Открытый конкурс в электронной форме по 44-ФЗ – это непростой по методике способ выбора исполнителя госконтракта. Если кратко, то при проведении данной конкурентной закупки заказчики проходят следующие этапы:
- составление и публикация извещения и документации;
- получение предложений от участников;
- оценка поступивших заявок и отбор участников;
- рассмотрение первых частей заявок;
- рассмотрение вторых частей;
- подведение итогов и размещение протокола;
- разъяснение результатов торгов.
В статье подробно рассмотрели каждый этап. Материал будет интересен не только заказчикам, но и поставщикам.
Подготовка извещения и закупочной документации
В ст. 48 44-ФЗ дается определение открытого конкурса в электронной форме (сокращенно — ОКЭФ) и инструкция по его проведению. Информацию о проводимом мероприятии получает неограниченный круг лиц, а требования для всех участников являются едиными.
Электронный конкурс отличается от электронного аукциона:
- Критериями оценки. При проведении аукционов единственным критерием является цена. А в конкурсных процедурах большее значение уделяется нестоимостным показателям (наличие богатого опыта по аналогичным работам, квалификация сотрудников, наличие необходимой техники и оборудования).
- Наличием переторжки. Оператор электронной площадки направляет заказчику вторые части заявок и необходимую документацию после окончания срока подачи окончательных ценовых предложений, после составления протокола (ч.8 ст.48 44-ФЗ).
Здесь следует сделать отступление и рассказать о переторжке простыми словами для тех, кто не понимает, о чем идет речь:
Переторжка – это возможность для участника уменьшить свое ценовое предложение. Как только открытый конкурс стал проводиться в электронном виде, переторжка стала обязательным его этапом. С ее появлением у заказчиков появилась возможность закупать товары, работы или услуги по самой выгодной стоимости.
К проведению переторжки заказчик не имеет никакого отношения. О дате ее проведения поставщики узнают от оператора ЭТП. Процедура проводится на следующий рабочий день после истечения времени оценки первых частей заявок.
Пять фактов, которые нужно знать о переторжке:
- Проводится в течение 1 часа.
- Время назначается по часовому поясу заказчика.
- Один участник может снизить цену только 1 раз.
- Не обязательно улучшать свое предложение о цене.
- Если кандидат не улучшил свою цену, то в зачет принимается цена из третьей части заявки на участие в закупке (ч.9 ст.48).
По окончанию переторжки оператор в течение 1 часа формирует протокол и отсылает заказчику вторые части заявок.
Вернемся к нашей статье… Итак, критерии оценки, наличие этапа переторжки и остальную важную информацию готовит и утверждает ответственное лицо заказчика в документации по электронному конкурсу.
Если в компании заказчика нет собственного отдела по закупкам, то для подготовки конкурсной документации может быть привлечена специализированная организация (ч.1 ст.40 44-ФЗ). Сторонние специалисты готовят все материалы для проведения закупки, но сами участвовать в ней не имеют право (ч. 5 ст.40).
Итак, мы сказали, что для проведения конкурса готовится закупочная документация. Но наряду с ней заказчик разрабатывает еще два документа: извещение о проведении открытого электронного конкурса и проект контракта. Без этих 3-х составляющих проведение конкурса невозможно. При проведении конкурентных электронных процедур заказчик публикует извещение в ЕИС не менее чем за 15 дней до окончания срока подачи заявок. Исключением является электронный запрос котировок – не менее 4 рабочих дней.
Извещение составляется в соответствии с нормами ст.42 44-ФЗ и на усмотрение заказчика размещается на любых информационных ресурсах, где с ним может ознакомиться любой желающий.
Заказчик может внести изменения в извещение не позднее чем за 1 рабочий день до истечения времени подачи заявок (ч.4 ст.42). Нельзя менять объект открытого конкурса в ЭФ и повышать сумму обеспечения заявок.
