Доброго времени суток! Наша история, к сожалению, богата на войны. То на нас нападали, то мы... Даже Советский период нашей истории не обошёлся без конфликтов. Уже в начале существования молодого, единственного в мире социалистического государства нас начали проверять, сможем ли мы выжить в этом мире. Взять тех же интервентов, с которыми большевики боролись наравне с белыми.
КВЖД — это Китайско-Восточная железная дорога. Она соединяла два российских города: Читу и Владивосток. Дорога проходила по территории Манчжурии. КВЖД принадлежала Российской империи и обслуживалась её подданными. Строительство дороги было шагом по увеличению влияния Российской империи на Дальнем Востоке, укреплению российского военного присутствия на берегах Жёлтого моря на фоне экспансии Японии в Корее и Китае. Строительство КВЖД и намерения захватить Внутреннюю Маньчжурию явились одной из главных причин войны с Японией, поражение в которой сделало невозможным осуществление этих планов. Дорога построена в 1897—1903 годах как южная ветка Транссибирской магистрали. После поражения в Русско-Японской войне 1904-1905 года бо́льшая часть дороги перешла к Японии.
После Великой Октябрьской революции новое государство как бы унаследовало эту дорогу. КВЖД была совместным владением Китая и уже на тот момент СССР (почему совместным смотрите выше) . На ней работали 17 тыс. китайских и 13 тыс. советских рабочих. А также иммигранты и белогвардейцы, к большому удивлению.
На тот момент правителями СССР был И.В.Сталин, а Республики Китай — Чан Кайши.
Причины, следствия, последствия
Несмотря на то, что дипломатические отношения были налажены, в середине 20-ых годов отношения между гос-вами стали портиться. Чтобы понять всю ситуацию, нужно немного отойти в прошлое, а именно к тому, что Китай был такой же полуразрушенной страной, которая стремилась укрепить свою независимость и территориальную целостность. И как раз КВЖД, которая проходила через территорию Китая, рассматривалась Чан Кайши как угроза. Хотя, я думаю, все прекрасно понимают, что во второй половине 20-ых годов нам было далеко не до войн. И поддержание мира во всём мире было ключевой задачей, что касается глобальных, а не гражданских войн. Другой же причиной ухудшения отношений стало то, что китайские коммунисты, поддерживаемые СССР, резко ополчились против действующего правительства. Виноватыми во всём стали, разумеется, мы, а не аховое положение страны, и любые объекты, где находились советские люди, рассматривались как угроза пропаганды. Типичная политика.
Но с другой стороны, Чан Кайши был прав, поддержка СССР коммунистам была угрозой действующей власти в Китае. Мировая революция, все дела... В общем и снова — политика.
Стоит напомнить, что СССР устраивало на тот момент положение дороги, несмотря на то, что там работали и иммигранты. Да и выгоду получали сразу две стороны. Можно смело сделать вывод, что Китаю можно было не волноваться за свою целостность. По крайней мере первые 30-35 лет...
Бог с ним, портятся и портятся, дорога всё равно работает, никто никого не выгоняет, не попирает... Но на КВЖД начались провокации, создаваемые по инициативе китайской стороны, а также отчасти белыми:
- 11 ноября 1925 года советский дипломатический курьер Коротков, следовавший из Москвы в Пекин, был остановлен на станции Мукден и подвергся личному досмотру, запечатанная дипломатическая почта была вскрыта. Советское полпредство заявило протест в связи с нарушением иммунитета дипломатического курьера и неприкосновенности дипломатической почты.
- в 1926 году на станции Цзинань Китайско-Восточной железной дороги отрядом белогвардейцев под командованием Нечаева (находившихся на службе у Чжан Цзунчана) были сняты с поезда и арестованы советские граждане Позднеев и Маракуев, которым белогвардейцы угрожали расстрелом. Только после протеста Г. В. Чичерина Позднеев и Маракуев были освобождены. Позднее, вооружённым отрядом белогвардейцев был остановлен ещё один следовавший по КВЖД поезд, из вагона был выведен сотрудник советского торгпредства в Китае Новиков, следовавший в служебную командировку в Цицикар.
- в феврале 1927 года на реке Янцзы по приказу Чжан Цзолина был захвачен советский торговый пароход «Память Ленина», команда парохода и два находившихся на борту дипломатических курьера были арестованы и брошены в тюрьму.
- 6 апреля 1927 года около 100 вооружённых винтовками китайских полицейских и солдат Чжан Цзолина ворвались в советское полпредство в Пекине, при этом были заняты здания дипломатической миссии (за исключением главного здания) и дома, в которых проживали сотрудники полпредства; в них провели обыск, также были разгромлены библиотека и клуб, подожжены помещения военного атташе, арестованы сотрудники. Солдаты и полицейские находились на территории дипломатической миссии несколько дней, занимаясь уничтожением и разграблением имущества посольства. Вслед за этим последовал налёт на советское консульство и учреждения в Тяньцзине, после которого СССР отозвал дипломатический персонал.
Советских специалистов начали гнать с дороги, случались перестрелки на границе. Кроме того, в 1929 году Чан Кайши даже стал жаловаться другим странам, чтобы те отменили право экстерриториальности. В 1928 году правительство Чан Кайши было всемирно признано и в том числе Советским Союзом, в ходе чего Манчжурия, где находилась дорога, начала постепенно переходить под китайское влияние, словом, интегрироваться.
Давление на работников КВЖД росло постепенно. Из-за нестабильной обстановки, в Китае гремели восстания против Чан Кайши, которые Советский Союз поддерживал, как отместка обидчику. В 1929 году Чан Кайши и Чжан Сюэлян (правитель Маньчжурии в 1928—1931 гг., один из ведущих деятелей гоминьдановского Китая 30-х годов XX века, сын главы фэнтяньской клики Чжан Цзолиня) готовили план изгнания советских рабочих минимум (!) с территории железной дороги.
