Найти тему
Пикабу

Против Великой Перезагрузки (3)

Заканчиваем знакомиться с книгой "Против Великой Перезагрузки. Восемнадцать тезисов против Нового Мирового Порядка.

У Греты не получится

Я думаю, уже понятны основные мотивы глобального начинания под названием Великая Перезагрузка. Остаётся лишь вопрос: получится ли у них. Наш старый знакомец Дэвид Голдман, про книжку которого я рассказывал не так давно, говорит: однозначно нет. У этого «утопического эксперимента» ноль шансов на успех. Стремление сдержать изменение климата уронит благосостояние, а задранные до небес налоги разрушат предпринимательство и экономический рост. Мир свалится в кризис, который будет хуже, чем в 2008 году. Неосмотрительная денежная политика подорвёт роль доллара как главной мировой резервной валюты. Давосская элита действует, как будто она обитает в вакууме. На самом деле западные демократии находятся в экономическом соревновании с Китаем.

Односторонняя фиксация стратегии ВП на здоровье и на обществе подразумевает рост роли государства и технократической элиты в ущерб широкому экономическому росту. Либеральные утописты планируют сделать чрезвычайные меры, принятые во время пандемии, постоянными элементами экономики:

- Сделать миллионы американцев зависимыми от пособий.

- Разрешить центробанкам неограниченно печатать деньги.

- Поставить бизнес под жёсткий контроль посредством ESG-стандартов.

- Перераспределить богатство посредством налогов на прибыль.

Мировые финансы и так уже постепенно съедаются государством. Если посмотреть на процент пособий и субсидий в федеральном доходе США, то можно заметить, что он не только вырос с двадцати до восьмидесяти процентов. Но и временами стал значительно превосходить федеральный доход. То есть американское государство жило в долг.

Трасфертные платежи в США.

Если данный способ существования мыслится моделью на будущее, то с мечтой о дальнейшем росте придётся распрощаться. Мало кто захочет искать работу, если есть пособие. Этот эффект стал явно наблюдаться особенно после пандемии. Экологические ограничения рост тоже не ускоряют. Влезать в долги имеет смысл, когда занятые деньги служат базисом для дальнейшего роста. А вот когда они просто проедаются – смысла в этом мероприятии мало. Только инфляцию разгонишь.

Правда, не всё будет проедено. Международное энергетическое агентство предлагает потратить 100 триллионов (триллионов, Карл!) на достижение углеродной нейтральности, то есть чтобы отказаться от газа, нефти, угля, дров и прочего ископаемого топлива. Дэвид называет это неработающей фантастикой. Этот барьер слишком высок для правительств и бизнеса, который уже сегодня сортируют по соответствию стандартам ESG. Считают, сколько углекислого газа они эмитируют, сколько инвалидов, женщин и цветных нанимают и т.д.

В нефтегаз в то же время вкладывается всё меньше. Несмотря на наличие месторождений, компании используют имеющиеся средства для снижения долгов, обратного выкупа акций или выплаты дивидендов. Но не для наращивания производства.

.
.

Капиталовложения энергокомпаний США.

Это всё – результат политического давления, а не экономики. Закрытие Байденом проекта трубопровода Кистоун стало сильным месиджем. Сильным и разрушительным.

Желание давосцев воспользоваться плодами Четвёртой промышленной революции похвально. Вот только плоды эти упадут в руки того, кто более настойчив в их выращивании. У США есть серьёзный конкурент – Китай. Он достаточно организован, обеспечен и мотивирован, чтобы выиграть соревнование. На сегодняшний день китайцам уже есть, чем гордиться. Они смонтировали 819 тысяч 5G-телевышек, это 70% мирового объёма. И, несмотря на проблемы из-за ковида и американских санкций, они не собираются снижать темп и построят ещё почти столько же. Средняя скорость 5G-интернета в США находится где-то в районе 60 Мбит/с, а в Китае – впятеро выше. Построение инфраструктуры связи сопровождается и ростом промышленных и коммерческих приложений. Становятся возможными такие вещи, как предсказание источников инфекции в реальном времени, обмен информации между самообучающимися промышленными роботами, автоматические порты с минимальным контролем со стороны оператора, «умные города», удалённая диагностика и многое другое.

