Найти тему
Вспоминая легенду

Ее имя вычеркнули из советского кинематографа, а она не смогла это пережить. Режиссер Маргарита Барская.

В 1933 году 30-летняя Маргарита Барская шокировала мировой кинематограф своей полнометражной работой "Рваные башмаки" – первым звуковым детским фильмом в СССР.

Барскую тут же провозгласили ведущим режиссером детского кино и пророчили ей блестящее будущее. Вот только "Рваные башмаки" так и остался ее единственным полнометражным фильмом, выпущенным на экраны.

Спустя 4 года, в 1937-м, имя Маргариты Барской вычеркнули из советской кинематографии, а ей самой запретили снимать. Барская была очень сильным человеком, но изгнание из профессии пережить не смогла.

Своенравность и чувство собственного достоинства Мара (так Маргариту с детства называли близкие и друзья) унаследовала от матери Марии Моисеевны, еврейки из набожной семьи, которая в 18 лет отказалась ходить в синагогу. Из-за этого от Марии отреклись родные, а она сама сбежала в Баку, где открыла шляпную мастерскую, вышла замуж и родила трех дочерей: Мару, Аню и Женю.

Старшей Маре было 5 лет, когда ее отец закрутил роман с одной из шляпниц, работавших в мастерской матери. Мария Моисеевна терпеть измены мужа не стала, подала на развод и осталась одна с тремя дочерьми. Отец должен был выплачивать по 10 рублей в месяц за каждого ребенка, но он этого не делал из принципа.

С отцом Маргарита практически не общалась и за всю жизнь лишь единожды обратилась к нему с просьбой. Уже будучи студенткой Мара пришла в контору отца, где при входе висела громадная вывеска "Барский с дочерьми", и попросила денег на самые дешевые туфли. Ответ отца был категоричным: "Мать расходилась, пусть она вас и одевает". "Сними вывеску! – уходя, разозлилась Мара. – Какой же ты «с дочерьми», если я хожу в колодках, а ты – франтом!" Отца она больше не видела, а при получении паспорта сменила отчество.

Мара, Аня, Женя и Мария Моисеевна. 1913 год. Архив Дмитрия Барского. Фото с сайта chapaev.media
Мара, Аня, Женя и Мария Моисеевна. 1913 год. Архив Дмитрия Барского. Фото с сайта chapaev.media
Шляпная мастерская Марии Моисеевны Барской на Кривой улице в Баку, 1905 год
Шляпная мастерская Марии Моисеевны Барской на Кривой улице в Баку, 1905 год

Впервые на сцену Мара вышла в 6-летнем возрасте. Чтобы прокормить дочерей, Мария Моисеевна сдавала пустующие комнаты в их квартире, куда часто заселялись гастролирующие артисты.

В 1909 году на гастроли в Баку приехала со своим театром великая Вера Комиссаржевская, и две актрисы из ее труппы поселились в комнатах Барских. Когда Вера Комиссаржевская зашла в гости, она увидела Мару, которая подходила по возрасту на роль Эмми, дочери Норы, в спектакле "Кукольный дом". Комиссаржевская предложила девочке сыграть на сцене, и та (конечно, с разрешения матери) согласилась.

Зрителей Мара не боялась. Она с удовольствием раскланивалась на поклонах, а после спектакля Вера Комиссаржевская сказала: "Из этой маленькой девочки со временем может получиться большая актриса". С тех пор Маргарита Барская не могла думать ни о чем, кроме театра.

-4
"Мать говорит, что всякий должен знать свое место. Я не хочу свое место. Я хочу какое-нибудь другое"

Маргарита росла творческим человеком: с детства танцевала, играла на фортепиано, а еще она остро воспринимала все происходящее вокруг. В своем дневнике Барская как-то записала: "Я стану актрисой, чтобы со сцены говорить о справедливости".

Когда в 1920 году в Баку открыли Первую Азербайджанскую государственную драматическую студию, Мара стала студенткой первого набора, а после окончания студии ее пригласили сразу в три театра.

Маргарита отдала предпочтение гастрольному театру-студии "Красный факел", который был создан актером и режиссером Владимиром Татищевым. Совсем скоро Барская стала ведущей актрисой-травести этого театра.

Маргарита Барская в гриме в театре "Красный факел", 1922 год. Архив Дмитрия Барского. Фото с сайта chapaev.media
Маргарита Барская в гриме в театре "Красный факел", 1922 год. Архив Дмитрия Барского. Фото с сайта chapaev.media

Маргарита Барская была на гастролях в Одессе, когда ее впервые пригласили сняться в кино. Оказавшись на съемочной площадке, она сразу же влюбилась и в сам процесс, и в 52-летнего режиссера Петра Чардынина, настоящего патриарха кинопроизводства.