Не стоит забывать и тот факт, что на территории Маньчжурии находилось 200 тыс. эмигрантов. Они могли сыграть не мало важную роль в раздоре двух держав, т.к. рассчитывали продолжить «борьбу» из-за границы. Любые уступки со стороны Китая провоцировали белых, и, как вы читали выше, они имели непосредственное значение в провокациях на КВЖД.
И снова, с другой стороны, китайцы умело использовали белых в своих целях, т.к. белые не являлись гражданами Китая, а значит правительство не несёт ответственность за их поступки.
Поддержка со стороны эмигрантов толкала Китай на агрессию. Как и китайская сторона, так и белые желали полностью лишить СССР КВЖД, однако дело обернулось таким образом, что с дороги начали попираться не только русские, но и иностранцы в общем.
Конфликт
Провокации становились жёстче, и уладить конфликт дипломатическим путём у СССР не получилось. Китайцы захватили телефонную станцию, а полиция, действующая уже от лица правительства, вторглась в Консульство СССР. Работники были арестованы, избит один дипломат. Дипломатические документы были изъяты. Над зданием управления пропал флаг КВЖД и появился Гоминьдана.
Провокации такого рода продолжились, и к маю 1929 года китайской стороной было арестовано более 2 тыс. советских граждан. В декабре СССР потребовал снять арест с людей, но в ответ дипломаты Китая начали покидать Москву.
В июле Китай перешёл к открытой агрессии: советские рабочие заменялись на китайцев или белых, а имущество ж/д конфисковалось. Это делалось под предлогом, что СССР «качает обстановку» внутри Китая. Однако, я выше уже писал, почему это может быть ложью. В том же месяце дипломатические отношения между гос-вами были разорваны.
Правительство Китая начало вооружать белых оружием в Манчжурии, и войска начали подтягиваться к дороге. В это время в СССР началось формирование особой Дальневосточной армии, потому что тянуть больше времени нет. Обе армии ждали, кто нанесёт удар первым.
Немного о Дальневосточной армии. В неё входило два стрелковых корпуса, две стрелковые дивизии, танковые и авиационные подразделения. Также военная флотилия и пограничные войска. А численность армии была 18 тыс. человек. В то время, как у Китая было 300 тыс. человек. Из них 70 тыс. белых. Преимущество было в том, что наша армия была более современная и подготовленная.
После долгих перестрелок СССР решился на операцию. 12 октября части Отдельной Дальневосточной армии начали Сунгарийскую наступательную операцию, 30 октября — Фугдинскую, а 17 ноября — Маньчжуро-Чжалайнорскую. Была разгромлена большая и опасная группировка китайских войск, которая непосредственно примыкала к нашей территории. Наших погибло 123 человека, ранено 600; китайцев погибло более 1500.
Огромное преимущество СССР было в небе. Авиация активно работала по врагу. Как я писал выше, преимущество было и в усовершенствованной армии, т.к. старые танки Китая не могли ничего противопоставить нашим. Не мало важную роль сыграл патриотизм и идейность Красноармейцев, чего китайская сторона не ожидала.
Причина быстрого разгрома китайской армии была в том, что она была подроблена на части и неповоротлива. Командование шло хуже, нежели у нашей группировки. Постоянные наступления и преследования Красной армии не давали китайцам опомниться. Погони, кстати, совершались нами любыми средствами, у которых есть колёса: шли в ход и грузовики, и поезда, и санитарные машины... В ходе бегства китайцев были уничтожены несколько китайских судов. В качестве трофеев были и несколько десятков тысяч пудов муки, которые просто раздали населению.
Однако стоит напомнить, что отношение к китайским пленным было неплохое. Сами пленные были напуганы, а также не было целью кошмарить людей и их имущество.
На противоположной стороне фронта нашу армию тормозили. А точнее тормозил морозный ветер, ведь война происходит зимой. Дабы остановить Красную армию перед тем, пока она не стала очищать уже саму Манчжурию, китайская сторона попросила мира.
Итоги
КВЖД стала снова владением двух держав, арестованные были отпущены. Китай обязался ликвидировать все вооруженные белоэмигрантские отряды в Маньчжурии.
Потери: советские войска потеряли 281 человека погибшими и 729 ранеными, китайская армия и белоэмигрантские отряды — около 2000 погибшими, около 1000 ранеными и свыше 8500 пленными.
Однако. В 1935 году КВЖД СССР продал. Причина в том, что экономически дорога была нерентабельна, и советская власть пыталась избежать очередных провокаций. Мудрый поступок: переживание за безопасность своих границ. Однако. После Манчжурской операции 1945 года ж/д снова перешла под управление СССР и Китая. ОДНАКО. В 1950 году, после провозглашения Китай народной республикой, СССР без-воз-мезд-но, т.е. даром отдал дорогу Китаю. Я всё.
Заключение и ссылки
Этот экзамен СССР прошёл на твёрдую 5 или на все 100 баллов. Мы показали, что наша армия не отсталая, и мы способны защитить себя. Можно добавить и то, что после сего инцидента такие стычки на границах продолжали появляться.
Отчасти в конфликте виновата царская власть, которая, недооценив Японию, с треском проиграла войну. Именно из-за поражения дорога перестала быть личным владением Российской империи. А итоги этого описаны в этой статье.
Огромное спасибо за прочтение! Надеюсь, что я рассказал всё внятно, без фанатизма, и вы узнали много нового. До новых встреч на просторах интернета!