Под управлением Центральной дирекции пассажирских обустройств числится свыше 900 зданий вокзалов и почти 17 тысяч платформ. В этом большом хозяйстве много исторических объектов. Один из них — станция Тихвин в древнем городе, через который в годы Великой Отечественной войны проходила знаменитая Дорога жизни.
Статья создана по материалам "Журнал для пассажиров. Комфортная жизнь в движении."
До станции Тихвин можно добраться электропоездом или поездом дальнего следования с Ладожского вокзала Санкт-Петербурга
Первое упоминание о Тихвинском Пречистенском погосте относится к 1383 году. Поселение располагалось на перекрестке торговых путей, которые связывали Волгу с Ладогой и Балтийским морем. Благодаря этому уже к началу XVI века погост превратился в крупный торговый и ремесленный центр.
В 1507–1515 годах на средства московского великого князя Василия III итальянский архитектор Антонио Джиларди, которого в России прозвали Антоном Фрязиным, и новгородский строитель Дмитрий Сырков на месте сгоревшей деревянной церкви Успения возвели для чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери каменный Успенский собор, сохранившийся до наших дней. А в 1560 году по указу Ивана Грозного на левом берегу Тихвинки заложили Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь. К середине XVII века он превратился в настоящую крепость и сыграл свою роль в обороне северо-западных границ. В Смутное время Тихвинский посад разорили и сожгли шведы. Но посадские люди выдержали длительную осаду за стенами Успенского монастыря и затем разгромили врага.
В XVIII столетии посад переживал экономический расцвет, здесь активно развивалось ремесленное производство. Особенно ценились работы местных кузнецов. Тихвинская ярмарка быстро стала одной из крупнейших в стране. В это же время на территории Успенского монастыря появились новые каменные постройки.
В 1811 году открылась Тихвинская водная система — суда шли через Тихвин из столицы на Нижегородскую ярмарку. На рубеже XIX и XX веков началось планирование железной дороги между Санкт-Петербургом, Вологдой и Вяткой. Тихвинская городская дума ходатайствовала, чтобы дорога пролегла в том числе и через Тихвин, и 5 мая 1901 года Николай II утвердил этот проект. Осенью приступили к строительству, а первый поезд прибыл на станцию 2 июня 1904 года. Помимо типового для начала XX века здания вокзала и хозяйственных построек, возле станции возвели депо на восемь локомотивов. Оно, как и вокзал, сохранилось до наших дней.
В начале Великой Отечественной войны Тихвин был оккупирован немецкими войсками. Город освободили 9 декабря 1941 года в результате Тихвинской наступательной операции. Через него проходила Дорога жизни, которая связывала блокадный Ленинград со страной. В 2016 году напротив железнодорожного вокзала открыли монумент, посвященный погибшим здесь во время бомбежки 14 октября 1941 года ленинградским детям.
Несмотря на разрушения времен оккупации, в исторической части Тихвина уцелели несколько старинных каменных построек, например Гостиный Двор и дом Воложбенских, а также жилая деревянная архитектура. В Тихвине стоит заглянуть в дом-музей Николая Римского-Корсакова: в городе прошло детство знаменитого русского композитора. А в музее на территории Успенского монастыря хранятся более 30 тысяч экспонатов, связанных с историей края.
Железнодорожные наблюдения Римского-Корсакова
Начальник Центральной дирекции пассажирских обустройств — филиала ОАО «РЖД» Роман Цуканов рассказал о железно-дорожных приключениях в Бразилии великого уроженца Тихвина Николая Римского-Корсакова.
– История сохранила весьма любопытное наблюдение знаменитого композитора по поводу железнодорожной инфраструктуры Бразилии того времени. Римский-Корсаков с друзьями по Морскому кадетскому корпусу совершил путешествие в джунгли, и природа Бразилии произвела на него неизгладимое впечатление. Приведу строки из письма композитора к матери: «Мы сели на железную дорогу. Нас удивил странный вид вагона. Он был в два яруса, мы поместились в верхнем и могли обозревать окрестности с высоты».
Сохранять подобные свидетельства так же важно, как и дорожить историческим обликом наших вокзалов, один из которых находится в Тихвине. Мы постоянно следим за его эстетическим состоянием, и, думаю, пассажиры по достоинству оценивают нашу работу.