Маргарита Барская и Петр Чардынин, 1924 год
Маргарита Барская и Петр Чардынин, 1924 год

Большая разница в возрасте Маргариту не смущала, и, когда режиссер предложил ей руку и сердце, она тут же согласилась. С того момента Барская стала не только женой Петра Ивановича, но и его прилежной помощницей и ученицей на съемочной площадке.

"Только представь – у него с сильной проседью волосы, черные брови и синие как море глаза, очень живые, а сам вообще непоседа-волчок", – писала Маргарита матери, отправляя ей фото Чардынина.

Маргарита Барская сыграла несколько ролей у Чардынина и появилась в дебютном фильме "Ягодка любви" Александра Довженко. Но со временем работа в кино в качестве актрисы перестала ее привлекать. Барская считала, что "кинематограф лишает актера его важнейшего орудия – слова".

Маргарита Барская в роли Ягеллы в фильме Петра Чардынина "Тарас Трясило", 1926 год. Фото с сайта chapaev.media
Маргарита Барская в роли Ягеллы в фильме Петра Чардынина "Тарас Трясило", 1926 год. Фото с сайта chapaev.media

Постепенно Маргариту все больше начал увлекать процесс, происходящий за камерой. Она писала сценарии немых короткометражных фильмов, стала интересоваться монтажом и работала ассистентом на съемочной площадке.

Большую роль в биографии Маргариты Барской сыграла картина Чардынина "Тарас Шевченко". В процессе работы именно над этим фильмом Мара нашла свое призвание. Она поняла, насколько важно уделять внимание реализму в изображении детей. А Петр Чардынин по настоянию Барской сделал специальный вариант "Тараса Шевченко" для детей – о детских и юношеских годах поэта.

"Тарас Шевченко", 1926 год
"Тарас Шевченко", 1926 год
"К 1929 году мое желание работать в области детских фильмов сознатель­но и идейно сформировалось для меня. Стремление же в Москву не прекра­щалось никогда."

Чтобы осуществить свое желание, Маргарита Барская оставила мужа и уехала в Москву. Чардынин тяжело переживал уход жены, но все же выдал Маргарите рекомендательное письмо, которое подписали также работавшие с ней Александр Довженко и Алексей Каплер.

Позже, уже в Москве, ее спросят: "А почему именно детские фильмы?" Маргарита не станет объяснять и рассказывать "интимные мысли", ей покажется это неудобным. А после в дневнике запишет: "Так у бездетных женщин реализуется тяга к материнству."

-9

Приехав в Москву, 26-летняя Маргарита Барская была полна стремлений и надежд. Каково же было ее удивление, когда она узнала, что детского кино в стране нет, как и нет организации, которая могла бы его развивать.

Мара сдаваться не собиралась. Она инициировала создание киносовета при Наркомпросе, хотя ее никто там не воспринимал всерьез, и организовала детскую секцию при Ассоциации революционной кинематографии, на открытии которой от волнения и чувства ответственности упала в обморок.

Уже через год, в 1930-м, настойчивая и упорная Маргарита Барская снимает культурно-просветительский фильм для школьников о хлебе под названием "Кто важнее – что нужнее".

"Кто важнее – что нужнее", 1930 год.
"Кто важнее – что нужнее", 1930 год.

В этом фильме Барская новаторски соединяет между собой анимацию, отснятый материал и архивные кадры.

Молодого режиссера хвалили и критики, и чиновники, а успех "Кто важнее – что нужнее" открыл перед ней возможность сделать новую работу, которая совсем скоро войдет в историю.

Маргарита Барская на съемках фильма "Рваные башмаки".
Маргарита Барская на съемках фильма "Рваные башмаки".

Работа над первым звуковым детским фильмом была очень напряженной и растянулась почти на 2 года.

Руководство киностудии "Межрабпомфильм", где снимались "Рваные башмаки", не раз делало Барской строгие выговоры. Ее 16 раз грозились уволить, лишали зарплаты (иногда она по несколько дней ничего не ела) и дважды собирались остановить работу над "Рваными башмаками", но каждый раз вмешивался случай.

Коллеги считали Мару, неопытную "девчонку", как они выражались, выскочкой и не сомневались в ее провале. А Барская терпела и продолжала делать кино, о котором мечтала.

Кадр из фильма "Рваные башмаки", 1933 год.
Кадр из фильма "Рваные башмаки", 1933 год.

