Агломерации строятся, растет бетонный монстр, а последние клочки природы стремительно погибают.
Есть ли какое-то конструктивное решение проблем таких, по сути, парковых зон среди городской застройки, или интересы жителей всегда будут противоположны интересам властей и застройщиков? Как научиться решать такие конфликты??
Давайте рассмотрим КОНКРЕТНЫЙ пример!
Речь пойдет о ближнем Подмосковье. Но, скажу сразу, ПРОБЛЕМА ОБЩАЯ! Растут все крупные города, превращаясь в агломерации. Поглощают города-спутники. И меняется законодательство. По всей стране, на ФЕДЕРАЛЬНОМ уровне меняется!
И нам с вами, людям, важно найти какие-то методы взаимодействия с властью. Как сделать так, чтобы нас с вами слышали? Как добиться того, чтобы к людям относились ПО ЧЕЛОВЕЧЕСКИ? Или ЭКОНОМИЧЕСКИЕ интересы застройщиков вообще невозможно увязать с интересами жителей тех самых жилых кварталов-«человейников», которые они строят?
Вот такие непростые вопросы.
Ответ на которые может быть только ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ общества, самих людей, с властью.
ГОРЕНСКИЙ ЛЕСОПАРК — лесопарк, занимающий территорию Горенского участкового лесничества Ногинского лесничества. Лесопарк находится в ближайшем Подмосковье к востоку от Москвы, на территории Балашихинского района. Он относился к лесопарковому защитному поясу города Москвы.
Создан Горенский лесопарк в 1935 году. Общая площадь 1358 гектар.
Леса Горенского лесопарка расположены в так называемой «Московской Мещёре». Это характерные сосновые леса в сочетании с озёрами и болотами. Леса парка состоят в основном из хвойных сосново-еловых насаждений СТОЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА с лиственным подлеском.
ИСТОРИЯ БОРЬБЫ ГРАЖДАН ЗА СОХРАНЕНИЕ «ЗЕЛЁНОГО ЩИТА» МОСКВЫ.
История эта – давняя.
Еще в начале 2011 года губернатор Московской области Громов обратился к бывшему тогда премьер-министром РФ Путину с просьбой разрешить вырубку участка леса под строительство автодороги с двумя развязками, которая должна связать Щёлковское шоссе с Горьковским. Большая часть трассы при этом должна была пройти через столетние сосново-еловые массивы Горенского лесопарка.
В ответ на эти планы у здания Московской областной думы жителями Подмосковья был проведён митинг под лозунгом «Нет захвату земель и вырубке лесов в Подмосковье!».
Проект дублера федерального Щелковского шоссе, одной из самых перегруженных дорог Подмосковья, обсуждается уже более десятка лет. За это время рассматривалось пять вариантов. Включая реконструкцию существующего шоссе и прокладку нового через Национальный парк «Лосиный Остров». В итоге от этой, вызвавшей совсем уж большие протесты граждан идеи, отказались.
В 2019 году входящее в структуру «Росавтодора» подразделение «Центравтомагистраль» повторно начало анализировать все варианты.
Итоговой трассировки нет до сих пор. В 2021 году в сети публиковали справочные материалы: вариант шоссе-дублера проходил через Горенский лесопарк, севернее Балашихи, далее через Озерный лесопарк в сторону Звездного Городка.
В июне 2022 года Приказом Комитета лесного хозяйства Московской области от 24.06.2022 № 28П-1499, значительная часть земель Горенского лесопарка выведена из состава лесопарковых зелёных зон. Общая площадь изъятия составляет почти 49 гектаров (48,7209 га), изъятые земли находятся в кварталах 41, 42, 43, 44, 45, 56, 57, 58, 66, 67 — это лес на участках между Объездным шоссе и Балашихинским шоссе рядом с мкр. Гагарина, Авиаторов и ул. Зелёная.
Земли выведены из лесной категории для строительства автомобильной дороги регионального значения “Щелковское шоссе – Объездное шоссе – М-7 «Волга»” непосредственно через Горенский лесопарк в Городском округе Балашиха. Основанием для разработки проекта планировки является схема территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, утвержденная постановлением Правительства Московской области от 25.03.2016 N 230/8.
Начало строительства ожидается в 2026 году.
Вот такая, как видите, долгая история!
Проблема серьезная. И касается не только Горенского леса или Москвы. Это системная проблема в связи с системными технологическими изменениями в обществе и ростом агломераций.
Меняется законодательство. Госдума готовит, как говорят экологи, «совершенно чудовищный законопроект, легализующий преднамеренную деградацию лесов вокруг всех крупных городов вместо того, чтоб восстановить лесозащитный пояс Москвы и сделать аналогичные вокруг других крупных городов».
( Речь идет о Законопроекте № 232894-8 «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и статью 11 Федерального закона “О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую” (в части регулирования размещения лыжных трасс, троп и дорожек).)
В Госдуму внесен так же и еще более радикальный законопроект. Если его примут, то субъекты РФ смогут самостоятельно устанавливать порядок упразднения ООПТ регионального значения. И смогут произвольно менять границы охраняемых территорий.
( Законопроект № 288302-8 «О внесении изменений в статью 2 Федерального закона “Об особо охраняемых природных территориях” (в части изменения правового регулирования охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения)»).
ВОПРОС: СОХРАНЯТСЯ ЛИ «ЗЕЛЁНЫЕ ЩИТЫ» МЕГАПОЛИСОВ ВООБЩЕ?!
2 апреля 2020 года губернатором Московской области А. Ю. Воробьёвым было подписано постановление правительства региона, отменяющее объединённое решение Исполкомов Советов депутатов трудящихся Москвы и Московской области от 13 февраля 1948 года «Об охране зелёных насаждений на территории резервных земель и лесопаркового защитного пояса города Москвы».
