Автор - Koren'2 #
Перед пандемией Китай уже почти в 2 раза превосходил США по промышленному производству (на схеме). С того времени разрыв еще больше увеличился.
Но интересны не только суммы. В США и Китае один и тот же произведенный товар даст разную сумму в копилку промышленного производства страны. В США (в том числе из-за более высокой стоимости рабочей силы) он будет дороже. А еще из-за того, что производственные цепочки в Китае очень развиты: товар от начала до конца может быть изготовлен, не покидая пределов страны, и все его комплектующие будут произведены тут же. А вот в США мало производств, вся цепочка которых расположена в стране. Многие компоненты поступают, в том числе, из Китая.
При этом в США есть «болевые точки», где очень сильна зависимость от Китая.
Например, неожиданная зависимость США от Китая по антибиотикам и поливитаминам. По данным: https://www.marketwatch.com/story/china-has-cornered-the-market-on-antibiotics-so-the-u-s-must-rebuild-its-manufacturing-capacity-11619640612
«Пока Конгресс и Белый дом обсуждают потенциально широкий пакет инфраструктурных мер, федеральные инвестиции для возвращения производства антибиотиков в США должны стать главным приоритетом.
Сейчас в США практически нет мощностей по производству антибиотиков. Это связано с тем, что Китай в настоящее время контролирует примерно 90% мировых поставок сырья, необходимого для производства непатентованных антибиотиков для лечения бронхита, пневмонии, детских ушных инфекций и опасных для жизни состояний, таких как сепсис.
На пике прошлогодних госпитализаций по поводу COVID-19 в США эти непатентованные антибиотики, включая азитромицин, были крайне необходимы для лечения вторичных бактериальных инфекций. Однако США столкнулись с потенциальным дефицитом, поскольку основные материалы для азитромицина и других препаратов поставляет Китай».
Также интересна ситуация с «зеленой энергетикой».
США ратовала за переход к производству «чистой» энергии. Солнечные электростанции стали одним из приоритетов, благо и пустыней на юге США хватает. Но нишу по производству солнечных панелей уже занял Китай. Решили в США убить двух зайцев: и Китай тормознуть, и у себя зеленую повестку продвинуть. Сказано – сделано. Запретили поставки панелей из Китая, а чтобы два раза не вставать, запретили и реэкспорт оных, пригрозив нарушителям крупными штрафами. Что получилось в итоге? Поставки в США из региона ЮВА солнечных панелей полностью прекратились. Заводы в ЮВА просто занимались отверточной сборкой китайских панелей и этим же китайским компаниям по сложным схемам принадлежали. Поэтому, чтобы не попасть под американские санкции, китайцы посчитали более выгодным просто не отгружать товар в США. В итоге правительству США пришлось отменять наказание за реэкспорт, цепочка поставок оказалась полностью монополизированной Китаем.
И такие сюрпризы могут оказаться в совершенно неожиданных местах.
Или вот судостроительная промышленность. В настоящее время на судостроительную промышленность Китая приходится более половины мировых заказанных дедвейт-тонн. Китай превзошел суммарный объем американских сателлитов – Японии и Южной Кореи. Успехи Китая в этой области перенеслись и в военную область. 3 года назад в состав китайских ВМС вошел первый эсминец серии Type-055. Это крупнейший китайский эсминец: https://zh.wikipedia.org/wiki/055%E5%9E%8B%E5%AF%BC%E5%BC%B9%E9%A9%B1%E9%80%90%E8%88%B0
Удивительно, но перспективный американский эсминец (DDG-X), который призван заменить 22 ракетных крейсера класса Ticonderoga и более старые версии эсминцев Arleigh Burke, ожидаемый к 2030 году, говорят, скопирован с этого китайского эсминца: https://asiatimes.com/2022/01/new-us-destroyer-design-looks-a-lot-like-chinas-type-055/
https://en.wikipedia.org/wiki/DDG(X)
При этом, стоимость китайского эсминца серии Type-055 составляет около 6 млрд юаней (около 860 миллионов долларов). А стоимость данного перспективного американского эсминца (DDG-X) предполагается около 3,4 млрд долларов США (а сколько получится в итоге, когда начнется производство, никто сейчас не скажет).
При этом военный бюджет Китая значительно меньше американского, но, что интересно, на свой годовой военный бюджет 2023 года Китай при желании мог бы ввести в строй около 258 кораблей Type-055, а США на свой годовой бюджет только 252 корабля DDG-X.
И так по многим позициям. В 2022 году Китай произвел больше самолетов пятого поколения (по информации в ВВС Китая уже больше 200 самолетов пятого поколения J-20), чем США. И стоили они также значительно дешевле, чем американские.
Китай научился хорошо масштабировать производство и оперативно запускать серии. А если направление интересное и перспективное, то Китай стремится максимально монополизировать его.
Среди этих направлений будут силовые аккумуляторы, полупроводники низкого класса (не всем и не для всего нужны топовые супернанометровые технологии), беспилотники.
За беспилотники и комплектующие к ним китайцам вчера уже прилетело:
Как понимаю, эти производители уже могут теперь спокойно поставлять в Россию. :) Санкции-то уже ввели.
Чтобы связаться с автором (нажмите здесь).