Продолжение. Начало тут
Если уж фильм настолько эпигонский и вторичный, что пришлось авторам определить его жанр, как притчу и антиутопию, а какие к притче могут быть претензии, это притча, то может в актерской игре поискать позитив? Но и тут сильно не разгуляешься. Взять главного героя, капитана Волкогонова. По замыслу авторов он должен был эволюционировать от тупого, примитивного костолома-исполнителя к раскаянию и осознанию, духовному возрождению, чтобы отказаться в конце концов от "рая" и пойти в "ад". Тут прямо какая-то достоевщина и актер нужен уровня Смоктуновского.
А что нам предлагает Юра Борисов. Да ничего. Симпатичная лысая мордашка. Незамутненный интеллектом и сомнениями взгляд. Что в начале фильма, что в конце.
Единственное, что есть — хорошая физическая подготовка, развитая мускулатура и великолепная растяжка. Но ведь маловато этого будет для достоевских переживаний.
Все остальные исполнители лишь обозначают своих героев, с выражением произносят текст, кто лучше, кто хуже. Вот только очень харизматичный Игорь Савочкин, исполняющий роль чекистского стахановца-палача, с душой и неформально относящийся к порученному делу; думающий, как совместить качество и количество исполнения смертных приговоров с экономией материальных средств, т.е. патронов, за что и получил прозвище дядя Миша "Патрон", так как "исполняет" осужденных всего одним патроном, обращает на себя внимание. Тут авторы фильма хотели нам показать бездумного робота-палача, а перед нами человек. Даже его инфернальная внешность этому не мешает.
И. конечно же, в фильме одну из своих лучших ролей сыграл Тимофей Трибунцев. Играет он майору Головню, которого прислали вместо покончившего жизнь самоубийством начальника Волконогова майора Гвоздева. Головня возглавляет группу, которая разыскивает сбежавшего Волконогова. Образуется пара протаганист-антогонист. Волконогов-Головня.
И ведь проигрывает Борисов-Волконогов по всем статьям Головне-Трибунцеву. Уровни актерского мастерства несопоставимы и "кровавая гэбня" Головня вызывает гораздо больше симпатий, чем якобы раскаявшийся, а на самом деле испугавшийся перспективы попасть в ад, Волконогов. Как не старались авторы фильма придать образу Головни черты бездушного чудовища-палача, робота, идеальную машину смерти - и черной кровью он харкает, как вампир, и безжалостно пытает бывших коллег, а только видим мы перед собой настоящего чекиста, безжалостного к врагам первого в мире самого справедливого государства.
Сильного, умного, но смертельно уставшего от этой тяжелейшей работы по очистке страны от врагов. Чистишь страну, чистишь, а врагов не уменьшается, хотя, как сказал т. Сталин по мере возрастания успехов в социалистическом строительстве скрытые враги буду вылезать из своих нор, где они до этого затаились, и оказывать все большее сопротивление. Человек работает практически на пределе возможного, а тут еще приходится ловить сбрендившего капитана Волкогонова, который захотел попасть в рай. Только и може Головня устало вымолвить "б...", услышав шизофренические бредни Федора про "рай" и покаяние.
А ведь в их организации, как говорил руководитель западногерманской разведки генерал Гелен в одном из фильмов про советских разведчиков, только одна форма отставки — пистолет с одним патроном, чтобы пустить себе пулю в висок. Знал ведь ты, Федя, куда шел служить, нравилось тебе людей пытать, свою власть показывать, только ведь за удовольствием всегда приходится платить, и в твоем случае жизнью. Любишь медок, люби и холодок. Рай здесь не проканает.
Трагический образ создает Трибунцев. Головня все прекрасно понимает, что его ждет — или сам пустит пулю в лоб, или свои отправят к дяде Мише. Катится "красное колесо", революция пожирает своих детей. Закон истории.
Вот только у авторов фильма задача не в постижении истории. У них задача чисто утилитарная — показать, как охотник становится добычей. Вот ты, Федяка, был такой сильный и красивый, людей невинных пытал, властью своей упивался, а вот теперь побудь-ка в роли жертвы, когда уже на тебя идет охота и ждут тебя "особые методы" допроса у майора Головни, который привез с собой техническую новинку - "слоника". Это когда на допрашиваемого надевают противогазную маску, у противогаза снимается фильтрующая коробка, а гофрирующая трубка перекрывается и допрашиваемый начинает задыхаться.
