Найти в Дзене

Петербургский график Мария Николаевна Бутрова (1905–1989)

Мария Николаевна Бутрова –петербургский график, мастер офорта, литографии, акварели, монотипии. Творчество этого мастера графического искусства неизменно обращает на себя внимание чуткого зрителя, вводит его в гармоничный мир человека и природы. В ее лучших пейзажах, посвященных Дальнему Востоку, Сибири, древнерусским городам, Прибалтике и Крыму раскрывается истинное мастерство художника, сумевшего сочетать правдивое реалистическое видение и романтическую приподнятость. Родилась Мария Николаевна в Петербурге в семье типографского служащего 11 марта 1905 года. В 1920–е годы ей посчастливилось учиться в Училище Штиглица у В.В.Лебедева, а затем в Академии художеств у К.С.Петрова-Водкина и А.Е.Карева. К середине тридцатых годов Бутрова уже сложившийся мастер. Начиная с этого времени она успешно работала в издательствах: Лениздат и Детгиз, в журналах «Чиж» и «Еж». Тонкое понимание детской психологии, искреннее внимание к миру ребенка помогли художнику при создании ее лучших детских книг: «З

Мария Николаевна Бутрова –петербургский график, мастер офорта, литографии, акварели, монотипии.

Творчество этого мастера графического искусства неизменно обращает на себя внимание чуткого зрителя, вводит его в гармоничный мир человека и природы. В ее лучших пейзажах, посвященных Дальнему Востоку, Сибири, древнерусским городам, Прибалтике и Крыму раскрывается истинное мастерство художника, сумевшего сочетать правдивое реалистическое видение и романтическую приподнятость.

-2

Родилась Мария Николаевна в Петербурге в семье типографского служащего 11 марта 1905 года. В 1920–е годы ей посчастливилось учиться в Училище Штиглица у В.В.Лебедева, а затем в Академии художеств у К.С.Петрова-Водкина и А.Е.Карева. К середине тридцатых годов Бутрова уже сложившийся мастер. Начиная с этого времени она успешно работала в издательствах: Лениздат и Детгиз, в журналах «Чиж» и «Еж». Тонкое понимание детской психологии, искреннее внимание к миру ребенка помогли художнику при создании ее лучших детских книг: «Золотое яблоко, «Песенки», «Калитка в сад», «Жадная Шурочка».

-3
-4
-5
-6
-7

Определяющую роль в ее судьбе, в развитии высокой профессиональной культуры сыграли творческое и дружеское общение с В. Г. Верейским, В. М. Конашевичем, Н.А.Тырсой.

-8
-9
-10
-11
-12
-13

В годы блокады Мария Николаевна разделила все трудности с теми, кто жил и работал в осажденном Ленинграде. Как и многие ленинградцы дежурила в ПВО, тушила зажигалки. С воодушевлением работала над плакатами и знаменитыми листами «Боевого карандаша», вселяя веру в победу мужественных земляков. На исходе первой страшной зимы Мария Николаевна вместе с тяжело больным мужем, художником П.В.Новиковым, была эвакуирована в Москву, где продолжала работать в Детгизе и журнале «Мурзилка». После окончания войны М.Н.Бутрова вернулась в свой родной город, но уже одна – мужа не стало в 1943 году.

-14

Молодая художница еще до войны совершила первую поездку в северные районы Сибири с целью сбора этнографических материалов, зарисовок для подготовки учебников для школ Крайнего Севера. Художника восхищали не только загадочная мощь бескрайних таежных лесов, озер и рек, но и своеобразие национального быта, жизненного уклада, людских судеб и характеров народов ханты, манси, эвенков, тувинцев, якутов.

-15
-16
-17
-18

Всех, кто близко знал Марию Николаевну, неизменно восхищали ее неиссякаемая жизненная энергия, страсть к новым впечатлениям и путешествиям. В 1975 г. она совершила поездку по своим любимым местам: в низовья Оби: Салехард, Ханты-Мансийск, Тобольск, Тюмень, Тува. А в ту пору ей было уже 70 лет!

-19
-20

Свои наиболее яркие впечатления от поездок по всей стране она живо и непосредственно воплотила в многочисленных пейзажах. Художника бесконечно привлекала красота и задушевность среднерусского пейзажа с его просторами, ширью полей, необъятными далями и тихими озерами. Не могли не восхитить ее древнерусские церкви и монастыри. Вологодские акварели, исполненные в мягкой пастельной гамме, пронизаны этим острым лирическим чувством.

-21
-22
-23

В последние годы Мария Николаевна работала над серией графических работ, посвященных Санкт-Петербургу. Пожалуй, наиболее завершенная и цельная в этом цикле пастель «Львиный мостик», она пронизана истинно петербургским духом и настроением. К сожалению, завершить этот замысел она не успела…

Работы художника в музейных собраниях: Государственный Русский музей (Санкт-Петербург); Отдел эстампов Российской национальной библиотеки (Санкт-Петербург); Иркутский областной художественный музей им. В. П. Сукачева; Красноярский государственный художественный музей имени В. И. Сурикова; Картинная галерея Красноармейска (Московская область); Чувашский государственный художественный музей; Чайковская художественная галерея.

Книги иллюстрированные М. Бутровой: Тараховская Е. Я. Калитка в сад Детгиз, 1949; Веселая эстафета. [Игры октябрят. Картинки с текстом] Огиз, Мол. гвардия, 1931.; Игры. [Книжка-картинка] «Красный пролетарий»), 1930.