(Продолжение.)
Продолжаем разбирать понятие «благочестие». Если выразить его несколькими словами, то это абсолютное исполнение Слова Божьего с помощью Духа Святого, которое проявляется в трех аспектах – отношении человека к Богу, к себе и к окружающим. Достичь этого можно, прося помощи Господа, приобретая определенные духовные качества, формируя тем самым в себе характер благочестивого человека.
Благодарность
Дети Божьи должны благодарить Бога не только тогда, когда у них все получается, нет никаких проблем и сердце наполнено радостью. Бог не избавляет христиан от скорбей, но обещает быть рядом. Понимание всей этой ситуации воспроизводит в сердцах людей благодарение, которое не зависит от внешних условий и обстоятельств. Истинное благодарение исходит из внутреннего состояния души человека, из его личного понимания и отношения к Богу.
В Псалме 99:4-5 написано: «Входите во врата Его со славословием, во дворы его с хвалою. Славьте Его! Ибо благ Господь, милость Его вовек, и истина Его в род и род!»
В чем же цель благодарения? Это признание Божьей доброты и воздаяние Ему почестей. Бог ставит конкретное условие: «Кто приносит в жертву хвалу, тот чтит Меня» (Пс. 49:23). Благодарение способствует не только прославлению Бога, но и нашему смирению перед Ним. В греховном естестве человека всегда есть желание приписать славу себе за то, что по праву принадлежит Богу. Когда мы благодарим Бога, то очищаем свои сердца от личной гордости.
Основой для развития чувства благодарности является наша жизнь в общении с Христом. Когда мы обращаемся к Господу, получаем просимое, тогда мы ощущаем отклик в душе, и сердце наполняется благодарением.
Радость
Одной из ярких характеристик благочестивого человека является проявление радости в его жизни. Христиане не только имеют право радоваться, они должны радоваться. Павел в послании к Филиппийцам 4:4 настоятельно убеждает: «Радуйтесь в Господе, и еще говорю – радуйтесь».
Для христиан, которые говорят, что они спасены в Боге и являются Его детьми, не пристало ходить с понурыми лицами и удрученным видом. Джон Сандерсон утверждает, что «это фактически атеизм, так как подобное поведение игнорирует и унижает Бога».
Основной причиной разрушения радости является грех. Именно грех разделяет человека с Богом, разрушает всякие отношения, несущие радость. Всякий грех должен быть искоренен из нашего сердца и жизни, если мы хотим продолжать жизнь в радости.
Причиной потери радости может быть наказание Божие. Если человек неправильно понимает суть и цель наказания, он, конечно, теряет радость. Но Писание учит нас, что цель наказания – это не уничижение или отвержение, а стремление искоренить грех из нашей жизни.
Библия также утешает нас тем, что Господь кого любит, того и наказывает.
Еще одним препятствием жизни в радости служит испытание нашей веры. Испытание от наказания отличается тем, что целью наказания является очищение от греха, а целью испытания является укрепление веры. Бог допускает испытания, чтобы развить в нас стойкость и научить уповать на грядущую славу.
Для того чтобы радость как плод духа постоянно пребывала в нас, мы должны предпринимать определенные шаги в духовном хождении. Это, во-первых, исповедание и оставление греха. Далее - доверие Богу, зная, что «любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу». И еще одно средство для достижения радости – благодарить Бога во всех обстоятельствах. Это открывает путь для совершения радости в нашей жизни. Мы убеждаемся, что все находится под Божьим контролем и что Бог не допустит обстоятельствам в жизни погубить нас.
Святость
Быть святым значит уподобиться природе Бога, потому что Бог сказал: «Будьте святы, ибо Я свят» (1Пет.1:16). Как понять слово «святость»? Самое простое объяснение – это жизнь без греха. Именно так говорится о жизни Иисуса Христа: «Он не сделал греха и не было лести в устах Его» (Евр. 4:15). И такая жизнь должна быть целью всякого, ищущего Бога в своей жизни.
Таким образом, святость – это и привилегия, и обязанность каждого христианина. Привилегия потому, что Бог называет нас святыми лишь из-за того, что мы верим в Иисуса Христа: «Итак, братия святые, участники в небесном звании, уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа»(Евр.3:1). Только святость и праведность Иисуса вменяется в праведность нам, верующим в Него и имеющим Его в своем сердце: «От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением»(1Кор.1:30).
Мы никогда не сможем своими силами стать святыми в соответствии с Божьими стандартами, но мы должны стремиться к святости. Живя в этом мире, с каждым годом становится все труднее сохранять святость: искушений становится все больше, насмешки в адрес благочестивых христиан все язвительнее. Но мы призваны к святости и никак не можем уклониться от примера, данного Самим Господом. При этом надо иметь твердую убежденность в своих принципах, чтобы не сообразовываться с веком сим, но преобразовываться обновлением ума; должны иметь ответственность за свои поступки; быть дисциплинированными. Все это возможно, если мы будем жаждать Бога и исполняться Святым Духом. Мы не можем изменить свои сердца, это возможно только Духу Святому, живущему в нас.
Самообладание
В Библии, в книге Притч 25:28, написано: «Что город разрушенный, без стен, то человек, не владеющий духом своим».