Ну, то есть авторы фильма хотели показать, что не все чекистам масленица, будет и постный день. Покайтесь, гады, в своих злодеяниях, а то в рай не попадете. Так как "мы здесь власть" рано или поздно станем, то "сдайся враг, замри и ляг". И кстати, что это за идея такая про рай? Что это за опиум для чекистов, сплошь атеистов-коммунистов? Откуда это? А вот отсюда.
Ведь это же фильм не про 38 год, это прямой посыл нынешних либерастов-иноагентов т.н. современным "силовикам". Покайтесь, вертухаи, пока не поздно, а то ведь как там ваш начальник говорит
Мы как мученики попадём в рай, а они просто сдохнут, потому что даже раскаяться не успеют.
Вот он откуда этот самый "рай" взялся. Тут все прозрачно и незатейливо. Видно невооруженным глазом. То есть некая Наташа Меркулова обращается к обобщенным "силовикам", наследникам Феди Волконогова, который захотел в "рай".
Фильм был снят в 2021 г. при поддержке Министерства культуры, премьера состоялась осенью того же года, и начался сенокос по разным отечественным и зарубежным кинофестивалям, скирдуя различные призы в товарном количестве и восхищенные рецензии иноагентов. Даже двух "золотых ослов" в Лондоне на фестивале, одним из учредителей является Британский Совет, крыша британских спецслужб, урвали. И в феврале 2022 г. "Капитан Волкогонов" должен был выйти в широкий прокат. Может быть, с учетом "знака качества", клейма Министерства культуры РФ, фильм и его авторов наградили бы, не посмертно, чем-нибудь государственным.
Но тут то и произошел тот самый "невероятный катаклизм". 24 февраля 2022 г. началась СВО российских войск на Украине. И перед Министерством культуры возникла дилемма — дать или не дать
прокатное удостоверение. Вот до 24 февраля никаких вопросов. А после — уже сложней. А все потому, что одна из идей фильма, которой авторы доказывали бесчеловечность и звериную сущность братков-чекистов в красных трениках, оказалась прямо-таки пророческой и всю концепцию фильма пускала в современных условиях под откос. Вообще-то, как раз именно после 24 февраля и надо было выпускать фильм на экраны кинотеатров и во всех патриотических СМИ рекламировать его.
Вот этот эпизод. Авторы фильма кроме новомодной идеи о том, что Сталин хуже Гитлера, запустили еще одну современную идею о том, что все эти репрессии "37 года" были направлены на "зачистку" тыла перед будущей большой войной, которая рано или поздно начнется. Сидит Федор со своим начальником майором Гвоздевым и тот ему рассказывает политику партии и правительства. Здесь у Алексея Яценко очень небольшая, но очень значимая роль. Смотрит на он этого молоденького дурачка, Федю Волконогова, который пока что кроме как на роль подручного в пытках арестованных не годится, и беспощадно и жестоко открывает тому глаза на суть его работы. Вопрос возник у Федора, почему все арестованные не признают своей вины, а Гвоздев ему культурно разъясняет
Вот ты с виду умный парень, а ни х... в диалектике не петришь. Запомни, они себя считают невиновными поскольку на самом деле невиновны, а самом деле те, кого мы допрашиваем на самом деле ни террористы, ни шпионы, ни предатели. Но при этом все они попадают сюда к нам не случайно. Потому что все они ненадежные элементы. По разным причинам - у кого-то происхождение сомнительное, у кого-то родных репрессировали, а он злобу затаил. Кто-то вообще поляк или немец. Значит, уже без пяти минут шпион. Ну, а кто-то просто не любит Родину. Да, есть и такие, не любит и все. И ты просто не представляешь сколько всяких таких, ненадежных.
И это же ой как опасно. Сам знаешь какое сейчас время. Страна в кольце врагов. Большая война на носу. И вот как все эти ненадежные себя поведут, когда она начнется. Да, сейчас они невиновны, но они будут виновны потом. И мы не можем просто сидеть и ждать. Потому что, когда они превратятся шпионов, террористов, вредителей, будет уже поздно. Поэтому мы их сажаем и расстреливаем. Сегодня, сейчас, заблаговременно. Это и называется профилактика потенциального врага, Федя. Вот чем мы с тобою занимаемся.
