Приветствую вас, друзья!
Сегодня речь пойдет о равновесии в композиции.
Композиция (от лат. compositio - составление, связывание) - в общем смысле соединение частей произведения в единое целое. Гармоничная композиция предполагает равновесие, а также единство и соподчинение частей.
Одним из инструментов уравновешивания композиции является симметрия. Но сама по себе она, как парадокс, не является гарантией сбалансированности композиции. Если художник (дизайнер, фотограф) правильно использовал симметрию, то она будет восприниматься легко и гармонично, даже если сама по себе сложна.
Чаще всего мы все, если говорить об искусстве в целом, встречаем симметрию в архитектуре, утилитарных предметах, в т.ч. в узорах (одежда, посуда и другие окружающие нас вещи). А если о симметрии в общем, то она является отражением гармонии пространства и жизни. Наше тело и лицо, в частности, большинство живых существ и растений, природа вокруг (например, отражение в спокойной воде) являют нам симметрию.
В живописи, так как мы говорим об изображение на плоскости, встречаем чаще осевую и ее вариант зеркальную, центричную (центральную) и угловую симметрию (если говорить об "объемном мире", то есть еще винтовая и поворотная симметрия).
Зеркальная симметрия, или двухсторонняя, в искусстве используется обычно с некоторым отклонением для бОльшей живописности.
Такую симметрию мы можем увидеть в портретах, в иконописи, часто в сюжетах на библейские темы.
Здесь, что примечательно, присутствует не только симметрия, но и сами фигуры образуют круг, который символизирует собой и божественное начало, и совершенство, и бесконечность, и цикличность жизни. Круг, как символ, имеет множество значений.
На самом деле пейзаж с отражением природы в спокойной воде как раз и является зеркальной (горизонтальной) симметрией.
Как видите, именно в живописи отражение не происходит с очень большой точностью. Полная симметрия характерна более для узоров, росписи предметов.
Более общим вариантом можно считать осевую симметрию. Тут есть такая тонкость - многие эксперты не сходятся в определениях: зеркальной симметрия может считаться при отражение как с помощью плоскости, так и с помощью оси (при повороте на 180'). Не хочу уходить в демагогию, поэтому пусть будет осевая))). В случае живописи это не так важно.
Так вот, осевая симметрия предполагает копирование с поворотом предмета вокруг оси в пространстве. Так как картина это двумерная плоскость, то и изображение является лишь проекцией.
На этом фрагменте фигуры граций как раз расположены с осевой симметрией друг относительно друга.
Симметрия относительно точки называется центральной.
Центральная симметрия предполагает движение на плоскости относительно центра.
Здесь, очевидно, не копирование, но, скорее, распределение композиции с симметричностью относительно точки соприкосновения пальцев.
Все таки, повторюсь, что копирование объекта/ов в полном смысле характерно для декоративно-прикладного искусства.
На копии справа желтым я отметила точку и направление движения объектов. Интересный композиционный прием, где также не суть полное копирование, а распределение смысловой нагрузки относительно точки в центре. Таким образом художник создает ощущение динамики.
Поворотная, или уголовая симметрия предполагает копирование с перемещением вокруг оси на угол 360'/n. Вращательная симметрия - если говорить о трехмерном пространстве.
Как видите, многие геометрические фигуры представляют собой суть перемещение фигуры с сохранением формы вокруг оси. А круг и сфера здесь представляют собой полный и гармоничный идеал.
Композиционно фигуры располагаются с вращением вокруг оси и фигуры в центре. Такое решение довольно часто используется.
Мне очень нравится эта фреска, посмотрите, как прекрасно она написана. Фигуры располагаются также с поворотом вокруг оси (воображаемой, конечно) в центре. В этой фреске нет полного копирования фигур, в живописи, как я уже упоминала выше, важно, в первую очередь, гармоничное распределение смысловой нагрузки.
Итак, к выводам:
- симметрия в полном смысле этого понятия, как копирование объекта в пространстве, характерная более для декоративно-прикладного искусства, дизайна, архитектуры.
- художник использует симметрию как инструмент для гармоничного распределения объектов в композиции или создания ощущения движения, например. Часто это, скорее, соотношение фона и объектов, цвета, темных и светлых участков. И даже зеркальное отражение частей не бывает полным и несет некоторые отклонения (пусть даже в положении рук, или в повороте головы на 3/4 в портрете), которые делают изображение живым, создают динамику.
Вдохновения вам, друзья)))