Несмотря на то, что закон об иноагентах был отозван, протесты в Грузии не прекратились. Ряд российских экспертов пытается объяснить это тем, что правительство Грузии якобы проявило слабость в том, что не пошло на жестокое подавление протеста и выполнило требования протестующих. Такое мнение, очевидно, базируется на незнании менталитета народов других стран. Пытаясь делать отсылки к «цветным революциям», такие эксперты почему-то умалчивают, что в большинстве случаев именно чрезмерная жесткость силовых структур становилась спусковым механизмом для народной консолидации против власти и усиления протеста. Вопреки стереотипам, сложившимся у таких политтехнологов в силу определенных причин, в большинстве случаев не удается запугать народ жестокими акциями, которые способствуют лишь накоплению народного гнева и рано или поздно, но провоцируют еще больший протест. Это типичная ошибка, которую совершают российские эксперты, пытаясь оценить поведение людей в других странах.
Настоящей же причиной продолжения протестов стала вовсе не «мягкая» реакция властей. Главная причина заключается в том, что правительство Грузии утратило доверие той части народа, которая стремится к интеграции с Европой. Ранее, правительство уже неоднократно вызывало в свой адрес подозрения о том, что оно имеет скрытое намерение отказаться от курса на сближение с западом. Очевидно, что вероятный отказ от западных ценностей в совокупности с законом об иноагентах вызвал у людей ассоциации с «российской моделью», а для многих граждан Грузии такое является недопустимым. В результате, попытка принять закон об иноагентах стала «последней каплей», что и вызвало массовые протесты.
Могла ли Америка спровоцировать этот конфликт? Вряд ли у кого-то есть точные данные на этот счет. Давайте исходить из причинно-следственных связей. Причиной протестов стал законопроект об иноагентах. Но инициатива этого проекта исходила от правящей партии Грузии. И эта партия должна была хотя бы примерно представлять, какую реакцию вызовет такой законопроект. Могла ли Америка заставить принять не слишком лояльную к себе партию такой закон, который вызовет недовольство народа? Я бы предположил, что это маловероятно. Но здесь можно только гадать, ни о каких доказательствах на данный момент не известно.