У классика русской живописи, известного далеко за пределами нашей страны, Ивана Крамского была единственная дочь - Софья Юнкер-Крамская. Она тоже стала художницей, но судьба её оказалась трагической.
Семья
В 22 года Иван Крамской женился на 19-летней Софье Прохоровой. Многие знакомые отговаривали его от этого брака - у девушки была «подмочена» репутация. Она была гражданской женой друга Крамского - художника Попова. С первого взгляда Иван Николаевич был неравнодушен к Софье, но не считал возможным рушить эти гармоничные отношения, хотя и не понимал, почему Попов не женится на Софье. Через некоторое время разразился скандал, выяснилось, что Попов женат. Его жена жила заграницей и он уехал к ней. Софья была унижена и раздавлена обществом.
Однажды Крамской встретил Софью на улице, она была в удручённом состоянии. Это придало смелость художнику. Он объяснился Софье в любви и предложил выйти за него замуж. Софья Николаевна стала музой и верной помощницей мужу. Иван Крамской был невероятно счастлив в этом браке. Он делился своими чувствами с одним из друзей в письме:
«Я не очарован и не влюблен, а люблю просто и обыкновенно, по-человечески, всеми силами души и чувствую себя только способным, если не на подвиги, то, по крайней мере, на серьезный труд».
Единственная дочь
В счастливом браке у супругов родилось шестеро детей: пятеро мальчиков, из которых лишь двое стали взрослыми и единственная дочь, которую назвали в честь мамы. Софья родилась в 1867 г., в имении друга и земляка Крамского, художника Михаила Тулинова, в Выползово, во Владимирской губ., где семья живописца проводила лето.
С раннего детства Иван Николаевич обучал дочь рисованию. Когда Софье было 12 лет, Крамской писал своему другу:
«Дочка моя, известная Вам ветреница, начинает подавать мне серьезные надежды, что уже есть некоторый живописный талант».
Юность
Софья посещала частную женскую гимназию. Она была очень дружна с дочерьми известного мецената Павла Третьякова - Верой и Сашей. В последствии Вера стала женой известного пианиста и дирижёра Александра Зилоти. Вера писала о своей подруге:
«Соня была некрасива, но с умным, энергичным лицом, живая, веселая и необычайно талантливая к живописи… В 16 -17 лет Соня… похорошела, волосы отросли. Фигура у нее стала длинная, тонкая. Она прекрасно танцевала. Ее веселость, остроумие и entrain (притягательность, обаяние) привлекали к ней много поклонников».
Брошенная невеста
Своё сердце юная Софья отдала Сергею Сергеевичу Боткину, молодому врачу, представителю известной медицинской династии. Ей было 15 лет, когда состоялась их помолвка. Поэтому случаю, Иван Крамской написал два портрета - жениха и невесты. Но через некоторое время помолвка расстроилась. Боткин влюбился в подругу Софьи - Александру Третьякову. Влюблённые поженились.
Сергей Боткин впоследствии стал профессором медицины и лейб-медиком. Он внезапно скончался в 1910 г., в 50 лет от инсульта. Его брат Евгений Боткин, тоже лейб-медик, расстрелян в 1918 г. вместе с царской семьей.
Софья тяжело переживала разрыв в женихом. Однако нашла в себе силы сохранить хорошие отношения со своей подругой Сашей. Общество этот факт очень удивлял. Отец написал портрет Софьи после разрыва помолвки.
Отец
У Софьи было много поклонников. Репин, ученик Крамского, восхищался её фигурой, Альберт Бенуа всерьез ухаживал за ней, но в свои 30 лет он казался 16-летней девушке слишком старым. Её никто не интересовал, Иван Николаевич очень переживал за дочь. Вера Зилоти писала в своих воспоминаниях:
«Между Соней и ее отцом была редкостная дружба, переходившая в обоюдное обожание».
Чтобы отвлечь Софью от тоски, он отправляется с ней в заграничную поездку по Франции.
Софье было 20 лет, когда не стало её отца. Иван Николаевич Крамской скончался внезапно от аневризмы сердца, когда работал над портретом доктора К.А. Раухфуса. Это было сильным ударом для неё.
Художница
С 1888 г. Софья участвовала во многих художественных выставках в России и за границей. В это время была создана одна из лучших её живописных работ - «Спящая». Она постоянно совершенствовала свой талант, писала в разных жанрах. В начале 1890-х годов она посещала частную живописную школу в Париже. Софья Крамская получала довольно много заказов. По каталогам выставок, ею была выполнена целая серия портретов великосветской знати, среди них акварельные портреты императора, императрицы, цесаревича и великих княжон.
