Найти тему
Небесные истории

Будущим пилотам: целевое обучение и бакалавриат?

Оглавление

Привет!

Не так давно я получил несколько вопросов от парнишки, задумывающегося о том, чтобы связать свою жизнь с авиацией. На первый из них, требовавший долгого повествования я уже ответил отдельной статьей. Парня интересовало то, как специфика работы пилота гражданской авиации влияет на семейные отношения.

Статья "Как часто пилот бывает дома"

Сегодня я попробую дать ответы на оставшиеся два вопроса. Первый из них по частоте у вопрошающих занимает одно из лидирующих мест, а второй, признаться, я услышал всего лишь во второй раз.

Итак, вопрос номер один

О целевом обучении на пилота

"Я недавно прочел, что "Аэрофлот"/ "Россия" время от времени набирают учеников на целевое обучение. Неплохая ли это идея, попробовать попасть на целевое обучение в "Аэрофлот", к примеру, или лучше не стоит туда соваться, если, конечно, на мой год его вообще откроют?"

Это выглядит отличной идеей! Ощущать за своей спиной поддержку таких грандов по меркам отечественной авиации, как "Аэрофлот" или "Россия", конечно, здорово! Аналогично мыслит, наверное, каждый второй, мечтающий стать пилотом, поэтому неудивительно, что этот вопрос - один из наиболее частых.

Что такое целевое обучение?

Кратко - это возможность поступления на бюджетную форму обучения в вуз по направлению от предприятия или учреждения и обучения в контакте с будущим работодателем, оформляется договором о целевом обучении между заказчиком целевой подготовки и абитуриентом, желающим учиться в университете по целевой программе.

Статья 56 Федерального закона об образовании расписывает целевое обучение аки манну небесную. Тут тебе и плюшечки от заказчика обучения (материальное стимулирование, например), и обязательство студента-целевика по окончании обучения трудоустроить. От последнего требуется всего ничего: учиться хорошо и - сущая ерунда - отработать на заказчика энное количество лет (минимум три года) по выпуску из учебного заведения. Разве кто-то откажется три года в "Аэрофлоте" на "Боингах" и "Эрба..." простите, все еще живу темным прошлым - на МС-21 и Ту-214, конечно же, отлетать, пусть даже и в рамках многомиллионных кабальных контрактов (кто о таких пустяках в 18 лет думал...)?

Ту-204
Ту-204

Что интересно, для предприятия, отправившего своего кандидата учиться, его обучение (за исключением возможных дополнительных материальных плюшек по желанию предприятия) не стоит ни копейки. За все платит государство. Вот так! Трепещи, Илон!

Илон Маск одобряет
Илон Маск одобряет

Коммерческие организации*, отправляющие своих кандидатов учиться за счет госбюджета, вправе проводить конкурс среди соискателей. И вот тут для меня, признаюсь, начинается неизвестность - я не в курсе, как это фактически делается в "Аэрофлоте", "России" и каких-либо других авиакомпаниях, но смею предположить, что значительным преимуществом является наличие родственников, в организации трудящихся. Учитывая, что квоты на целевое обучение не резиновые, вот так вот просто прийти со стороны... наверное, можно (я краем уха об этом слышал). Но надо будет постараться!

*Необходимая важная ремарка. В организации должна быть часть государственного участия. Например, авиакомпания Smartavia не набирает на целевое обучение по причине отсутствия оного, о чем честно говорит на своем сайте:

-4

Следовательно, самая крупная (и на мой предвзятый взгляд, продвинутая) 100% частная авиакомпания России, "Сибирь", выполняющая полеты под брендом S7 Airlines (к слову, не пора ли искоренить эту бездуховщину и вернуться к скрепам?), тоже не предоставляет целевые направления.

-5

Каким образом кандидат попадает в заветный список "целевиков"?

Я воспользовался простейшим способом: набрал в Яндексе "авиакомпания набирает на целевое обучение", и сразу получил всю необходимую информацию.

-6

Ради интереса я заглянул на сайт авиакомпании "Россия" и узнал, какой была процедура отбора кандидатов в 2022 году. Внушительный и детальный список!

А дальневосточная авиакомпания "Аврора" уже разместила свои требования к соискателям для текущего 2023 года.

Каким образом и кем принимается решение о формировании финальных списков из числа тех, кто предоставил все необходимые справки - об этом, повторюсь, я не знаю. Может, в теннис играют, может, на мечах сражаются - сие мне неизвестно.

Стоит ли, как вы спрашиваете, соваться?

Ну а что, собственно говоря, мешает попробовать? На мой взгляд, иметь хотя бы теоретическую возможность быть трудоустроенным на основании договора о целевом обучении, куда лучше, чем ее не иметь...

Но!

Вот тут следует добавить ложку дегтя в ту бочку меда, которой представляется целевое обучение. Так уж интересно получается, что заказчик совсем не обязан вас трудоустраивать по окончании учебного заведения. Уж не знаю, что и как там в договоре юристами-казуистами прописано, но прецедентов, в которых выпускники-целевики остались за воротами авиакомпании-заказчика, вагон и маленькая тележка. Красивость заключенного договора компенсируется необязательностью его исполнения.

Этот же договор может стать камнем преткновения, если вдруг в период кризиса в ваше летное училище в виде лучика света приедут "покупатели" из другой авиакомпании. В мае и июне 2021 года я был среди таковых, выступая представителем "Победы", и одним из условий по отбору кандидатов было именно отсутствие обязательств по целевому обучению - дабы избежать каких-либо проблем с первичным заказчиком. Не могу утверждать, что все авиакомпании такие щепетильные (скорее всего, нет), но факт такой зафиксирован.