Отличие открытого конкурса в электронной форме от остальных процедур
Если взять электронный аукцион или запрос котировок, то здесь главным критерием будет цена. Выигрывает участник, предложивший наименьшую цену. А при проведении конкурса цена играет второстепенную роль.
Например, заказчику нужно провести важную дорогостоящую закупку. Чтобы реализовать ее по максимуму, он решает организовать открытый конкурс в электронной форме. В закупочной документации он прописывает необходимые критерии, которым должны соответствовать участники. При этом на критерий квалификации претендента он отводит 70%, а цене – всего лишь 30%.
Процентную величину заказчик устанавливает в соответствии с ПП РФ № 2604 от 31.12.2021 г. Более значимому для заказчика критерию присваивается большая величина.
Критериев может быть и три, и четыре, и пять. Все зависит от сложности процедуры и желания заказчика. Но чем больше критериев, тем легче потом запутаться в подсчетах.
Заявка получает определенное количество баллов по итогу рассмотрения и оценки заявок. То есть победителем может стать не тот участник, который предложил наименьшую цену, а тот, кто набрал больше баллов.
Определение потенциальных исполнителей
Информация об электронной площадке, на которой планируется проведение конкурсной процедуры, указывается в извещении (п.4 ч.1 ст.42 44-ФЗ). Заказчик выбирает одну ЭТП из восьми:
- ЕЭТП
- «РТС-тендер»
- «Сбербанк-АСТ» (с недавнего времени «Сбер А»)
- «Электронные торговые системы»
- ГУП «Агентство по госзаказу РТ»
- «Российский аукционный дом»
- «ТЭК-Торг»
- ЭТП ГПБ («Электронная торговая площадка Газпромбанка»)
Претенденты на получение контракта направляют заявку, состоящую из 3-х частей в соответствии с ч.2 ст.48 44-ФЗ. Участникам дается 15 рабочих дней на подачу заявки после того как было опубликовано извещение (со дня размещения).
По истечении времени подачи заявок на электронный конкурс заказчик получает первые их части от оператора ЭТП. Далее материалы рассматриваются членами закупочной комиссии, которая специально была для этого создана. Итоги данного этапа вносятся в соответствующий протокол, который передается оператору электронной площадки. Срок отправки протокола оператору – в тот же день, когда были рассмотрены и оценены первые части заявок (ч.3 ст.48 44-ФЗ).
Затем специалисты заказчика начинают работать со вторыми частями заявок. Итоги рассмотрения и анализа протоколируются, а сам протокол направляется оператору ЭТП в тот же день, когда производилась оценка вторых частей заявок (ч.11 ст.48).
Протокол публикуется в ЕИС, а утвержденные результаты с окончательными ценами претендентов оператор направляет заказчику.
Члены комиссии по закупке повторно изучают предложения и протоколы, после чего формируют состав участников, допущенных до торгов, присваивая им порядковые номера. Результаты работы вносятся в итоговый протокол (ч.13 ст.48).
Составление протоколов происходит на основе принятого решения о допуске или обоснованного отклонения и о начислении баллов согласно прописанным в документации критериям. Протоколирующие документы подписываются каждым членом закупочной комиссии.
Важный момент! Комиссия имеет право отстранить участника на любом этапе проведения электронного конкурса по 44-ФЗ за предоставление им ложной информации (ч.5, 12 ст.48). Если специалисты заказчика нашли расхождение сведений, то в обосновании указывается, что именно в заявке участника не соответствует действительности и сверяют полученную информацию с положениями документации.
Если по конкурсной документации что-то непонятно, то участники вправе направить запрос на разъяснение положений. Он подается на ЭТП, после чего оператор пересылает его заказчику. Подавать такой запрос можно при условии, что до конца срока подачи заявок остается не менее 3-х дней.
У участника есть право на 3 запроса, поэтому рекомендуем сразу подумать над всеми непонятными моментами и сформулировать их максимально в одном обращении.
