем и разбитом будущем.
Правы ли эти люди? А может быть, нам действительно необходимо посадить в президентское кресло очередного алкоголика, который на весь мир будет восклицать "Боже храни Америку!". Плавали - знаем. В страшные для государства девяностые я был ребенком, но даже я помню тревогу родителей о неопределенном будущем и суровом настоящем.
В этом тексте я не буду приводить исторических фактов и всяческих дат. Просто воспоминания ребенка, который родился и жил в девяностых в России.
Зарплата
Начать следует с того, что я рос в рядовой российской семье. Отец работал монтажником на стройке, мама воспитателем в детском саду. Мне очень запомнился момент, который произошел в конце девяностых годов. Отец возвращался домой с работы, мама выходила в коридор чтобы его встретить. Они смотрели друг на друга, и отец, в знак отрицания, тихонько кивал головой. Мама уходила в комнату и плакала.
Тогда я не понимал, что все это значит. Позже мама рассказывала, что отцу не платили зарплату целых семь месяцев. Вы можете себе такое представить? Каждый день он ходил на работу. Трудился, не покладая рук. Самое странное, что предприятие, на котором работал отец, выполняло разные заказы. Люди не сидели без дела. Но зарплату им все равно не выплачивали.
Иногда батя приносил домой брикетированное сливочное масло. Много масла. Соседям приходилось меняться продуктами. Кто-то масло, кто-то колбасу, кто-то хлеб и варенье.
Мама рассказывала, что ей не с чем было отправить старшего брата на учебу. Денег хватало только на проезд до техникума и обратно. На обед денег не было.
И я прекрасно помню момент, когда отец вернулся домой с полученными за много месяцев деньгами. Их отдали сразу. Все, что были должны. Но это произошло уже в двухтысячном году.
Очередь за продуктами
Иногда, вместо денег выдавали специальные талоны на еду. Вы можете себе представить талоны на еду? Мама рассказывала, как однажды по городу пошел слух, что приезжает машина, где можно получить растительное масло за талон.
Отстояв долгую очередь, она подошла к этой машине. Из машины налили масло в бутылку. Мама рассказывала, что ей пришлось оставить эту бутылку там. В остатках масла набрался черный осадок. Развернувшись, она отправилась домой, еле скрывая слезы.
И прочее прочее
Говорить о всяческих субкультурах, наркомании, разгуле бандитизма, смысла нет. Я был ребенком, и не очень запомнил подобных моментов. Но точно знаю, что мама очень переживала, когда старший брат подолгу задерживался со своих прогулок или учебы. В те времена могло произойти все что угодно.
На протяжении практически всех девяностых полыхала война в Чечне. В крупных городах часто происходили теракты. Очень хорошо помню детское воспоминание о том, что мне нравилось, что я не живу в Москве или в Питере. Столько было ужасных новостей из этих мегаполисов. Помню серию взрывов жилых домов в Москве. И помню, как отец с соседскими мужиками устраивали ночные дежурства в своих дворах.
В лихие девяностые государство трещало по швам. Дело доходило до того, что не только Чеченская республика заявляла о своих правах на независимость, даже Урал и Татарстан не умолкали об этом. Россия стояла у самой границы пропасти, откуда достать её уже не представлялось возможным. Но наступило новое тысячелетие. И мы вошли в него с новым президентом.
Так что сделал Путин со страной?
Опять же, не буду я приводить цифры и статистику. Это мне не интересно. Я просто расскажу свои впечатления от "до" и "после".
Сегодня я успел окончить школу и университет. Я получил высшее образование абсолютно бесплатно. Работаю в большой фирме, которая не является пустышкой и однодневкой. Я уверен, что завтра не произойдет катастрофы, и я не потеряю работу. А еще я уверен, что два раза в месяц, на карточку придут деньги, которые я заслужил честным трудом.
Доход инженера среднего звена вполне приемлем для жизни, отдыха, путешествий, приобретения и эксплуатации автомобиля. Сейчас многие говорят, что все машины в кредит. Но, спешу напомнить, что кредит может себе позволить только тот человек, который уверен, что сможет выплатить этот кредит.
Я часто люблю приводить этот пример в беседах с разными людьми. В моем дворе есть парковка. Ну как парковка... В девяностые и начало двухтысячных это не было парковкой. Это была общедомовая асфальтированная площадка перед жилым девятиэтажным домом. Мы с пацанами всегда играли в подвижные игры на этой площадке. Сегодня там в подвижные игры не поиграешь. Площадка в четыре ряда заставлена личным автотранспортом. И, поверьте мне, отечественный автопром там не превалирует.
Бандитизм остался в девяностых. Теперь на него можно посмотреть лишь на экранах телевизоров. Материнский капитал, о котором в девяностые годы никто и подумать не смел, продлевали и увеличивали уже несколько раз. В стране идет строительство новых объектов медицины, образования, энергетики и другой инфраструктуры. Мой родной маленький город увеличился на целых три района.
Можно много и усердно спорить. Можно рвать на себе волосы и кричать, что могло быть лучше, что у соседа трава зеленее. Я не являюсь фанатиком, и стараюсь трезво оценивать ситуацию. Но об одном могу сказать с полной уверенностью. Владимир Путин вырвал государство из бездны разрухи и забвения. А сегодня, он продолжает вести его. А правильно ли он его ведет, расскажет только история. Напомню, что в начале двухтысячных ему верили очень не многие.
Спасибо, что дочитали текст до конца. Просить писать комментарии не стану. Все равно сейчас там начнется жуткий баттхерт.