Найти тему
Словодел

Временное решение, ставшее постоянным: почему Москва осталась столицей СССР вместо Ленинграда

Нет ничего более постоянного, чем временные решения. Это справедливо как для бытовых мелочей, так и для глобальных процессов. Так, перенос правительства Советской России из Петрограда в Москву изначально позиционировался как временный, но обратного переноса так и не произошло. Журнал «Слово и Дело» разобрался, как получилось, что Москва осталась столицей нашей страны на постоянной основе.

Вечером 10 марта 1918 года в режиме строжайшей конспирации из Петрограда в Москву со станции «Цветочный пост» отправился поезд с членами ВЦИК, СНК, высшими партийными функционерами и лично Владимиром Лениным. На следующий день, 11 марта, состав прибыл в Москву, а уже 12 числа управляющий делами Совета народных комиссаров РСФСР Владимир Бонч-Бруевич подписал «Извещение о переезде в Москву».

Изначально этот акт считался временным. В качестве причины фигурировала, во-первых, военная опасность со стороны Германии. А во-вторых, важную роль играл логистический фактор. Расположенную на самом краю государства столицу было заметно сложнее снабжать еще в дореволюционный период. А в первое время после свержения самодержавия проблемы с логистикой лишь усилились.

Также существовал политический мотив. В Петрограде были заметные контрреволюционные настроения, чему способствовало как скудное снабжение, так и легкость, с которой в город могли пробраться иностранные шпионы-провокаторы.

В официальной печати переезд назывался временным. Однако годы шли, Германия капитулировала, сложности с продовольствием решались; но правительство Советской России все еще оставалось в Москве.

   globallookpress.com / Mary Evans Picture Library
globallookpress.com / Mary Evans Picture Library

В комментарии для «Слово и Дело» доктор исторических наук Сергей Леонов отметил, что, несмотря на проявленную в официальных документах осторожность формулировок, обратный перенос столицы не планировался вовсе. А препятствовали этому лишь немного трансформировавшиеся причины, ранее вызвавшие переезд правительства в Москву.

«Там было две причины. Во-первых, фронты Гражданской войны были слишком близко к Петрограду. Там и белая Финляндия и так называемая белая Эстония. А во-вторых, в Петрограде 1918 года были не очень хорошие настроения в отношении советской власти. Люди, которые делали октябрьскую революцию начинали чувствовать себя если не обманутыми, то, по крайней мере, разочарованными. В общем-то в Петроград никто и не собирался возвращаться. Единственное — в 1918 году Зиновьев, который был поставлен Лениным над Петроградом, подумывал оставить Петроград партийной столицей. Но Ленину не понравилось двоевластие подобного рода, и поэтому даже партийной столицей Петроград не стал», — рассказал историк.

Вскоре Москва, как столица Советского Союза, прочно утвердилась в своем статусе. Героическая оборона города во время Великой Отечественной, красные звезды над Кремлем, сияющие с почтовых открыток, мавзолей Ленина на Красной площади, куда ежедневно приходили желающие посмотреть на вождя революции; причин для того, чтобы больше не думать о переносе столицы было предостаточно. Однако в послевоенные годы вновь пошли слухи о возможности смены столичного города.

Впрочем, как объяснил Сергей Леонов, это были именно слухи. Реальных предпосылок для подобных решений не было.

   Global Look Press | Russian Look
Global Look Press | Russian Look
«Всерьез об этом никто не рассуждал. Сталин воспользовался этим предлогом для создания «Ленинградского дела». Обвинили ленинградских и часть московских руководителей. Но это не имело под собой вообще никакой основы».

В наши дни периодически возникают предложения о переносе тех или иных ветвей власти в другие города, в том числе и в Санкт-Петербург. Так, в городе на Неве строится судебный квартал для переезда Верховного суда. Однако сроки завершения стройки все время сдвигаются вправо, и на сегодняшний день ранее 2028 ее окончания ждать не стоит. Впрочем, даже после этого за Москвой все равно останется столичный статус. Таким образом, уже более ста лет временное по первоначальной заявке решение сохраняется на постоянной основе.

Ранее журнал «Слово и Дело» рассказывал о том, как родившаяся ровно 110 лет назад москвичка Зинаида Троицкая стала первой в мире женщиной, получившей право управлять паровозом.