Шагом в будущее назвали отважные артисты прощальный концерт перед уходом на реконструкцию здания театра "Мюзик-Холл", уже почти переименованного в Санкт-Петербургский Музыкальный театр имени Фёдора Ивановича Шаляпина.
Закладной камень памятника знаменитому басу давно установлен перед широкой наружной лестницей бывшего Народного дома, ставшего на несколько лет "главной сценой" Шаляпина.
Народный дом императора Николая II был достроен в 1912 году - одно из общественных зданий культурно- просветительского назначения, строительство которых с конца XIX века велось в России на средства частных лиц. Это были комплексы, включающие концертные залы, библиотеки, воскресные школы, лектории, чайные буфеты и многое другое, пропагандирующее цели и задачи Попечительства о народной трезвости, в ведении которого эти комплексы, получившие название Народных домов, находились. Народный дом в Александровском парке был самым большим. Центром его был Театральный зал, торжественно открытый оперой Глинки "Жизнь за царя" в 1900 году.
Популярность театра была так велика, что в 1910-1911 годах к правому крылу театра был пристроен ещё один зал, получивший название Оперного зала Народного дома. Основой всех строений Народного дома были павильоны Нижегородской ярмарки, перевезённые в Петербург и приспособленные архитектором Григорием Николаевичем Люцедарским под концертные залы. Театральный зал в 1932 году сгорел и на его месте выстроен Театр Ленинского комсомола, ныне это Балтийский Дом, в бывшем "Железном павильоне" разместился Планетарий, а Оперный зал, пережив после 1917 года эпоху митингов и собраний,
несколько раз поменял назначение, побывав кинотеатром "Великан" и "Стереокино", театром Музыкальной комедии, снова кинотеатром, для чего пережил реконструкцию, а потом после ещё одной реконструкции с 1988 года в нем поселился Ленинградский Мюзик-Холл под руководством Ильи Яковлевича Рахлина (1917-2002), см. https://sanktpeterburg.bezformata.com/listnews/teatr-radosti-ili-rahlina/61595917/ О славной истории "театра радости" в Мюзик-Холле не забывают и в 2017-м году торжественно отметили концертом 100-летие его руководителя.
С приходом нового руководства - директора театра Юлии Николаевны Стрижак и художественного руководителя дирижёра Фабио Мастранджело на Петроградской стороне снова зазвучала классическая музыка, появились оркестр "Северная симфония", свой балет, в афише - симфонические концерты, оперные спектакли один за другим, словом, театр поменял профиль и перерос своё название. Вспомнили историю Народного дома, Шаляпина и заговорили о новой реконструкции. Театральное искусство обрастает техническими новшествами, а возможности сцены им не соответствуют, не говоря уж о назревшей необходимости капитального ремонта самого здания. Говорили о реконструкции давно, да всё откладывали, и вот теперь, наконец, и деньги выделены и подрядчик ООО «ПСБ» «ЖилСтрой», на счету которого реставрация Александровского дворца, ремонт Библиотеки Маковского и другие объекты-памятники архитектуры, определён и все договоры заключены и надо переезжать, а потому прощальный концерт дал театр, оптимистично назвав его "Шаг в будущее"
На афише слева фото нынешнего зала, а справа - будущее! Вот ссылка на блок изображений будущих интерьеров театра https://cloud.mail.ru/stock/9d3yWKUEKBab5RBaBYFf6RFQ
До этого светлого будущего ещё далеко. Назначенный властями города подрядчик обещает сделать работу за 3 года. Это, конечно, не то, что планы развития метро к 2050-му году, как писали "Санкт-Петербургские ведомости", но всё же 3 года срок большой. Театру со всем его имуществом, а, главное, большим творческим коллективом - музыкантами, танцорами, хором и солистами придётся это время скитаться по арендным залам. Где и как они смогут репетировать, можно ли ожидать, что рискнут ставить что-то новое? Как и где будут готовить полюбившийся зрителю фестиваль "Опера-всем!"?
Чуть больше, чем за полчаса до начала концерта удалось расспросить энергичного директора театра Юлию Николаевну Стрижак - обаятельного и сильного руководителя:
Оптимизм директора тревог за судьбу театра не снимает, но обнадёживает.