ЛЕСОПАРКОВЫЙ ЗАЩИТНЫЙ ПОЯС (ЛПЗП) МОСКВЫ — защитный пояс лесных и других озеленённых территорий вокруг Москвы. Предназначен для поддержания благоприятной экологической обстановки в столице и создания мест отдыха для горожан.
Основное отличие ЛПЗЛ от других районов области — полный запрет в них на любую охоту и тесная интеграция с Московской инфраструктурой.
Создание лесопаркового защитного пояса вокруг Москвы впервые предусматривалось Генеральным планом реконструкции Москвы 1935 года. По этому плану город должны были окружить на ширину до 10 км малозастроенные, богато озеленённые и обводнённые территории. Зелёный пояс вместе с ближайшими лесами области и насаждениями города должен был формировать целостную, разветвленную систему озеленения столицы. Он должен был ограничить территориальные расширения городской застройки путём закрепления границ города со строгим запретом дальнейшего строительства в пределах зелёного пояса.
По состоянию на 1935 год в пояс было включено 168,5 тысяч гектар. Собственно лесопарки составляли менее трети площади. В составе пояса было шесть районов, три города (Кунцево, Люблино, Лосиноостровск), 15 рабочих и 27 дачных посёлков. Сельскохозяйственные территории составляли половину всего лесопаркового пояса. Застроен он был чуть более чем на одну десятую.
Пояс должен был стать единой цепью зелёных территорий вокруг Москвы.
Но реализовано это не было: Великая Отечественная Война вызвала ускоренный промышленный рост посёлков, расположенных в пределах пояса. Здесь размещались новые объекты. Мастерские переоборудовались в заводы.
В послевоенный период для восстановления подмосковных лесов, для предупреждения возможных негативных последствий в связи с бурным строительством было решено восстановить леса уже 50-километровой зелёной зоны Москвы. Но в то же время (в 1950-60-е годы) лесопарковый пояс был «разорван» в нескольких местах плотно урбанизированными полосами вдоль «вылетных» трасс на въезд и выезд из Москвы.
В 1960 году на территории ЛПЗП находилось уже девять городов: Мытищи, Балашиха, Реутов, Люберцы, Лыткарино, Одинцово, Красногорск, Химки, Долгопрудный. А так же свыше 600 мелких населенных мест.
К 1970 году ЛПЗП включал уже 11 городов, где проживало более 1 миллиона человек.
Развитие Москвы уже после СССР, интенсивное дачное и коттеджное строительство, под которое отводятся и ценные природные территории защитного пояса, постепенно снижают его природоохранную роль.
В 2011 году состоялось подписание Соглашения о передачи земель, входящих в лесопарковый защитный пояс, в постоянное (бессрочное) пользование Федеральным агентством лесного хозяйства Правительству Москвы. Площадь составила порядка 30 тысяч гектар. Москве были переданы территории бывших Учинского, Северного, Зеленоградского, Красногорского, Балашихинского, Юго-Восточного, Москворецкого, Исторического спецлесхозов и заповедника “Горки”.
C 2016 года в разработке находится Законопроект о «зелёном щите Москвы и Подмосковья». Законопроект предполагает запрет на вырубку, ужесточение порядка проведения санитарных рубок, мораторий на перевод земель в прочие категории земель и инвентаризацию лесов. Так авторы закона планируют сохранить леса Москвы и Подмосковья и улучшить экологическую обстановку в регионе. Лесопарковый пояс вокруг Москвы (в рамках уже 70-ти километровой зоны), включит в себя все леса независимо от категорий земель, на которых они располагаются.
Однако неясен статус лесов в границах Новой Москвы и вновь переданных границ “старого ЛПЗП”. Данные леса переданы из Государственного фонда в состав зелёного фонда Москвы, и теперь лесное законодательство на них не распространяется. Более того, Москва собственного лесничества не имеет.
В 2018 году инициативу о создании «зелёных щитов» поддержали более четверти регионов страны. В 24 регионах законодательные собрания приняли решения о создании лесопаркового защитного пояса вокруг городов. В остальных регионах данный вопрос находился на рассмотрении.
Как видите, изменения.
Как видите, процессы противоречивые.
В Москве же 2 апреля 2020 года губернатором Московской области Воробьёвым была поставлена точка в истории существования лесопаркового защитного пояса Москвы, созданного СССР.
Подписано постановление правительства региона, отменяющее объединённое решение Исполкомов Советов депутатов трудящихся Москвы и Московской области от 13 февраля 1948 года «Об охране зелёных насаждений на территории резервных земель и лесопаркового защитного пояса города Москвы».
И теперь «зелёный щит» столицы или будет формироваться как-то иначе, на каких-то других принципах…
…или не будет существовать вовсе…
Но многое зависит и от нас, от обычных людей!
Каким мы хотим видеть мир ближайшего к нам окружения? Нам нужны столетние уникальные леса за окнами или их можно променять на новую трассу и жилую застройку? А, если мы хотим и то, и другое, – то как тогда совместить эти противоположные «хотелки»?!
Очень важно понимать эти встающие перед нами вопросы.
Понимать ИМЕННО РЯДОВЫМ ГРАЖДАНАМ!
…и обсуждать и друг с другом, и с властью!
…иначе решения будут приниматься исключительно в интересах застройщиков и дорожно-строительных организаций, ПРОСТО ЗАРАБАТЫВАЮЩИХ на строительстве. Они не будут ставить вопросы «как потом будут жить люди в построенных «человейниках»! Они просто зарабатывают деньги здесь и сейчас – просто бизнес, ничего личного…
© Исследователь ПАВЕЛ ПАШКОВ
Оригинал статьи на моем официальном сайте: https://pavel-pashkov.com/2023/03/11/gore/