Заказчик обязан отреагировать на поступивший запрос в течение 2-х рабочих дней. Вносить корректировки в документацию о мероприятии заказчик может не позднее чем за один рабочий день до истечения времени подачи заявок. При этом время приема заявок должно быть продлено таким образом, чтобы еще оставалось минимум 10 дней.
Рассмотрение первых частей заявок
В соответствии с ч.3 ст.48 44-ФЗ члены конкурсной комиссии должны изучить и оценить первые части заявок в течение 2-х рабочих дней после того как срок подачи заявок закончился.
Как только все первые части заявок будут проработаны комиссией по закупке, готовится протокол, в котором указываются сведения в соответствии с ч.6 ст.48 44-ФЗ:
- идентификационные номера, закрепленные за каждой заявкой;
- дата, место и время их рассмотрения;
- порядок оценки допущенных заявок, если в документации указан показатель «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки»;
- допущен или нет претендент на исполнение контракта.
Участнику может быть отказано в дальнейшем прохождении согласно ч.5 ст.48. Причиной отказа может быть:
- Непредоставление необходимой информации или предоставление ложной информации, которая требуется для участия в ОКЭФ.
- Несоответствие участника условиям и требованиям к первым частям заявок, которые указал заказчик.
- Указание конкретных сведений о претенденте, направившем первую часть заявки, либо о его ценовом предложении.
Рассмотрение вторых частей заявок
В состав второй части заявки на электронный конкурс должны входить:
- наименование участника, адрес, телефон, ИНН участника, учредителей, лица, исполняющего обязанности единоличного исполнительного органа;
- документальное подтверждение соответствия продукции нормам законодательства РФ (копии);
- декларация о соответствии единым требованиям в соответствии со ст.31 44-ФЗ;
- документальное подтверждение на право получения преимуществ (например, для СОНКО);
- документальное подтверждение соответствия продукции положениям ст.14 44-ФЗ о национальном режиме (если данное требование указано в конкурсной документации);
- документы, служащие для выставления баллов по критериям (кроме информации о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки).
осле оценки первых частей заявок конкурсная комиссия переходит к рассмотрению вторых частей. Срок оценки вторых частей заявок регламентирован – не позднее 2-х рабочих дней после получения вторых частей заявок, но не позднее срока их рассмотрения, установленного в извещении (ч.11 ст.48 44-ФЗ).
После оценки первых частей заявок конкурсная комиссия переходит к рассмотрению вторых частей. Срок оценки вторых частей заявок регламентирован – не позднее 2-х рабочих дней после получения вторых частей заявок, но не позднее срока их рассмотрения, установленного в извещении (ч.11 ст.48 44-ФЗ).
Результат рассмотрения и оценки специалисты заказчика вносят в протокол (п.2 ч.11 ст.48 44-ФЗ):
- сведения о каждом претенденте на контракт;
- информация о дате, месте и времени рассмотрения вторых частей заявок, поступивших в рамках электронной процедуры по 44-ФЗ;
- какими критериями руководствовалась комиссия при анализе предложений потенциальных исполнителей;
- соответствует/не соответствует кандидат установленным в конкурсной документации требованиям.
Предложение участника отклоняется комиссией за нарушение положений закона о контрактной системе. Участника дисквалифицируют за (ч.12 ст.48):
- непредоставление или предоставление ложной информации и документов;
- несоответствие установленным в конкурсной документации требованиям (ч.1, 1.1 ст. 31 44-ФЗ);
- не предоставление заказчику соответствующих документов, когда в документации указывается запрет на основании ст.14 44-ФЗ о национальном режиме.
Подведение итогов...
... Друзья, на этом статья не заканчивается. Переходите на наш сайт онлайн-школы для поставщиков и тендерных специалистов "Азбука тендеров" и читайте до конца.
Подписывайтесь на открытый Телеграм-чат для тендерных специалистов и участников закупок.