Найти тему

Указ большой государственной важности. Как молодая республика получила федеральную поддержку

Оглавление

30 лет назад, 2 марта 1993 года, был принят указ президента Российской Федерации «О мерах государственной поддержки социально-экономического развития Республики Горный Алтай» за №309. Это случилось благодаря непосредственному вхождению республики в состав Российской Федерации и прямому взаимодействию с федеральными органами государственной власти. Это второй документ государственной важности после указа Елизаветы Петровны о принятии алтайских кочевников в состав Российской империи, касающийся Горного Алтая и его жителей, подписанный главой государства. Хотелось бы поделиться своим мнением о значимости для развития экономики, социальной сферы региона.

Прежде чем увидеть свет…

Процесс подготовки и принятия указа президента Российской Федерации кажется простым делом, хотя на практике это достаточно сложный бюрократический процесс. Чтобы было понятнее читателям, особенно молодым, как участник тех событий попробую описать вкратце, какой путь приходится преодолеть документу до его выхода в свет.

Первым делом правительству, парламенту, руководству соответствующих отраслей следует провести подробный анализ ситуации в тех отраслях и сферах, чтобы выявить проблемные вопросы, которые необходимо включить в проект готовящегося документа. На их основе готовится проект указа, включающий проблемные вопросы, поручения федеральным органам исполнительной и законодательной власти, а также пояснительную записку, финансово-экономическое, техническое и другие обоснования, проектно-сметное обеспечение каждого объекта.

К тому же весь комплекс вопросов обговаривают, согласовывают с председателем правительства России, курирующими заместителями председателя, министерствами, государственными комитетами (такие структуры были до создания агентств), ведомствами правительства России. Полученная поддержка является гарантией быстрейшего согласования.

Особо стоит сказать о поддержке со стороны президента РФ, попасть на прием к которому практически очень сложно, не говоря уже о необходимости доказать ему важность принятия документа, и его поддержки в виде поручения правительству РФ о подготовке проекта указа. Да и встреча «за круглым столом» с главой государства не является абсолютной гарантией принятия ожидаемого документа. В процессе согласования его могут «зарубить» и не согласовать. И тогда начинается мучительно долгий этап согласования проекта указа с федеральными министерствами, госкомитетами и ведомствами.

Согласование — не единичный процесс, а многоразовый, приходится иногда пройти по нескольку раз в одно и то же министерство по одному и тому же вопросу. Только получив согласие и подписи руководителей министерств, ведомств, включенных в проект указа, председателя правительства России и сдав документ в администрацию президента Российской Федерации можно быть уверенным, что он будет подписан.

В этом плане стоит отметить, что, несмотря на продолжающийся на тот момент глубокий финансово-экономический и другие кризисы в стране в конце XX века, руководителю республики Валерию Ивановичу Чаптынову вместе с председателем правительства Республики Алтай Владимиром Ивановичем Петровым удалось убедить правительство и президента Российской Федерации о необходимости оказания государственной помощи республике. Члены правительства и их команды за короткий срок сумели обосновать, согласовать проект с федеральными органами.

Задачи поставлены

Указом был сохранен за территорией Республики Алтай статус эколого-экономической зоны «Горный Алтай», а также были приняты предложения правительства и Верховного совета Республики Алтай о введении с 1 января 1993 года на территории Республики Алтай районного коэффициента к заработной плате в размере 1,4.

Получили поддержку предложения правительства Республики Алтай, предусматривающие развитие на территории Республики Алтай энергетической базы с использованием гидроресурсов и твердого топлива; отраслей по переработке и хранению сырья и продукции агропромышленного и лесного комплексов; развитие минерально-сырьевой базы твердых полезных ископаемых и создание мощностей по их переработке; укрепление материально-технической базы учреждений культуры, полиграфии, книгоиздательского дела и телерадиовещания, сохранение памятников археологии; развитие международного туризма, альпинизма и спорта.

Указ также предусматривал проведение на территории Республики Алтай научных исследований, связанных с установлением степени влияния многолетних ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне на медико-демографическую обстановку региона и принятие неотложных мер по оздоровлению населения и социально-экономическому развитию населенных пунктов Республики Алтай, расположенных в зоне неблагоприятного воздействия ядерных испытаний; открытие в 1993 году Горно-Алтайского государственного университета на базе местного государственного педагогического института. Органам законодательной и исполнительной власти Российской Федерации и Республики Алтай было поручено:

  • обеспечить устойчивое снабжение Республики Алтай электроэнергией в объемах, необходимых для развития ее народно-хозяйственного комплекса и для перевода на электрическое отопление школ, больниц и детских дошкольных учреждений, расположенных в Кош-Агачском и Улаганском районах, приравненных к местностям Крайнего Севера;
  • рассмотреть вопрос о целесообразности реконструкции (расширения) аэропортов в городе Горно-Алтайске, селах Кош-Агач и Усть-Кокса с учетом их возможного использования в перспективе для международных полетов;
  • предоставить в Москве здание общей площадью до 1 тыс. кв. метров для размещения постоянного представительства Республики Алтай при президенте Российской Федерации и о передаче его в собственность Республики Алтай.

Несмотря на кризис, галопирующую инфляцию и дефолт

Практическое выполнение указа Президента Российской Федерации совпало со смутными 90-и годами, развалом СССР, сопровождающиеся глубоким политическим, финансово-экономическим и другими кризисами, галопирующей инфляцией и наконец, дефолтом.

