Найти тему
МИР ТЕХНОЛОГИЙ

Исследователи говорят, что следующий рубеж для ИИ — социальный интеллект

Три неразрывно связанных аспекта социального интеллекта — социальное восприятие, теория разума и социальное взаимодействие — являются когнитивными инструментами, которые помогут вычислительной науке вывести искусственный интеллект за пределы современных моделей.


Siri и Google Assistant могут планировать встречи по запросу, но у них нет социального понимания, чтобы независимо расставлять приоритеты для встреч — пока. По словам исследователей из Китая, искусственный интеллект (ИИ) может быть умен, но ему мешает отсутствие социальных навыков.

«Искусственный интеллект изменил наше общество и нашу повседневную жизнь», — сказал Лифэн Фань из Национальной лаборатории общего искусственного интеллекта Пекинского института (BIGAI). «Какова следующая важная задача для ИИ в будущем? Мы утверждаем, что искусственный социальный интеллект Artificial Social Intelligence (ASI) — это следующий большой рубеж».

Исследователи заявили, что ASI включает в себя несколько разрозненных подуровней, включая социальное восприятие, теорию разума — понимание того, что другие думают с их собственной точки зрения — и социальное взаимодействие. По словам Фэна, используя когнитивную науку и вычислительное моделирование для выявления разрыва между системами ИИ и социальным интеллектом человека, а также текущих проблем и будущих направлений, эта область будет лучше оснащена для продвижения вперед.

«ASI отличен и сложен по сравнению с нашим физическим пониманием; он сильно зависит от контекста», — сказал Фан. «Здесь контекст может быть таким же большим, как культура и здравый смысл, или всего лишь общим опытом двух друзей. Эта уникальная задача не позволяет стандартным алгоритмам решать проблемы ASI в реальных средах, которые часто бывают сложными, неоднозначными, динамичными, стохастическими, частично наблюдаемый и многоагентный».

Таким образом, по словам Фэна, ASI требует комплексного подхода, поскольку улучшение конкретных компонентов системы ASI не всегда может привести к повышению производительности — в отличие от современных систем искусственного интеллекта. Скорее, ASI требует способности интерпретировать скрытые социальные сигналы, такие как закатывание глаз или зевота, чтобы понимать психические состояния других агентов, такие как убеждения и намерения, и сотрудничать в выполнении общей задачи.

Прорывы в области искусственного интеллекта (ИИ) обычно показывают, что системы ИИ хорошо справляются с решением конкретных задач, имеющих четко определенную цель, таких как распознавание речи, субтитры к изображениям, такие игры, как Poker/Go/Jeopardy и другие. Однако по мере того, как системы ИИ становятся повсеместными, им уже недостаточно решать конкретные задачи; скорее им придется постоянно взаимодействовать с пользователями-людьми, а также с другими системами ИИ в быстро развивающейся среде.

Этим системам придется постоянно пересматривать и развивать свои стратегии взаимодействия в ходе текущего взаимодействия. Цели могут быть не определены заранее и могут динамически меняться. Системы должны гарантировать, что помимо решения основной задачи пользователь получит приятный и профессиональный опыт, который «социально-культурно уместен».

Другими словами, мы быстро движемся к миру, в котором системы ИИ должны выходить далеко за рамки функционального интеллекта — они должны быть адаптированы к социокультурным и поведенческим аспектам. Мы называем это явление «искусственным социальным интеллектом», а последующие системы — социально-интеллектуальными агентами.