Найти тему
Руслан Бах

Почему тормозится импортозамещение?

Оглавление

Об импортозамещении говорится много лет. Есть некоторые успехи, но их считают недостаточными и критикуют, сравнивая с временами индустриализации при Сталине! Что на мой взгляд не совсем корректно, потому что прочие условия – разные.

Тогда делали индустриализацию, под жёстким давлением смертельной внешней угрозы. А это ох как многое меняет. Что было существенной ошибкой Запада. В результате они получили не разрушение России, а её возрождение и переход на уровень сверхдержавы.

Поэтому там урок усвоили и сменили угрозу с жесткой на мягкую, не совсем явную и растянутую во времени. Перед которой у власть имущих слабый иммунитет. А наличие гиперзвука и сильного ВПК у России, так вообще расслабляет.

И технологии, которые нужно разработать, по сложности тоже отличаются как минимум на порядок, в то время как техника требует также на порядок больше внутренних устройств. А срок её устаревания быстрее.

Помню как в середине 90-х, т.е. менее 30 лет назад, в одном колхозе два водителя сильно повздорили из-за новой машины ГАЗ-53. Но когда её увидел спросил какого она точно года и месяца? Они ответили, что машина новая – ей всего 8 лет.

В большинство современных автомобилей устанавливаются от 2 до 7 подушек безопасности. 8, 9 и 10 подушек можно встретить только на нескольких моделях машин.
В большинство современных автомобилей устанавливаются от 2 до 7 подушек безопасности. 8, 9 и 10 подушек можно встретить только на нескольких моделях машин.

О стоимости создания небольшой детали

В книге Ли Якокка «Карьера менеджера», на 97 странице, рассказывается случай про импортозамещение.

В 1974 году «Дженерал моторс» затратила на программу разработки и производства 300 тысяч экземпляров воздушных подушек безопасности 80 миллионов долларов. В период 1974-1976 годов их предлагали в качестве дополнительного оснащения некоторых моделей – «Кадиллак», «Бьюик» и «Олдсмобил».

Но заказали их лишь 10 тысяч клиентов, из чего следует, что каждая подушка обошлась корпорации в восемь тысяч долларов. Как тогда заметил один из представителей «Дженерал моторс», «нам было бы выгоднее продавать подушки, а автомобили отдавать бесплатно»

В этих двух абзацах вся суть сложности импортозамещения. Допустим в России эффективность разработок существенно выше и сразу в склад не будут производить такое количество. Подушка безопасности далеко не самое сложное устройство, а описанное надо учитывать в долларах 1974 года.

Всё равно получается, что стоимость разработки с нуля несложного агрегата какой-то машины, станка или прочего оборудования – примерно столько же стоит в современных деньгах или 5-10 млрд рублей. В современном автомобиле десятки таких и более сложных устройств.

Почему так много? Ну это не только разработка, но и тестирование, стандартизация, закупка оборудования, аренда помещения, обслуживание кредитов. А также исследования на снижение издержек производства. Набегает, в общем.

Учитывайте, что это была разработка всего лишь одной модели подушки. А в следующие годы нужно будет инвестировать соизмеримые суммы для разработки других моделей и совершенствование текущей.

Другими словами – это не разовые суммы, а ближе к ежегодным. Если первую, скажем можно получить в форме поддержки от государства, то последующие должны окупаться из производства и продажи новых изделий.

С такими ценами на разработки – в импортозамещении не разбежишься

Нужна сложная комплексная программа, которая это будет стимулировать. Частичная или полная поддержка государства, учёт, контроль денег и тщательный отбор проектов, которые перспективны и необходимые для страны. На всё, что хочется, не хватит никаких средств.

Надо понимать, что новые модели нужно разрабатывать на опережение, чтобы не получилось, что изделие устареет на момент выхода в серию. Ну и в любом случае – разработать всё не получится. Многое придётся покупать из-за границы.

Учитывая, что сейчас капитализм и есть борьба среди власть имущих, которую нельзя игнорировать, что влияет на себестоимость разработок не в лучшую сторону!

Тем не менее – это нужно делать в любом случае для достижения независимости страны, но с грамотным подходом. И да – это дело не быстрое. Об этом сказал Путин на ПМЭФ в 2022 году:

Подчеркну - производить все и вся, конечно же, невозможно и не нужно. Однако нам необходимо обладать всеми критически важными технологиями, чтобы при необходимости в короткие сроки наладить собственное производство любой продукции.

Поэтому, в следующий раз, прежде чем слушать чью-то критику, уточните насколько человек разбирается в теме. Вредителей и агентов влияния сейчас полно, о чём напишу в ближайших статьях – подписывайтесь на канал.

PS
Если возникает вопрос народу что делать? Приходите на мои занятия «Внутренний круг» и всё объясню. Ссылка на подписку в описании канала.