Более тысячи лет назад в истории Руси произошел переломный момент: принятие христианства определило весь дальнейший исторический путь как Руси, так и всех государств, которые могут считать себя ее правопреемниками. Но мало кто знает о существовании христианства на Руси до ее официального крещения в 988 году.
На территории Российской Империи первые христиане появились еще в конце I века в Крыму, но истории Крыма мы не будем касаться, так как она не умещается в рамки этого материала, как не будем касаться и греческих городов-полисов, расположенных не на полуострове. Мы же сразу перенесёмся в Крым в начало VIII века, где новгородский князь Бравлин боем взял город Суржок (Судак), но благодаря чуду у гробницы св. Стефана, архиепископа Суржского, принимает крещение, к тому же вернув все награбленное во время похода. Понятно, что речь идет не о всем нам известном Великом Новгороде (осн. 859 г.), а о каком-то другом городе, который находился где-то на берегах Черного или Азовского морей, или на Тамани [2,4].
До сих пор спорят историки, было ли в 860-х годах первое крещение киевских русов. А дело вот в чем. В "Повести временных лет" говорится, что Аскольд и Дир пошли войной на Константинополь, но по молитвам патриарха Фотия поднялась буря и потопила большинство кораблей. Те, кто смог спастись, убегали домой. Но в византийских источниках значится, что после странного разгрома были мирные переговоры с руссами и некоторые из их командиров приняли крещение, но имена командиров не упоминаются. В ХІ в. на Аскольдовой могиле в Киеве построена Никольская церковь, поэтому некоторые исследователи считают, что Аскольд в крещении имел имя Николай, но никаких прямых фактов, подтверждающих, что Аскольд был крещен, увы не существует [1,3].
Впервые о наличии христиан в Киеве в "Повести временных лет" говориться в 945 (944) году, когда описывается договор между Византией и Русью. Из летописи мы узнаем, что во времена княжения Игоря (877-945 гг., князь с 912 г.) в Киеве существовала община христиан-варягов, у которых была «церковь святаго Ильи, яже есть надъ Ручьемъ, конѣц Пасыньцѣ бесѣды, и козарѣ: се бѣ сборная церкви, много бѣша варязы крестьяне» [1]. Возможно церковь находилась — где-то возле Почайны или возле ручья Крещатика. Возможно, церковь в общине была не одна – на это может указывать то, что летописец называет ее Соборной. Обращает на себя внимание и то, что в тексте договора крещеные варяги всегда упоминаются перед язычниками. По мнению Е. Е. Голубинского, христиане составляли тогда правящую "политическую партию", А князь Игорь тайно поддерживал христиан. Этот факт выглядит достаточно логичным, учитывая, что после смерти Игоря его жена Ольга открыто примет крещение в 957 (в ПВЛ 955, другие источники называют 954) году. К тому же и летопись гласит, что многие среди варягов были христиане [2].
Варяги-христиане в основном прибывали на наемную военную службу из Византии, где и принимали крещение, потому что на Руси перспективы грабить в военных походах были больше. От них крещение принимали и некоторые местные варяги. Славяне же относились к варягам и всему, что с ними связано, как к другому народу, поэтому массового крещения славян не происходило. Надо также отметить, что во времена Ольги община христиан могла уменьшиться из-за того, что страна несколько лет не воевала, доходы варягов (воинов-наемников) упали и они могли пойти искать себе более хлебного места [2].
Князь Святослав (940-972 гг., князь с 964 г.), В отличие от своих отцов, не питал симпатий к христианству, но и не был его гонителем. "Аще кто хотяше волею креститься, не браняху, но ругахуся тому", [1] – Вот так летописец описывает отношение князя и положение христиан во времена Святослава. То есть можно сделать вывод, что во времена Святослава даже были люди из окружения князя, которые принимали крещение, но относились к ним, как к людям второсортным [2].
Нет у нас сведений о том, как существовала христианская община во времена Ярополка (955-978 гг., князь с 972 г.). Но относительно того, что она существовала, нет никаких сомнений, да и в то, что князь, которого до 12 лет воспитывала княгиня Ольга, мог устроить большие гонения на христиан, верится сложно [2].
Как рассказывает летопись, в 983 году жребий на жертвоприношение упал на сына варяга Федора – Иоанна, который прибыл от греков и был тайным христианином (существовала ли в то время христианская община в Киеве, неизвестно, но скорее всего да). Федор, отказавшись выдать своего сына, был убит вместе с сыном язычниками [1].
Таким образом, христианство восточного обряда проникло в Киев еще задолго до официального крещения, но, к сожалению, письменные источники того периода до нас не дошли.
P.S. Еще до того, как в Киеве появились первые христианские общины, в Святых Горах (г. Святогорск) поселились первые монахи, которые, вероятно, бежали из Византии от иконоборческой ереси в VIII веке. Рассматривалась также версия возникновения монастыря в XIII веке, но недавно был найден документ XVIII века, который говорит о существовании мелового монастыря еще в XI веке [5].
Литература
1. Повѣсти временныхъ лѣтъ, оригінал
2. Профессор Евгений Евсигнеевич Голубинский История Русской Церкви. Том 1. Часть 1
3. Профессор Антон Владимирович Карташёв Очерки по истории Русской Церкви. Том 1
4. М.Ю. Брайчевский Крещение Бравлина
5. https://svlavra.church.ua/2021/07/30/prazdnik-glavnoj-svyatyni-donbassa-v-svyatyx-gorax-novye-istoricheskie-svidetelstva-o-drevnosti-svyatogorskoj-ikony/