Всем привет!
В Петербурге за последний год произошёл существенный скачок в общественном транспорте. В начале апреля прошлого года мы стали живыми свидетелями транспортной реформы в которой город поэтапно отказался от так называемых маршруток, а вместо (или взамен??) на улицах города появились лазурные автобусы разного класса вместимости. Кроме этого, активно стал обновляться и подвижной состав электротранспорта.
Этой весной в активную стадию этого обновления наконец таки попал любимый общественный транспорт горожан - трамвай. Казалось бы - пора избавится не только от старых громыхающих на целые кварталы ЛВС и ЛМ 80-х годов выпуска, но и от присущих проблем сопутствующей инфраструктуры. Сегодня мы рассмотрим новый (ну почти "новый") маршрут 30, который пустили от закрывшейся на капитальный ремонт станции метро Ладожская до Перекупного переулка. Посмотрим на бесспорные плюсы и минусы Петербургского трамвая на примере отдельно взятого маршрута. Кстати, напишите в комментах интересно ли Вам история зо-го маршрута и вообще история конкретных трамвайных маршрутов нашего любимого города?
1. Новые трамваи "Невский"
Бесспорно, новые трамваи это хорошо, особенно когда их называют в честь любимого города да и вообще строят на его территории - горожане очень любят и гордятся местным производством. В этом году на "Невском заводе электрического транспорта им. Пироцкого" был собран новый трамвай 71-932 "Невский" предназначенный специально для города на Петербурга. Отличительной особенностью нового трамвая от знакомого уже трамвая 71-931М «Витязь-М» на базе которого он кстати и был построен (или собран??) является наличие второй кабины. Это позволяет использовать данные вагоны на маршрутах где нет разворотных колец, такой к примеру и является 30-й (напишите какие знаете Вы подобные маршруты). Трамвай "Невский" полностью низкопольный, что позволяет производить посадку и высадку существенно быстрее, а также таким трамваем легче пользоваться маломобильным горожанам. Особенно этот отличительный плюс заметен при наличии платформ в уровень пола. На 30-ом маршруте такие платформы есть на участке от станции метро Ладожская до станции метро Новочеркасская. Кроме того трамвай оборудован кондиционером и подогревом порогов от наледи. Также благодаря алюминиевому кузову трамвай весит на 3 т меньше и имеет больший срок эксплуатации без ремонта узлов и агрегатов.
2. Выделенная линия
На мосту Александра Невского обустроили выделенную линию для движения 30-го маршрута. В ходе работ были использованы 1073 дорожных делиниатора. Выделенная линия позволит обеспечить бесперебойное движение трамваев по мосту. Это без сомнения беспрецедентное решение для нашего города! Я долго не мог поверить в это, но тем не менее это случилось. Остаётся надеяться, что по окончанию ремонта станции метро Ладожская делиниаторы не ликвидируют и мост Александра невского останется отличным примером грамотного примера отделения трамвайных путей от основной проезжей части, ведь тем самым трамвай станет отличной альтернативой метро и автобусов для того чтобы за кратчайшее время перебраться с одного берега Невы на другой минуя всякие пробки! В будущем хотелось бы увидеть подобное решение на других переправах нашего любимого города. Таким образом, начиная от станции метро Ладожская и заканчивая станцией метро Площадь Александра Невского мы имеем выделенную линию, благодаря чему передвижение по этому участку становится в разы быстрее чем на остальном наземном транспорте. На участке от станции метро Площадь Александра Невского до Перекупного переулка выделенной линии нет. К слову трамвай это всё же железнодорожный транспорт и он априори должен быть обособлен от другого транспорта.
Этот пример в том числе показывает, что не обязательно строить годами одну или две станции метро - вывезти некоторые спальные районы может и легкорельсовый транспорт. Трамвай это не анахронизм прошлого, а современный общественный транспорт позволяющий решить транспортную доступность многих городов при правильном проектировании и эксплуатации трамвайной инфраструктуры.
3.Светофоры
Один из самых больших нюансов является отсутствие приоритета трамвая на светофорах. Казалось бы, у нас есть отличный пример трамвая "Чижик", где этот самый приоритет есть и трамвай беспрепятственно проезжает перекрёстки и пресечения с проезжей частью. Не буду углубляться в этот вопрос технически, но если кому-то вдруг интересно, то ссылку на статью об этом прилагаю (это не реклама, если что). Из-за этого, на мой взгляд, серьёзного упущения трамваи на участке "Гранитная улица - станция метро Новочеркасская" вынуждены выстраиваться в пробки ожидая иногда совсем уж не малое время у светофора. Такое решение не преподносит трамвай как удобная альтернатива другому наземному транспорту и личному автотранспорту в частности. Например я лично наблюдал, как четыре трамвая выстраивались в пробку из-за отсутствия приоритета на перекрестках и пресечений с проезжей частью оборудованных светофором.
4. Старые рельсы
Я серьёзно не ожидал увидеть подобно в самом центре города, но однако факт на лицо. По прежнему в городе трамвайные пути могут находиться в подобном состоянии как на фото выше. И это кстати почти самый центр города. Как видно на фото рельс просто дал трещину и проезд по такому пути не является безопасным. Кстати после своей прогулки я наткнулся на статью, как 4 марта трамвай на маршруте 30 сошёл с рельс... Не удивительно собственно, если пути находятся в таком состоянии. Кроме того, такие дефекты снижают скорость и пагубно влияют на трамвайные вагоны которые будут чаще выходить из строя из-за подобных недостатков. Казалось бы, времени чтобы исправить косяки на трассе 30-го маршрута было предостаточно, но видимо что-то пошло не так.
5. Посадочные платформы
Разумеется оборудование платформ в уровень пола или вообще их наличия это одна из самых слабых сторон Петербургского трамвая. Зачастую остановка трамвая выглядит именно так как на фото выше. И это ещё надо сказать не самый плохой пример, поскольку в этом месте нет оживлённого движения как скажем на Среднеохтинском проспекте, где пассажиров трамвая не редко сбивают владельцы личного автотранспорта. Можно конечно возложить всю вину на владельце автомобилей, но это лишь перекладывания вины неправильной эксплуатации трамвайной инфраструктуры. Кстати на днях подобный несчастный случай произошёл с 15-и летним пассажиром выходившего из трамвая на проспекте Обуховской Обороны у станции метро Пролетарская. К счастью обошлось без летального исхода - несовершеннолетний в средней степени тяжести госпитализирован.
Немного о платформах в ракурсе трамвайного маршрута 30. У остановки станция метро Ладожская сооружена платформа по современным стандартам в уровень пола трамвая. Но вот беда сделана она лишь с одной стороны а пред платформой нет перекрёстно съезда. Из-за некоторого времени требуемого для смены кабины, трамвай просто не успевает освободить путь вновь пребывающему трамваю из-за чего скапливаются пробки из трамваев ожидающих когда путь у платформы освободиться. тем самым пассажиры вынуждены также ожидать и терять своё драгоценное время.
...
На этом сегодня всё. Не забывайте поставить большой палец вверх если Вам понравилась данная публикация! Подписывайтесь на канал - впереди весна, а значит и новые прогулки по нашему городу (и не только) не заставят себя ждать! Спасибо, что дочитали!