Федяка ошарашен таким цинизмом. Ну, прямо сама невинность, как он до капитана ГБ в таком юном возрасте дослужился только. Это же он должен был начать работать еще при Ягоде. Пережить, когда Ягода зачищал дзержинцев, потом Ежов зачищал ягодинцев, и вот сейчас Берия зачищает ежовцев. Под эту кампанию Федор и попал. Ладно, не будем строги, это же "притча".
Получается, что принуждаем их сознаваться в том, чего они не делали? И даже не собирались делать.
А начальник ему в ответ
Но ведь не можем мы их сажать и расстреливать ни за что, просто так, у нас ведь правовое государство. На каждое наказание должно быть преступление. Усек?
Тут авторы опять начали плагиатить, теперь уже Глеба Егорыча Жеглова с его "нет наказания без вины". Но дело даже не в этом. Опять все поверхностно и тенденциозно. Сложнейший вопрос почему вот так все в "37 году" произошло, который спустя почти уже сто лет почему-то остается для некоторой части т.н. "креативного класса" актуальным, авторы фильма даже и не рассматривают. Им главное слепить конъюнктурную поделку, и призвать нынешних сотрудников "органов" покаяться, а вернее прекратить бороться с врагами государства.
А ведь прекрасные, глубокие, высокохудожественные фильмы на эту тему, под разным углом ее рассматривающие. Вот хотя бы этот
или этот
Ведь если до 24 февраля этот диалог имел целью обличить беззакония в отношении "невинных жертв репрессий", которых чекисты-параноики подозревали в какой-то потенциальной измене в случае войны, то после 24 февраля назвать тех чекистов параноиками вряд ли кто сможет. Сотни тысяч либерастов, иноагентов, релокантов, просто "испугавшихся патриотов", рванули из страны, воющей с нацизмом. Все как у М. А. Булгакова
Бежали седоватые банкиры со своими женами, бежали талантливые дельцы, оставившие доверенных помощников в Москве, которым было поручено не терять связи с тем новым миром, который нарождался в Московском царстве, домовладельцы, покинувшие дома верным тайным приказчикам, промышленники, купцы, адвокаты, общественные деятели. Бежали журналисты, московские и петербургские, продажные, алчные, трусливые. Кокотки. Честные дамы из аристократических фамилий. Их нежные дочери, петербургские бледные развратницы с накрашенными карминовыми губами. Бежали секретари директоров департаментов, юные пассивные педерасты. Бежали князья и алтынники, поэты и ростовщики, жандармы и актрисы императорских театров. Вся эта масса, просачиваясь в щель, держала свой путь на Город.
И как теперь выпускать такой фильм на экраны, ведь то, в чем авторы обвиняли власть, теперь обернется против них. Правильно оказывается в "37 году" зачищали тыл, а значит и сегодня надо это начинать делать. Вот совершенно не понимают все эти иноагенты и либерасты, что им не гавкать на В. В. Путина надо, а молиться, чтобы бог дал ему здоровья и многих лет нахождения у власти. Ведь это только он по доброте душевной не дает команды "фас" "кровавой гэбне", чтобы начать чистить тыл. Так по мелочи, за какие-то "фейки" вместо "измены Родине" сажают.
Вот в известном анекдоте умирает старый армянин и говорит родственникам — берегите евреев, после них возьмутся за вас. Но это же надо быть полными идиотами, чтобы задирать ногу на В.В. Путина с его лояльнейшей политикой в отношении врагов государства. Ну, не станет его, так ведь понадобятся крайние в той ж..., что находится страна. И догадайтесь с одного раза кого сделают крайним. Но нет, им же надо гранты западные получать, премии на фестивалях.
В общем, главным героем фильма неожиданно стал майор Гвоздев с его правдой о скрытых врагах, которые с началом войны полезут, как клопы из всех щелей, а не простоватый и туповатый капитан Федя Волконогов, который с дуру решил в рай попасть, да грехи не пустили. И еще вопрос кому каяться в будущем придется.