17 декабря 1933 года фильм "Рваные башмаки" наконец-то был выпущен в прокат и стал настоящей сенсацией. На экране зрители увидели не актеров, говорящих заученный текст, а простых детей, непосредственных и эмоциональных.

Маргарита Барская была уверена, что талант есть в каждом человеке, нужно только найти правильный подход. А еще она понимала, что озвучить себя на студии так, как это было сыграно на площадке, дети не смогут, поэтому во время съемок Барская синхронно записывала их голоса.

Кадр из фильма "Рваные башмаки", 1933 год.
Кадр из фильма "Рваные башмаки", 1933 год.

После выхода "Рваных башмаков" Маргариту Барскую провозгласили ведущим режиссером детского кино. Ее работой восхищались Максим Горький и Ромен Роллан, а ради интервью с Барской в Москву приезжал корреспондент из The New York Times.

Правда, самой Маргарите счастья ей это не принесло. Несмотря на успех, к ней и делу, которым она занималась, "наверху" по-прежнему относились несерьезно, а сразу после выхода "Рваных башмаков" Барская попала в нервную клинику.

Маргарита Барская в нервной клинике, 1933 год. Фото с сайта chapaev.media
Маргарита Барская в нервной клинике, 1933 год. Фото с сайта chapaev.media

Приступая к своей следующей картине под названием "Отец и сын" Маргарита Барская даже не подозревала, каким кошмаром она для нее обернется.

"Небывалый случай – я довольна сценарием. Настроение хорошее настолько, что не убила ни одного чиновника. Неизбежные поправки ожидаю с самой кроткой яростью."

Разрешение на фильм о советских беспризорниках Маргарита Барская получила в то время, когда в стране процветала компания по борьбе с детской беспризорностью. Но, когда в 1936-м руководство киностудии "Союздетфильм" посмотрело "Отец и сын", картину забраковали, а Барской посоветовали переписать весь сценарий и начать все сначала.

По мнению руководства, фильм, в котором главный герой становится беспризорником, является клеветой на советскую действительность и не может быть выпущен на экраны. Барская пыталась сопротивляться, но ее никто не стал слушать.

Положение Маргариты также осложнял арест политика и журналиста Карла Радека, с которым она была близка. Барская до последнего защищала Радека, несмотря на то, что сам он признался во всех предъявленных ему обвинениях, среди которых были "заговорщицкая деятельность" и шпионаж.

Съемки фильма "Отец и сын".
Съемки фильма "Отец и сын".

"Отец и сын" должен был стать первым фильмом, выпущенным на киностудии "Союздетфильм", но он стал последней работой Барской и на экран не вышел никогда. Против Маргариты Барской начали клеветническую кампанию в прессе и уволили с киностудии.

"Что это? Бред? Ложь?.. Нужно питать отвращение к детям, нужно ненавидеть жизнь, чтобы придумать такую непередаваемую ложь. Этой антихудожественной, отвратительно-лживой картине не может быть места на советском экране." писали в "Комсомольской правде" за 1937 год.

Защищал Мару только Антон Макаренко. Именно трогательная опека советского педагога помогла ей не сломиться в этот период и выстоять. А когда в 1939 году Макаренко скоропостижно скончался, Маргарита Барская осталась совсем одна. У нее не было семьи, средств к существованию и, что самое страшное, не было возможности вернуться в профессию, без которой она не представляла своей жизни.

23 июля 1939 года рядом с Маргаритой Барской не было никого, чтобы остановить ее от рокового шага. По одной из версий, она выбросилась с 5-го этажа своей квартиры и несколько часов мучительно умирала, по другой – бросилась в лестничный пролет киностудии "Союздетфильм", где когда-то мечтала выпустить фильм "Отец и сын".

Маргарита Барская на съемках фильма "Отец и сын". Фото с сайта chapaev.media
Маргарита Барская на съемках фильма "Отец и сын". Фото с сайта chapaev.media
Если вам понравилась статья, не забудьте поставить лайк и подписаться на канал.

Вам также может понравиться:

Чтобы сыграть свои лучшие роли, она выходила на сцену под конвоем. Звезда Москвы 30-х годов и прима мюзик-холла Валентина Токарская.
Вспоминая легенду1 февраля 2023
Вся жизнь - борьба. За 10 лет она сняла 7 фильмов и умерла от сердечного приступа в 42 года. Режиссер Динара Асанова.
Вспоминая легенду25 января 2023
"Со всех концов страны шли письма от телезрителей, мол, где Леонтьева? А я сидела на диванчике дома и плакала..." История жизни "тети Вали".
Вспоминая легенду18 апреля 2023