Найти в Дзене
Не хлебом единым

О том как спор Григория Паламы с Варлаамом Калабрийским отразился в иконах

Оглавление

Добрый день, уважаемые читатели! Второе воскресенье Великого Поста посвящено памяти святителя Григория Паламы. Сегодня расскажу, чем он заслужил такую честь.

Перенесемся в Византию XIV в. Святитель Григорий родился в знатной семье, получил блестящее образование, но посвятил жизнь Богу и долгое время прожил на Афоне. Делом его была не только молитва, но и защита веры против католической ереси.

Святитель Григорий Палама
Святитель Григорий Палама

В XIV в. Византия доживала последний век, территория ее со времён Юстиниана уменьшилась в десятки раз. Именно в Византии и близкой ей южной Италии началась эпоха возрождения.

Возрождение ( Ренессанс) - эпоха к. XIII - XVII вв. в Европе, которая характеризуется возрождением античных начал в философии и искусстве, а также секуляризацией (обмирщением) западного общества, его отходом от христианства.

В Византии возрождение сопровождалось проникновением католических идей и влиянием прозападных монахов на императоров.

Против учения одного такого, сначала православного монаха Варлаама Калабрийского, который затем стал католическим епископом, и выступал святитель Григорий Палама.

Суть спора варлаамитов и паламитов

Спор зашёл о действиях божественной энергии (благодати) в мире. Православное вероучение основывается на том, что божественная благодать нетварна и является проявлением Божественной сущности ( то есть действиями Господа) в мире. Сущность Бога непознаваема, но Он познаваем в своих энергиях. Божественная благодать при усердии христианина в своем спасении обо'живает его, даёт уже на земле радость ве'дения Бога и причастности Ему.

Собственно говоря, в обо'жении и заключается смысл и цель христианской жизни. Незадолго до Своих страданий Христос преобразился перед учениками, дав им возможность уже здесь ощутить блага Царства небесного:" По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии". (Мф.17:1-5)

Святитель Григорий Палама объясняет, что Фаворский свет - это проявление нетварной божественной энергии.

Послушаем же, что отвечает Варлаам Калабрийский:

"Свет, воссиявший на Фаворе, не был недоступный, не был истинный свет божества; он не только не превосходнее ангелов, но ниже и самого мышления нашего. <...>Да и видели его люди, еще не восприявшие священных энергий, еще не очищенные, несовершенные и при самом видении, какое было на Фаворе, еще не сподобившиеся понимания боговидений".

И вот это относится непосредственно к пониманию спасения. У католиков святые за свои заслуги получают от Бога благодать как некую награду за усердный труд.

"Но поскольку нескончаемая дистанция не позволяет Богу встретить человека на том же уровне, то Бог творит в человеке, в личностном общении с ним, условия, посредством которых человек может принять это Божественное самооткровение (сотворенную благодать или gratia creata)". ( Герхард Мюллер, Католическая догматика).

Собственно же божественная, несотворенная благодать, то есть причастность Богу совершенно не доступна человеку!

Джотто. Икона Христа. Первая половина 14 в. Последние католические иконы
Джотто. Икона Христа. Первая половина 14 в. Последние католические иконы

Ну и наконец, как столь сложные богословские споры отразились в иконописи?

Иконопись в католичестве не получила развития, место икон начиная с эпохи Возрождения заняли картины на духовную тематику.

И вот почему.

Икона как раз-таки изображает человека, достигшего обо'жения, священного безмолвия ( исихии). Икона изображает самую суть, внутреннее состояние человека, познавшего Бога, выраженное внешними средствами.

Нимб на иконе - это тот самый Фаворский свет:"праведники воссияют как солнце”, по слову Евангелия (Мф. 13:43). Поэтому нимб на православных иконах - это внутреннее свечение преображенного человека, в том числе его преображенной плоти. Нимб - незаменимая и очень важная часть иконы, составляющая единую композицию со святым ликом.

Начиная с эпохи Возрождения нимбы на католических иконах, а затем картинах становятся похожими на венец как бы висящий над головой святого. Это символ святости данной извне. Благодать окружает святого, но не исходит от него самого.
-3

Именно так богословские споры святителя Григория Паламы с Варлаамом Калабрийским отразились на христианском искусстве Востока и Запада.

Икона как явление перестала существовать в католической церкви, на ее место пришли картины, где нимбы изображали уже только для того, чтобы отличить святого от несвятого. Чаще всего в виде свечения, но не четко очерченного круга.

-4

Я постаралась изложить лишь одну грань богословия святителя Григория Паламы на примере его споров с западным богословом. Но, конечно, само понимание святости и ее достижения в Православии и католицизме, понимание молитвы и аскезы - это предмет отдельного разговора.

Благодарю за внимание! Прошу оценить статью и подписаться на канал!