Внутреннее самообладание Божьего человека важно сегодня так же, как сохранение стен вокруг города в древности.
Самообладание для верующего – это стена, защищающая его от греховных желаний, которые поселяются в душе. Чарльз Бриджес сказал по этому поводу, что человек, не владеющий собой, легко может стать жертвой духовного врага: «Он поддается атаке со стороны своих необузданных страстей, не оказывая никакого сопротивления». Поскольку у него отсутствует самодисциплина, искушение становится поводом ко греху, что быстро приводит к страшным последствиям, о которых он не думал. Гнев убивает. Отсутствие контроля над страстью ведет человека к прелюбодеянию.
Источником проявления самообладания является рассудок, именно разум формирует понимание ситуации. Действующей силой самообладания является воля человека. Но на самом деле самообладание надо понимать несколько шире, чем просто контроль над страстями. Нам необходимо контролировать и чувства, и мысли, и речь.
Самообладание проявляется в трех аспектах человеческого естества: тело, мысли и эмоции.
1. Тело
Апостол Павел пишет к Коринфянам в первом послании 6:12: «Все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною». Умеренность при посредстве самообладания не допускает тому, что не дозволено, господствовать над нашими телами. Христианам необходимо контролировать себя в вопросах еды, пития, лени и в половом влечении. Это относится и к телу, и к разуму. Необходимо обуздывать и подавлять нечистые помыслы, которые появляются вроде бы из ниоткуда.
2. Мысли
Самым лучшим наставлением по осуществлению контроля над разумом и мыслями являются слова Павла к Филиппийцам 4:18: «Наконец, братья, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте».
Данное повествование учит, что важным является не только сдерживание наших мыслей, действующих в сторону греха и саморазрушения души, очень важно направлять их в русло воли Божьей.
3. Эмоции
В число эмоций, которые нужно контролировать, входят гнев и ярость, негодование, жалость к себе и горечь. Подобные чувства, бурно ли они выплескиваются, или где-то тлеют внутри, принося горечь, явно не угодны Богу. Необузданные помышления и другие отрицательные эмоции – это грех разума. Вспышки гнева вредны, они дают волю бесконтрольным греховным чувствам, но, что еще важнее, ранят тех, на кого направлены. Вспыльчивый нрав унижает достоинство других, рождает горькие чувства и разрушает хорошие взаимоотношения. По этому поводу хорошо сказал Соломон: «Долготерпеливый лучше храброго и владеющий собой лучше завоевателя города» (Пр. 16:32). Наш темперамент нуждается в контроле, не контролировать свой темперамент – значит просто быть нечестивым человеком.
Многие греховные чувства имеют одну общую черту – сосредоточенность на своей обиде; они вызывают разочарование, задевают самолюбие и гордость, разбивают мечты и постепенно становятся для нас идолами. Мы вскармливаем негодование и горечь, упиваемся жалостью к себе. Поэтому строгий контроль над эмоциями также важен для благочестия, как и контроль над аппетитом и желанием плоти.
Но как же людям научиться самообладанию? Выход только один – у ног Иисуса Христа. Иисус сказал ученикам: «Без Меня не можете делать ничего» (Иоанна 15:5).
Верность
Одной из составляющих в характере благочестивого человека является верность. И примером для каждого человека является верность Божия. Об этом в Писании говорится очень много. Действительно, что было бы с человеком и с человечеством, если бы Бог был неверен? Ведь благодаря верности Божьей мы имеем совершенную уверенность в нашем окончательном спасении, избавление от искушений, помощь в страданиях и т.д. Нам также следует позаботиться о том, чтобы наша верность Богу была адекватна Его верности. Это не природная черта характера, это плод индивидуального труда над своей душой, который надо постоянно взращивать. Верность обходится и стоит человеку очень дорого, за нее приходится платить высокую цену. Что такое верность? Это слово означает твердость, неизменность, на которую можно надеяться, чему можно верить.
Верный тот, кто надежен и откровенен, на кого можно положиться, кто абсолютно честен и добросовестен. Это можно воспринять и как порядочность.
Из верности вытекает такое понятие и такая черта характера, как благонадежность. Необходимость полагаться на ненадежного человека всегда вызывает раздражение, потому что нет уверенности в том, выполнит ли он данное поручение и исполнит ли сказанное слово.
Необходимым условием для возрастания в верности остается постоянное чтение и исследование Библии, знание ее, умение согласовать свои поступки с учением Иисуса Христа.
Надо сказать, что верность человека очень высоко ценится Господом. В притче о талантах говорится: «Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего» (Мф. 25:21).
Очень высоко ценят верность и люди. В мире можно наблюдать такие случаи, когда на очень высокие государственные посты становились люди не столько компетентные, сколько верные. Профессионализм со временем приходит, а верность – она или есть в сердце человека или ее нет.
Верность каждого человека будет достойно оценена и Богом, и людьми.
Повстяной С. М.,
пастор церкви «Вифания»
ст. Ленинградской.
По материалам дипломной работы «Учение о благочестии в первой церкви и сегодня – шаг вперед или компромисс»
(Продолжение следует)