Найти тему
ArtAlebrio

​«Интимный наби» Жан Эдуар Вюйар и его потрясающие картины в стиле постимпрессионизма.

Жан Эдуар Вюйар (1868–1940) — французский художник-постимпрессионист, получивший прозвище «интимный наби», поскольку он предпочитал писать камерные портреты своих знакомых и всегда в окружении интерьера — обстановки их собственного дома, в саду, где они работают или проводят время. Все мелкие детали и вещи, которые окружают людей, лучше раскрывают их характер и внутренний мир, нежели выражение лица, которое на картинах Вюйара часто плохо прописано или вообще неразличимо.

​Портрет Мизии Натансон
​Портрет Мизии Натансон

По мнению художника, люди никогда не окружают себя вещами просто так, случайно, напротив, чаще всего придерживаются определённых вкусов, и живописец должен их раскрыть на своих картинах, поскольку они — отражение личности. Достаточно спорное утверждение — люди часто покупают те или иные вещи просто потому, что попались на глаза и стоят дёшево.

Впрочем, заказать картину или цветную литографию у Вюйара, когда он получил определённую известность, стоило приличных денег, да и создавал он их зачастую огромными, подходящими больше для дворцов и роскошных особняков, нежели обычных домов.

Площадь Вентимилья. Пятипанельная ширма для Маргариты Шопен
Площадь Вентимилья. Пятипанельная ширма для Маргариты Шопен

Однако, ему легко удавалось находить общий язык с богатыми заказчиками, он дружил с крупными банкирами, арт-дилерами, считался своим в богемной среде, но при этом так и не женился и прожил всю жизнь в скромной квартире вместе со своей мамой. Да и по характеру был человеком скромным и стеснительным, предпочитал больше молчать и слушать собеседника, нежели говорить, в общем, полная противоположность образу классического художника — харизматичного, эпатажного, удивляющего публику своими перформансами и нестандартными поступками как великий сюрреалист Сальвадор Дали, или король поп-арта Энди Уорхол.

Но не нужно думать, что Эдуар Вюйар сторонился женщин, возможно, он не был записным Дон Жуаном как Густав Климт или Франсиско Гойя, но и затворником, как Морис Утрилло, его назвать сложно. Просто он влюблялся в замужних женщин, богатых и неприступных, которые никак не хотели бросать свою семью ради художника. И в своих картинах он чаще изображал женщин и детей, а мужчины были похожи на нелепых комичных чудаков.

Жан Эдуар Вюйар. Автопортрет.
Жан Эдуар Вюйар. Автопортрет.

Возможно, он так пытался компенсировать свою тоску о несбыточном семейном счастье, хотя если бы снизил свои требования к дамам, попытался завязать с кем-нибудь отношения из своего круга, то наверняка сумел бы создать семью. Но не исключено, что это просто не нужно было самому художнику — ему интереснее было влюбляться в некий идеал, прекрасный и неприступный, а скучная семейная жизнь — не для него.

Эдуар Вюйар рано остался без отца — тот умер, когда будущему художнику исполнилось 16 лет, с тех пор и так не слишком богатая семья стала нуждаться в деньгах ещё сильнее. Однако его мама была женщиной деловой и быстро организовала у себя дома швейную мастерскую, где работала она и её младшая дочь.

Интерьер, мать и сестра художника
Интерьер, мать и сестра художника

Вюйару повезло — ему удалось устроиться как сыну умершего отставного капитана в престижный французский лицей Кондорс, где в своё время обучался распутный карлик и своеобразный художник Анри де-Тулуз-Лотрек. А сам Эдуар Вюйар дружил с будущими художниками и коллегами по художественной группе «Наби» Морисом Дени и Пьером Боннаром. Отучился Эдуар Вюйар всего лишь один год, но и полученные связи оказались поворотными для него.

Эдуар Вюйар был истинным домоседом, когда была возможность, он старался проводить там свободное время, отдыхая от суеты окружающего мира. Дом для него — это место покоя и расслабленной рефлексии, где можно подумать о смысле жизни и творчестве и, наконец, побыть самим собой, не обращая внимания на требования общества. Именно поэтому тема дома и домашней обстановки так важна для художника.

Трапеза в саду
Трапеза в саду

Через год, вместе с приятелем Кер-Ксавье Русселем, Вюйар уходит из лицея и станет учиться в художественной Академии Жюлиана. Научился он там немногому, зато завёл нужные связи, которые очень пригодились в дальнейшем.

А в 1888 году образовалась группа Наби, организатором который стал Поль Серюзье и куда вошли друзья-художники Пьер Боннар, Морис Дени, Кер-Ксавье Руссель и Эдуар Вюйар. Они стали претенциозно называть себя пророками, искать новые темы в искусстве и изучать древние рукописи.

Это время было самым плодотворным для  Вюйара — его называли «Гогеном, который остался дома», и тут была значительная доля истины. Зачем искать несуществующее счастье в Полинезии, если оно рядом — в Париже, в домах богатых заказчиков, куда  он получил доступ — о чём раньше сын швеи и начинающий художник не мог и мечтать. Он украшает гостиные, создавая для них величественные панно, сотрудничает с авангардным журналом La Revue Blanche и при этом безнадёжно влюбляется в жену его издателя Мизию.

Мизия на канапе
Мизия на канапе

Мизия станет его музой, он напишет множество её портретов, купит фотоаппарат, чтобы запечатлеть свою возлюбленную дома и в саду.

Она разведется со своим первым мужем, дважды ещё выйдет замуж, но Эдуар Вюйар для неё всегда будет лишь влюблённым другом, хотя в своей книге воспоминаний написала, что именно он сделал ей самое красивое признание в любви.

В начале XX века Эдуар Вюйар заключил соглашение с братьями Бернхайм-Жен — владельцами  крупной французской галереи. Один из их партнёров Джос Хессель стал покровителем и другом художника, что, впрочем, нисколько не помешало ему влюбиться в его жену Люси.

Мадам Хессель на морском побережье
Мадам Хессель на морском побережье

И на сей раз всё было серьёзно, между Вюйаром и Люси начался настоящий роман, однако Джос Хессель относился к нему с поразительным равнодушием.

Постепенно и Эдуар Вюйар стал писать картины в несколько ином ключе — менее авангардном, возможно понял, что за кубистами и фовистами ему всё равно не угнаться. В картины вернулась грамотная перспектива, в них появилось множество мелких деталей, отчасти они стали похожи на традиционные полотна импрессионистов.

Женщина в шляпе
Женщина в шляпе

И до самой смерти своей мамы он жил в её доме. Цены на его картины росли, но образ жизни оставался всё таким же скромным, словно он не хотел менять столь любимую и привычную обстановку её дома.

Во время Первой мировой войны Эдуар Вюйар станет военным художником, и всё увиденное навсегда отвратило его от любых военных действий.

Интерьер тюрьмы. Допрос заключенного
Интерьер тюрьмы. Допрос заключенного

Он очень расстроился, когда началась Вторая мировая война, в итоге сердце художника не выдержало и Эдуар Вюйар умер в доме своих покровителей Хесселей.

​Три художника-импрессиониста, которых следует знать всем уважающим себя любителям искусства
ArtAlebrio10 октября 2022

Купить уникальные товары ручной работы или современный арт вы можете на artAlebrio - это международная торговая площадка, объединяющая людей, которые хотят создавать, продавать, покупать и коллекционировать уникальные вещи - покупайте лучшее с нами artAlebrio.com.