Сегодня, спустя 30 лет, хочется получить ответ на вопрос: как же практически был реализован указ главы государства?

Стоит сразу отметить, что, несмотря на тяжелые финансово-экономические, нестабильные политические условия в стране, было сделано немало. В последующем во исполнение указа президента был принят еще один указ главы государства и семь постановлений российского правительства.

Например, 29 мая 1993 года было принято постановление правительства Российской Федерации №512 о введении районного коэффициента 1,4 (40%) к заработной плате. Жители республики этим благом пользуются более 30 лет, и об этом мы не должны забывать.

Была утверждена долгосрочная комплексная программа развития Республики Алтай на перспективу (постановление правительства РФ от 9 сентября 1993 года №901 «О реализации Указа Президента Российской Федерации от 2 марта 1993 г. № 309 «О мерах государственной поддержки социально-экономического развития Республики Горный Алтай»). Практические работы по выполнению этого перспективного плана продолжались более 20 лет.

В эти же годы было принято и успешно реализовано постановление правительства России от 25 ноября 1994 года №1288 «О неотложных мерах по государственной поддержке социально-экономического развития Кош-Агачского и Улаганского районов Республики Алтай». Цель принятия постановления — оказание государственной поддержки развитию экономики и социальной сферы названных районов, приравненных к местностям Крайнего Севера.

Еще одним постановлением правительством РФ от 31 декабря 1995 года №1307 утверждена Федеральная целевая программа по оказанию медицинской, социальной помощи населению и нормализации санитарно-гигиенического состояния населенных пунктов Республики Алтай, подвергшихся радиационному воздействию в результате испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне, на 1996-1997 годы и на период до 2000 года. Она успешно реализована, региону оказана значительная помощь.

Также были приняты постановления правительства и Верховного совета Республики Алтай. В 1993 году на базе местного пединститута был открыт государственный университет. Продолжил свою деятельность эколого-экономический регион «Горный Алтай» (ЭЭР). Участники эколого-экономического региона платили налоги, объем которых увеличился (только в дорожный фонд с 18 млн рублей до более 100 млн). Продуманная технология (схема) пополнения республиканского дорожного фонда за счет поступающих средств позволила реконструировать и заасфальтировать дороги «Усть-Сема — Чемал», «Чоя – Артыбаш», это дало толчок развитию туризма в Республике Алтай. Кроме того, за счет средств ЭЭР решались ставшие хроническими острые социальные проблемы: выплаты зарплаты учителям, медикам, приобретение продуктов питания, медикаментов, одежды и других социально значимых товаров.

Подготовлены проектно-сметная документация с проведением экспертизы на реконструкцию Национального драматического театра и аэропорта. Объекты были полностью согласованы с федеральными министерствами, государственными комитетами, ведомствами, курирующими заместителями правительства России. Поэтому-то эти объекты по истечении десяти и более лет были без проблем профинансированы. Соглашусь, что реконструкция театра длилась очень долго, были ошибки в проектировании, в процессе строительных работ. Однако оптимальное техническое решение было найдено, решены вопросы финансового обеспечения реконструкции театра и объект был сдан в эксплуатацию. Точно такая же проблема была с аэропортом в Горно-Алтайске.

В силу непреодолимых обстоятельств

За прошедший период не все объемы работ удалось реализовать. Часть запланированных объектов были построены, реконструированы позже, большинство из них к настоящему времени завершены. К примеру, в 2009 году было арендовано отдельное здание в столице России для размещения постоянного представительства Республики Алтай в Москве и только в 2017 году оно передано в собственность региона. Считаю, что основанием для положительного решения этого вопроса послужил подписанный з0 лет назад указ.

К большому сожалению, в силу непреодолимых финансово-бюджетных, политико-экономических, денежно-кредитных, технических и других обстоятельств, независящих от республики, остались невыполненными некоторые пункты указа. В их числе строительство Катунской ГЭС и Талды-Тюргунского угольного разреза; строительство мощностей по переработке и хранению сырья и продукции агропромышленного и лесного комплексов; перевод на электроотопление школ, больниц и детских садов Кош-Агачского и Улаганского районов.

Справедливости ради хочу подчеркнуть, что работу по подготовке и согласованию проекта указа главы государства координировали Государственный комитет по экономике Республики Алтай, председатель Александр Николаевич Алчубаев, его заместитель Григорий Барзынович Чекурашев. В заключение хотелось бы отметить роль и заслуги в принятии названного указа президента Российской Федерации руководителей Республики Алтай того времени — В.И. Чаптынова, В.И. Петрова, членов их команды и постпреда А.П. Манзырова, которые сумели убедить руководство государства и добиться принятия документа главы государства о государственной поддержке социально-экономическому развитию Республики Алтай.

К сожалению, последующие главы и правительства Республики Алтай не сумели использовать опыт первых руководителей и добиться принятия постановления федерального правительства о государственной поддержке региона.

Именно тогда, когда начала практически реализовываться указ главы государства, принятые постановления правительства России о государственной поддержке региона, жители республики поверили в организационно-управленческий потенциал своих руководителей и в будущее республики. Указом были заложены основы для будущего социально-экономического и культурного развития.

Н.М. Малчинов,
ветеран труда,
член Общественной палаты РА