И вот тут очень сложно предугадать, кому вы через три-пять (в зависимости от учебного заведения) окажетесь больше нужны: монстроузному "Аэрофлоту" или небольшой авиакомпании "Чукотавиа". Тут не знаешь, что через месяц случится, поэтому строить настолько долгоиграющие планы сродни пытаться господа бога рассмешить.

-7

Тем не менее у целевого обучения остается значимое преимущество: попав в заветный список, вам будет проще поступить в летное училище. В последние годы конкурс был весьма высоким, так что такой аргумент может пересилить добавленную выше ложку дегтя.

И, как мне кажется, совсем не обязательно пытаться стать целевиком в какой-то одной авиакомпании. По крайней мере, я не нашел запрета подавать документу сразу в несколько, чтобы увеличить шансы. Конечно, в итоге вы заключите договор только с одной. Немаловажный нюанс (!) - если вы так и сделаете (подадите документы сразу в несколько) - никому об это не говорите. Работодатели крайне ревнивы!

Бакалавриат или специалитет

Заключительный вопрос парнишки был следующим:

"Я не совсем могу понять, что лучше выбрать специалитет или бакалавриат. Почитав об этом я понял, что по сути они ничем не отличаются, однако если я захочу попасть на руководящие должности, то нужен специалитет, а прочитав Вашу статью о работе в офисе совсем туда не хочется. Можете дать совет, как пилот, как лучше поступить?"

-8

Признаться, я сам слабо понимаю, чем для пилота различаются эти два нескрепных вида образования. Известным мне авиационным работодателям в России традиционно интересно другое: закончил ты среднее летное училище или высшее. И то - по выпуску и те и другие имеют абсолютно одинаковые свидетельства пилота. А вид диплома - да, может оказать влияние - об этом чуть ниже.

Попробую разобраться в реальном времени.

Если говорить про "специалитет" и "бакалавриат" - то, если верить интернету, и то, и другое является высшим образованием. Первое, правда, относится к работе в России, а второе (по изначальной задумке) должно было гармонизировать наше образование с европейским и заставить задубевших европейцев уважать наши дипломы (чего не случилось). Получается, если говорить об авиационном образовании, то "специалитет" и "бакалавриат" - это масло масляное.

Профессиональный стандарт "Пилот пилотируемого воздушного судна коммерческих воздушных перевозок гражданской авиации" предписывает следующие виды образования как для второго пилота, так и для прочих возможных должностей в самолете:

-9
-10

Получается, варианта "специалитет" нет в принципе. Есть только среднее образование или высшее - бакалавриат (ну или что там его заменит по последним заявлении Партии). Есть средние летные училища, есть два вуза. Получается, как ни крути, выбирать придется между двумя видами образования.

Что касается руководящих должностей, то тут пока не все прозрачно и внятно. Мне удалось найти находящийся в разработке профстандарт "Руководитель авиапредприятия", в котором речь идет о самой вершине пирамиды - начальнике всего и вся в организации. И вот он, согласно проекту, должен иметь магистратуру или специалитет. Причем не обязательно летное, судя по спецификации:

-11

В совершенно нестандартном виде удалось найти что-то по должности "Летный директор", и здесь требования по квалификации расплывчатые: "Высшее профессиональное (летное) образование и стаж работы на командно-летных должностях не менее 5 лет."

В общем, нетрудно сделать вывод: если вы мечтаете о кресле летного руководителя, то вам необходимо получить высшее образование.

Структура которого, к слову, должна вскоре измениться - бездуховные "бакалавр" и "магистр" обещают усопнуть. А что будет на замену - пока неизвестно.

| Рассказ "Ночь падающих звезд"

Еще одно важное "но" в пользу диплома о высшем образовании

Некоторые авиакомпании устанавливают собственные требования к образованию. Мне известно, что кое-где в России требуют высшее образование для того, чтобы работать командиром на большом и красивом лайнере Боинг-777, а где-то оное требуется для обычного пилота-инструктора.

Следует добавить, что диплом о высшем образовании является желательным и во многих серьезных зарубежных авиакомпаниях.

Более того, российские работодатели, совершенно далекие от авиации, традиционно предпочитают кандидатов с дипломом о высшем образовании, не важно каким. Лишь бы его можно было показать. Ну такая вот традиция в нашем обществе.

И в третьих, применительно к сегодняшнему моменту, долгие пять лет обучения дают надежду на то, что произойдут положительные сдвиги на рынке авиавакансий. Ну или хотя бы появится какое-то понимание, чего ждать и как крутиться.

Я бы выбрал высшее учебное заведение, если бы пришлось поступать в этом году.

Подведем итог

  • Я бы посоветовал постараться попасть в ряды целевиков. Это какая-никакая, но надежда. Хотя и без гарантий.
  • Высшее летное образование выглядит предпочтительнее среднего.

Удачи и успехов!

| Беседа с КВС Ан-2, Ту-154, Ил-76. Запись прямого эфира

КВС Ту-154, Ил-76, Ан-24, Ан-2 Сергей Окань. Прямой эфир "ВОПРОСЫ и ОТВЕТЫ" | 10.03.2023

Летайте безопасно!

| "НЕБЕСНЫЕ ИСТОРИИ" - о полетах и пилотах, о романтике рабочих будней и изнанке летной работы:

Электронные и аудио книги на ЛитРес
Печатные книги на Читай-Город
Печатные и электронные книги на Ридеро