Элизабет Миллер, которую мир знал как Ли Миллер, прожила яркую, интересную и трагичную жизнь. На её долю выпали насилие, головокружительная карьера, алкоголизм, мировое признание, возможность увидеть собственными глазами ужасные последствия бесчеловечной войны..
Жизнь Элизабет (Ли) Миллер была связана с фото-искусством с самого рождения. Её отец - Теодор Миллер - занимался фотографией и обучил дочь процессу создания снимков от начала до конца. Зачастую дочь становилась моделью в объективе камеры отца, причем практически всегда - обнажённой. Моделью отца Ли становится в 8 лет (и оставалась ею до 20 лет), а незадолго до этого случилось ужасное - девочка была изнасилована другом семьи. И восьмилетней девочке пришлось не только переживать последствия сексуализированного насилия, но и лечиться от гонореи, которой её заразил насильник. Но если оставить за скобками (хотя как это возможно?!) странные отношения Ли с отцом, то умение работать перед камерой во многом помогли ей.
В 1927 году на одной из улиц Нью-Йорка Элизабет от попадания под машину спасает незнакомец, оказавшийся издателем американского Vogue. Именитый Конде Наст оказался настолько впечатлён внешностью девушки, что уже в этом году Миллер украшает обложку его издания.
Так она становится моделью и многие именитые фотографы стремятся запечатлеть ледяную красоту всегда отстраненной и как будто ускользающей от всех глаз и рук Элизабет. Пережитая в детстве трагедия не оставила её, Миллер не могла познать всей прелести любовных отношений и потому не отвечала взаимностью в мгновенно влюблявшихся в неё мужчин. В 1929 году Ли переезжает из Нью-Йорка в Париж, где продолжает работать моделью и одновременно учиться искусству фотографии у великого Мана Рэя. Сейчас многие спорят об авторстве некоторых работ этого периода: действительно ли это фотографии Рэя или же их сделала горячо любимая талантливая ученица маэстро?
"Умоляю тебя поверить, что это правда!"
Телеграмму с таким текстом Ли Миллер отправит редакторке британского Vogue Элизабет Одри Витерс в мае 1945 года. Тогда ещё мир не знал всей правды Дахау и Бухенвальда, не видел страшного лица войны вне полей сражений. А военная фото-корреспондентка Ли Миллер, которую мир помнил по утончённым в своей эстетичности и естественности обнажённым фотографиям, оказалась лицом к лицу со страшной жестокой стороной человеческой натуры.
Как и для многих людей того времени, война ворвалась в жизнь Ли в 1939 году. Вооружившись камерой, Миллер фиксировала результаты немецких авиа-налётов на Лондон. Позже она станет сотрудничать с британским Vogue - она хочет показать жизнь женщин во время войны. И поэтому снимает летчиц, медсестёр Красного крест, женские подразделения британской армии и других женщин, которым пришлось многое пережить и испытать. В 1942 году она знакомится с Дэвидом Шерманом и по его совету вступает в американскую армию военкором. Миллер хотелось делать репортажи, хотелось запечатлеть то, как рушился мир, как люди теряли в себе людей, как разрушали себя и свои дома. В 1944 году в составе 83-й пехотной дивизии армии США Миллер и Шерман оказываются в Сен-Мало (Франция). Она снимала под непрекращающимися бомбёжками работу медсестёр, раненных солдат, полевые госпитали, разрушенный город. Потом был освобождённый Париж, битва при Эльзасе, после уже Германия и поверженный Берлин, мюнхенская квартира Гитлера и тот самый знаменитый снимок в ванной. А пока Миллер фотографирует тела отравившихся бургомистра и его дочери в Лейпциге и освобождение концентрационных лагерей Бухенвальда и Дахау.
Я умоляю вас поверить в то, что это правда. Надеюсь, Vogue сможет опубликовать эти фотографии!
Когда с безумной войной было покончено, Миллер вернулась в Лондон, к мирной жизни. Но окончательно избавится от пережитого ей не удалось. Как и миллионам людей по всему миру. Все свои довоенные и военные снимки, карты, пропуска, заметки, ежедневники и прочее она спрятала в коробках на чердаке и никогда к этому не возвращалась. Врачи ставили ей диагноз ПТСР, она боролась с депрессией и алкоголизмом. Спрятанные в коробки воспоминания, не дававшие ей жить нормально, будут обнаружены её сыном уже после её смерти. Она не говорила с ним о том, свидетелем чего она стала, что видела и что фиксировала равнодушной камерой. Она как могла пыталась вернуться к нормальной обычной жизни: в 1947 году вышла замуж за художника Роланда Пенроуза, родила сына. Забросила фотографию, моделинг и увлеклась кулинарией. Даже прошла обучение в Париже и после экспериментировала на званых ужинах в своем доме - небольшой загородной ферме, куда они уехали вскоре после рождения ребёнка. Говорят, что на её ужинах можно было отведать голубую рыбу или же зелёную курицу.
Спасибо за ваше внимание! Мира нам и добра!