Найти тему

О военных священниках

Есть такое мнение, что на войне неверующих не бывает.

Наше поколение было воспитано в духе атеизма и на Афганской войне внешних проявлений веры в бога не было, по крайней мере в моем подразделении. Возможно и веровали. Возможно и молились. Возможно, носили где-то и крестики. Но в моей памяти каких-то эпизодов с внешним проявлением веры не сохранилось. Но я абсолютно согласен с тем, что с верой воевать было бы легче. Вера рождает надежду, а с ними всегда легче, даже умирать.

Сейчас времена изменились. Во всяком случае, веровать открыто не запрещено. Разумеется, 70 лет атеизма не могли не сказаться на вере в бога. Сейчас веровать стало даже модно. Многие стали "веровать", не имея бога в душе.

Но на войне все иначе. Полагаю, что в условиях постоянного риска для жизни, вера в бога становится настоящей. Душа человека перековывается. Она, как не парадоксально, становится чище.

Исходя их вышесказанного, сейчас в войсках работают священники. В батальонах, сформированных в республике Башкортостан, например, работают и священники, и муллы с бойцами - мусульманами.

Священники на фронте есть, они там востребованы. Но есть проблемы с установлением статуса военного священника. Статус, разумеется, должен быть сформулирован и закреплен законодательно.

Протоиерей Виктор Иванов из Уфы с бойцами
Протоиерей Виктор Иванов из Уфы с бойцами

Вот что пишет по этому поводу ветеран боевых действий под ником "Старый солдат":

В зоне проведения боевых действий военные священники в статусе военных духовников оказывают духовную помощь воинам. О формах и методах работы военных священников написано очень много, в том числе и в социальных сетях, но мало кто знает, что боевые потери военных священников (в процентном отношении от их общего числа в зоне проведения боевых действий) весьма внушительные. Сиротами остаются их дети и вдовами - многодетные матушки.
До настоящего времени правовой статус военных священников законодательно не определён и в социальном плане они защищены весьма слабо, за исключением получения страховых выплат в случае их гибели и ранения, да и то не для всех военных священников и членов их семей.
В то же время законодательство, с учётом внесённых изменений в Федеральные законы в сфере обороны, позволяет решить упомянутые проблемы. В частности, анализ приказов МО РФ от 15 февраля 2023 г. NN 67 и 68, Указа ПРФ от 29.12.2022 г. N 972 во взаимосвязи с внесенными изменениями в Федеральные законы "Об обороне" (ст. 22.1), "О статусе военнослужащих" (ст. 13.2) позволяет сделать вывод о возможности соц. защиты военных священников (добровольцев) добровольческих формирований на уровне соц. защиты военнослужащих, проходящих службу по контракту.
В соответствии с законодательством представляется возможным создание добровольческого формирования (части, подразделения) военных священников в составе объединения (соединения) ВС РФ (других воинских формирований). Это предполагает полное их материально-техническое, вещевое, продовольственное, финансовое, медицинское и иное обеспечении за счёт ВС РФ, а также предоставление полного пакета соц. гарантий и компенсаций. Остаётся решить вопрос организационно-правового обеспечения распределения их по частям и подразделениям объединения (соединения) для оказания духовной помощи воинам.
В целом, анализ упомянутых выше НПА позволяет сделать следующие выводы и рекомендации:

Добровольческое формирование военных священников (ДФВС) - это оптимальная организационно-правовая форма деятельности военных священников в условиях боевых действий.

Создание ДФВС в условиях боевых действий будет способствовать:

-централизации управления деятельностью военных священников (далее - военсвященников);

- оптимизации координации их деятельности старшим военным священником (фронта, опер. группировки, объединения, соединения ВС РФ);

-материально-техническому, финансовому, вещевому, медицинскому и иному обеспечению деятельности воен священников за счёт ВС РФ (МО РФ);

-повышению уровня социальной защиты военсвященников и членов их семей;

-оптимизации времени пребывания военсвященников в зоне боевых действий от 6 до 12 месяцев. Кратковременными "набегами" (до нескольких месяцев) проблему оказания духовной помощи воинам не решить;

-решению военно-административных задач, связанных с пребыванием воен священников в зоне проведения боевых действий.

Глава Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда на «круглом столе» «Церковь, государство, армия: историческая традиция и современные аспекты соработничества» заявил, что "Священник на фронте — это антидот от расчеловечивания". И это абсолютная правда.

В Госдум уже анонсировали создание концепции защиты фронтовых священников. И это, я считаю, правильно. Это требование времени. Как считаете?