А ещё грядёт цифровой юань. Скептики отмахнутся: вряд ли что-то в настоящее время может угрожать доминированию доллара, особенно со стороны «несвободной» валюты с неразвитым рынком капитала. Но китайцы не собираются перенимать у доллара его существующие функции. Они просто хотят сделать их менее нужными. Одна из технологий Индустрии 4.0, так называемая «умная логистика» обещает драматически снизить роль банковской системы и объём циркулирующих в ней средств. Новая система, разрабатываемая Huawei, свяжет бизнесы посредством мобильных приложений и искусственного интеллекта, а также снизит необходимость в кредите. Конечно, никто не забывает и о цифровых финансах и новых системах перевода средств. В конечном счёте тот, кто доминирует в глобальных производственных цепочках, тот будет доминировать и в системе валют.

Несмотря на риторику и желание участвовать в начинаниях по сохранению климата, Китай, в отличие от давосских мечтателей, не намерен приносить свою экономику в жертву углеродной нейтральности. Сначала экономика, потом – климат. КНР собирается продолжать увеличивать мощности в ископаемых источниках энергии. Китайцы знают, что экономическое развитие – ключ к решению всех проблем. Они будут говорить Западу то, что тот хочет слышать, и в то же время наращивать свою промышленную базу. А Великая Перезагрузка не дождётся своей сотни триллионов для перестройки всего мира, потому что Штаты рухнут задолго до её завершения.

Вторая половина книги мне показалась не столь интересной. Дженис Фиаменго опасается, что идеологи-реформаторы разрушают семью. Что они заботятся о карьере женщины, а не о перспективах замужества. Феминистки вещают, что женщина может быть в безопасности только тогда, когда она может законным образом контролировать любой элемент сексуального взаимодействия и может посадить мужика, просто рассказав историю жертвы. Мужчинам они навязывают благочестие и в то же время поощряют «сучье» поведение женщин и девушек. Цель подобных активистов – своё благополучие, а обиженными женщинами легко манипулировать.

Кто-то рассказывает про контролируемый леваками юмор, кто-то критикует энергостратегию ВП, продвигая «умную сеть», при которой автономные электроавто обеспечивают баланс мощности, отдавая свой заряд обратно в сеть, когда нужно. Кто-то опасается централизованного планирования и бесконечных схем спирали госрасходов. Кто-то нападает на теорию стейкхолдеров.

Наконец, Ричард Фернандес обращает внимание на то, что в случае с Великой Перезагрузкой мы сталкиваемся с чем-то вроде религиозного движения. Несмотря на то, что предлагаемые меры по противодействию изменению климата упаковываются в научную обёртку, не всё в их обосновании безупречно. Проблемы сложные, понимание их ограничено. И всё равно наука не может нам сказать, что хорошо, а что плохо. Касательно ценностей, дающих ответ на этот вопрос, нет консенсуса даже на Западе. В этом свете нетрудно предсказать, что политические группы будут пытаться создать нечто вроде квазирелигии, которая предоставит эти ценности. ВП – лишь одна попытка из многих. Давосские жрецы смело пытаются изменить мир в своих финансовых интересах, не глядя на возможные последствия. При этом они не стеснены ни какой-то высшей силой (будь они настоящими жрецами), ни экспериментальным доказательством (будь они настоящими учёными). Ричард считает, что человечество продвинет вперёд не монополия Великой Перезагрузки, перерождающуюся в Великий Диктат, а свободное соревнование разных идеологий, которое приведёт к эволюции новых идей.

--------------------------

Могу согласиться с Голдманом. Пока Запад спасает климат, Восток будет наращивать свою индустриальную базу и захватывать всё новые рынки. У стран слишком разные ситуации, чтобы все одинаково тянули эту лямку. Китай с Индией уже сегодня говорят: «Это из-за угля, который сжёг Запад, у нас изменение климата. Потому пусть он первый и сокращает выбросы». В таких условиях экономическая деградация современных развитых стран становится вопросом довольно скорого времени. Первый же серьёзный экономический кризис поставит жирный крест на планах зелёных. Уже сегодня в свете подорожания энергоносителей в Германии отменили топливные налоги, например.

Планы давосских стратегов уже сегодня приходится корректировать. Недавно прошедший форум оказался менее представительным, чем обычно. Климатическая повестка ушла на задний план. Сегодня думают о сотрудничестве в мире, разрываемом холодными и горячими войнами. Разногласия есть даже внутри самого Запада, страны которого в одностороннем порядке субсидируют свою экономику в ущерб другим. Одним словом, наступило время разбрасывать камни, в то время как элита пытается их собрать. Вряд ли у них получится.

Пост автора sterblich.

Больше комментариев на Пикабу.