Софья Крамская была признанной портретисткой. Но большинство её работ не сохранилось - одни сгинули в годы революции, другие - художница передала в Острогожский музей, на родину отца, вместе с его картинами. Но в 1942 г. в музее вспыхнул пожар и уничтожил бОльшую часть коллекции.
Замужество
В 34 года Софья вышла замуж за Германа Фёдоровича Юнкера. Он был петербургский юрист финского происхождения, старше на 14 лет. Это был счастливый брак. Супруги были взаимно интересны, во всём поддерживали и помогали друг другу. Супруг собирался написать монументальный труд о судьбе декабристов, Софья помогала ему собирать материалы. В свою очередь, Герман помогал жене с открытием музея её отца. Они прожили в заботах о друг друге 15 лет. В 49 лет Софья Ивановна, в разгар Первой мировой войны, стала вдовой.
После Революции
С 1918 г. Софья Ивановна Юнкер-Крамская работала 12 лет в художественно-репродукционной мастерской при издательстве «Главнаука». Параллельно с 1925 г., 7 лет была художником в Музее антропологии и этнографии АН. А также занималась устройством Антирелигиозного музея в Зимнем дворце, иллюстрировала «Историю религий» для издательства «Атеист» в Москве.
Парадокс - её отец Иван Крамской создал целую серию религиозных работ. Одна из известнейших его работ «Христос в пустыне» находится в Третьяковской галерее. Живописец был один из тех, кто расписывал Храм Христа Спасителя. Да и сама Софья Ивановна была глубоко религиозным человеком.
Ссылка
Софья Ивановна старалась помочь знакомы, которые остались без средств к существованию. Она устраивала на работу «бывших» дворян, «смолянок» и офицеров царской армии, доставала им переводы для заработка. Её арестовали 25 декабря 1930 г. и обвинили по статье 58-II за контрреволюционную пропаганду и создание «контрреволюционной группировки из бывшей знати, ставившей себе целью проведение своих людей в разные советские учреждения на службу для собирания сведений о настроениях…». По приговору 11 апреля 1931 г. она получила ссылку в Восточную Сибирь сроком на три года.
С этапом она должна была отправиться 27 апреля в Иркутск. Но 28 апреля с диагнозом «тяжелая форма паралича» Софью Юнкер-Крамскую поместили в больницу при изоляторе тюрьмы. В мае 1931 г. она всё же оказалась в Иркутске. Через три недели её перевели в Канск, через месяц - в Красноярск. В 63 года, полупарализованная, без средств к существованию в Иркутске, Софья Ивановна иллюстрировала учебники и колхозные журналы, в Канске, несмотря на тяжёлую болезнь, работала как фотограф и ретушёр в местной газете.
В Красноярске с Софьей Ивановной случился второй инсульт, отнялась левая часть тела. Из красноярской больницы 15 октября 1931 г. она написала письмо Екатерине Пешковой, с просьбой оставить её в Красноярске до поправки здоровья, а затем предоставить работу. Единственная официальная жена Максима Горького была правозащитницей и оказывала помощь многим политзаключенным. В письме она писала:
«Я пишу и портреты, и плакаты, лозунги, афиши, вывески, иллюстрации, знаю фотографическую ретушь, раскраску фотографий, языки, я работать могу, люблю… О моей рабочей жизни Вам может подтвердить Е.Д. Стасова. О музее Крамского Вам тоже могут дать сведения и она, и товарищ Луначарский.Я могла делать ошибки в своих суждениях, могла что-нибудь не так правильно оценивать, могла криво судить о положении вещей, но преступления я не совершала никакого — и сознательно так горячо любя свою страну, после смерти мужа (он был финляндским подданным) — переменила свои бумаги на русские, подписав тогда уже отказ от каких бы то ни было претензий на имущество. Было даже смешно поступить иначе. Помогите мне! Я написала просьбу о помиловании М.И. Калинину. Я прошу Вашего содействия. Я оправдаю милость, если мне она будет дарована, могу уверить в этом Вас. Я честно проработала 40 лет. Тяжко последний, быть может очень короткий срок - чувствовать себя - так наказанной… Я собрала последние силы, чтобы написать Вам все это… ».
Помилование
В связи с неизлечимой болезнью, а также в связи с тем, что «ссыльная не представляет социальной опасности» дело Софьи Ивановны Юнкер-Крамской было пересмотрено. В Ленинград она вернулась 25 марта 1932 г. Талантливой художницы не стало в 1933 г. Её брат Анатолий Иванович Крамской писал в конце 30-х годов
«Она уколола себе палец при очистке селедки, и заболела общим заражением, от которого и умерла».
В 1989 году Софья Ивановна Юнкер-Крамская была полностью реабилитирована.