автор, умевший «творить литературу, просто болтая о ней». мыслитель, одинаково эффектно рассуждавший о языке модных журналов и монахах-отшельниках.
Ролан Барт запомнился мне прежде всего своей манерой письма: обрывочной, афористичной и очень интимной. одна из самых известных его книжек, camera lucida, представляет собой внимательное разглядывание старой фотографии из личного архива, да и в прочих эссе Барт неизменно апеллирует к своему субъективному опыту, ловко балансируя между частным и универсальным. не имея в голове заранее составленного плана и четкого вывода, он рассуждает в процессе самого письма, открывая новые углы зрения на привычные явления.
рассказываю о книгах Ролана Барта, которые живут в моей библиотеке.
«Ролан Барт о Ролане Барте»
самый органичный для Барта текст, собранный из заметок, записок и замечаний по поводу того-сего, пятого-десятого — попытка автобиографии. чтение-удовольствие, текст-ассорти, без начала и конца, без сквозного сюжета, но открывающий перспективу более глубокого прочтения других его работ. для любителей «Опавших листьев» Розанова и жанра «записные книжки писателей» и для всех, кто до сих пор считает, что субъективность и местоимение «я» лишают текст глубины и серьёзности.
«camera lucida»
переживая смерть матери, Ролан Барт находит её детское фото и, в попытках понять, что именно цепляет его в этом снимке, формулирует философию фотографии как искусства, доискивается до его первоосновы, разрабатывает его феноменологию. самое нежное признание в сыновьей любви в истории философии.
«как жить вместе»
не книга, а конспекты лекций, прочитанных Бартом в Коллеж де Франс. ещё раз: конспекты — ёмкие, сжатые, с сокращениями, назывными предложениями и сносками; при этом не обладающие ни чёткой структурой, ни сюжетом. названием тоже обманываться не стоит: речь не идёт о романтических отношениях и даже психологии малых групп, но любви место найдётся и тут — любви к слову, к его богатству, его жизненной силе, которая «не уходит вглубь, а разлетается вширь». как жить вместе, вы не узнаете, зато прочтёте много неожиданного про Робинзона Крузо, ограды, имена, приёмы пищи, «Волшебную гору» и историю монашества (да, я тоже думала, что мне это неинтересно, пока не начала читать).
«система моды»
мода как система языка, культурный миф и социальная реальность — монография, определившая развитие современной теории моды как науки.