Программа концерта обширнейшая и, хотя в программке помечено окончание через 2 с половиной часа вместе с антрактом, посмотрев на количество заявленных номеров, в это верилось с трудом. Первое отделение классическое, оперно-симфоническое с оркестром во главе с маэстро Мастранджело, появившимся на полупустой сцене, под звуки "Болеро" Равеля начали появляться музыканты оркестра "Северная симфония", а на экране в это время проходили кадры истории театра
Потом оркестр сыграл первую часть "Прощальной" симфонии Гайдна, чтобы напомнить историю симфонических концертов, которых немало подготовил и остроумно прокомментировал маэстро Фабио Мастранджело на этой сцене. Сквозь дымку зазвучал хор пленных иудеев из "Набукко" Верди - таким образом напомнили о создании собственного хора - несомненные достижения маэстро, собравшего классных музыкантов и певцов.
Ведущие первого отделения з.а.Р. Николай Смирнов и артистка театра и кино Анна Снегова напомнили историю словесно, выразив свои смешанные чувства перед длительным путешествием в будущее.
А потом пригласили на сцену директора театра Юлию Николаевну Стрижак, а она, в свою очередь, позвала руководство подрядной организации ООО «ПСБ» «ЖилСтрой» - Генерального директора Александра Желиостова и исполнительного директора Таисию Борман, символически передав им ключ от театра с тем, чтобы получить обновлённое здание не позднее, чем через 3 года. О строительной организации см. http://psb-zhilstroy.ru/
Неслучайно высказанные опасения о ходе и качестве работ хочется верить не сбудутся и театр сдадут в срок. Ждала, что в ответ на обронённые Юлией Николаевной слова о том, что во времена Николая II это здание было построено и запущено в эксплуатацию в 2 года, а реконструкцию, мол, казалось бы, можно сделать и побыстрей, глава треста пообещает поторопиться, но этого не случилось. Очевидно теперь не те времена, чтобы перевыполнять планы. К тому же, имея в своём распоряжении не только здание, но и близлежащую территорию, строители получат перевалочную базу в центре города, и это тоже повод не спешить, подумалось мне. Как бы то ни было, решение принято, театр уезжает, не прекращая работу. Посмотрим, как сложится, а пока продолжаем наслаждаться концертом, перенасыщенном лучшими фрагментами постановок театра.
Первой оперой, поставленной маэстро на этой сцене была комическая опера Доницетти "Дон Паскуале"
Возвращаясь к симфоническому репертуару, оркестр сыграл финал "Прощальной" симфонии Гайдна, в котором постепенно все музыканты уходят, гася свечи на своих пюпитрах. Свечей не было и музыканты тут же вернулись, чтобы сыграть сцену из "Волшебной флейты" Моцарта и закончить первое отделение лучезарным финалом из "Иоланты" Чайковского, в котором практически все солисты театра участвовали
В антракте походила по театру, глядя на публику, фотографирующуюся в любовно обустроенных уголках. Фото интерьеров сделаны до концерта, когда ещё никого из публики не было.
Второе отделение было посвящено мюзиклам. Эти зажигательные спектакли публике полюбились и пользовались огромным успехом. Блистательные номера включили в программу концерта. "Великий Гэтсби", "Звезду заказывали", "Портрет Дориана Грея", "Средство Макропулоса" и получивший кучу премий "Винил" представляли другие ведущие - артист театра и кино Максим Головчанов и солистка Мюзик-Холла Анастасия Самарина.
В исполнении фрагментов мюзикла "Винил" участвовал инструментальный бэнд-квинтет.
Закончился концерт зажигательным "Эх, стиляга!" из мюзикла "Винил"
Завершив так оптимистично концерт, театр покидает стены родного дома, чтобы снова вернуться в обновлённый свой дом.
Мы говорим вам "до свиданья"... года через три? Когда здесь снова "оживёт музыка"?
А пока уже 16 марта из снова можно увидеть на сцене Дома офицеров на Литейном
В супер-насыщенной программе концерта автор идеи и текстов режиссёр Виктор Высоцкий стремился "рассказать о том, сколько всего и в самых разных жанрах было сделано".
Финал концерта полон оптимизма. Вместе с театром верим в лучшее!
Все фото см. в альбоме https://vk.com/album-42430910_291897209