Да, мы живем просто в удивительное время. Во время, когда всем у нас заправляют непрофессионалы.
Пироги у нас печет сапожник, а сапоги у нас шьёт - кто…? Точных данных на этот счет нет, но некоторые полагают, что – китаец… Интересно, кто этот китаец по профессии? Неужели и впрямь – сапожник?
Конечно, мы можем говорить только о том, что видим и что ощущаем. Есть ведь секретные сферы, о которых мы не знаем и о которых мы и не должны знать.
К примеру – оборонка. Может, там всё как раз так, как задумано. Секретно задумано. А секрет на то и секрет, чтобы о нем никто ничего не знал.
И – все эти специально-тайные дела. О них мы тоже всё узнаем лет через пятьдесят, не раньше. И узнает, конечно, только тот, кто эти пятьдесят лет проживет в добром здравии и с крепкой памятью.
И я не удивлюсь, если ему откроется, что Тоша Блинкин – это был тайный агент Седьмого отдела ФСБ, а Боря Джонсов начинал в одном подразделении ГРУ с Петровым и Бошировым. И что жена президента Макрона – полковник Зарубина-младшая, из Службы внешней разведки России. И что именно она стояли за ловкой комбинацией, в результате которой американские «Абрамсы» поступили на вооружение Франции, а Украине достались броневички «Леклерки».
Да, и я сам как-то рискнул предположить, что Илон Маск – засланец из Особого отдела Тайной канцелярии ЦК КПК. Так я и написал в своем канале. Но после этого меня буквально завалили открытками без обратного адреса! А почему они меня насторожили?
Потому что все они были – на китайском языке! Некоторые я даже попытался переводить. Со словарем, конечно. Оказалось, что в них – сплошь цитаты из Конфуция.
Вот – до сих пор переживаю. Раздумываю – что бы это значило? Но Илончика задевать перестал. И вообще все секретные сферы исключил из поля своего внимания.
А в остальном – всё, как я сказал. Все – не там, и все у нас заняты – не тем. В космосе мы снимаем кино – пока Маск запускает по двести спутников в день.
А самого главного нашего профессионального инноватора, А.Чубайса, мы вообще выжили из страны! И сейчас мы все ждем самого страшного – что, если его возьмут к себе на службу румыны? И он устроит там у них настоящий Сингапур?
А если его перехватят поляки? И Польша превратится в ужасающую комбинацию Тайваня и Калифорнии?
А нашу нынешнюю действительность я бы назвал – «Время ЛЕГО»! Действительно, если нам дадут набор кубиков, то мы можем собрать из них буквально ВСЁ!
Конечно - при условии, что на это «всё» нам пришлют подробную инструкцию по сборке.
А если – не пришлют? Ну, на нет и суда нет. Это вам всякий подтвердит.
А так… Пришлют нам детали и инструкцию – мы соберем и кофемолку и целый автомобиль.
А будут детали и инструкции – мы можем замахнуться и на самолет! Слава Всевышнему, мы изжили таких строптивцев, как Туполев.
Ведь вы только подумайте – сидел уже человек по правильной статье и все же вздумал спорить со Сталиным! А ведь вождь доверил ему важное: разобрать случайно попавший к нам в руки американский бомбардировщик и сделать точно такой же наш. А этот Туполев взялся доказывать, что он может сделать – лучше!
Ну, Сталин разъяснил этому недотепе: «Может, ты и сделаешь, но это – когда еще будет! А нам нужно – сейчас, поскольку мы должны быть в готовности доставить три тонны полезного груза за четырнадцать тысяч километров!»
Правда, этот Туполев кое-что понимал в этих делах (был соответственно допущен), поэтому он решился возразить товарищу Сталину: «А зачем так далеко, товарищ? Может, не надо – так далеко, товарищ? Чем нам помешали эти чертовы пингвины, товарищ?»
А товарищ Сталин не стал конопатить этого Туполева в глубокие шахты (как об этом любят нам рассказывать наши не-товарищи из запрещенного «Мемориала») и вежливо разъяснил ему: «А затем, что этот наш новый бомбер должен долететь до цели, выйти с нами на связь, получить дополнительную вводную и, если будет в ней так сказано, то вернуться с этим грузом на свой родной аэродром. Вам всё понятно, конструктор Туполев?»
И Туполеву пришлось согласиться: «Да, мне теперь всё понятно. Но я всё же берусь сделать и такой бомбер - лучше чем у американцев!»
И вождь подытожил: «Сделаете, Главный конструктор Туполев. Вы сделаете эту свою машину – завтра. А сейчас вы начнете делать копию этой американской машины. Потому, что она нужна нам – сегодня!»
Вот на этом и сошлись оба эти авторитета. Авторитеты – каждый в своем деле.
А сейчас…Есть ЛЕГО с инструкцией – будет бомбер. Не будет ЛЕГО с инструкцией – будем долётывать наши нынешние цели на сталинско-туполевских бомберах.
Но вот возьмем теперь сферу экономики. Выберем важнейшее звено всякой экономической системы – денежно-кредитную политику. Ее особую важность понимали лидеры нашей страны и во времена плановой экономики.
Так, Сталин особое внимание уделял поддержанию баланса между денежной массой и производством товаров для населения. А Ленин прямо писал: «Все реформы наши будут обречены на провал, если мы не будем иметь успеха в финансовой политике».
А сейчас, при провозглашенной рыночной экономике, этими вопросами у нас занимаются люди, которые либо вовсе в них не разбираются, либо которые имеют о них самое превратное представление.
Вот, что в этой сфере главное? Деньги и стабильные цены. То и другое – между собою тесно связаны.
Стабильность цен можно обеспечить двумя путями: установлением твердого денежного стандарта или жестким контролем за «бумажной» денежной эмиссией. М. Фридман считал, что прирост денежной массы ни при каких обстоятельствах не может обгонять рост ВВП более, чем на один-два процента.
А использование денежной эмиссии для целей финансирования государственного долга все экономисты считают примером самой дурной денежной политики. А возникающую отсюда инфляцию давно уже признали худшим видом налогообложения!
А что – у нас? У нас последним лидером, выступавшим за золотые деньги, был Сталин. А уничтожение рубля – до копейки и ниже – стало уже правилом для всех наших государственных финансистов.
Следующий момент. Во всех развитых странах важнейшим элементом денежно-кредитного обслуживания населения считаются не-коммерческие (государственные, муниципальные, почтовые, профсоюзные, и т.д.) кредитные учреждения. У нас прежде таковыми были сберкассы.
Но вот мы, вроде бы, решили учиться у Запада. И начали с того, что уничтожили эти прежние сберкассы – все банки сделали коммерческими.
В итоге добились того, что многократно увеличили риски в кредитной системе (одно время от этого страдало даже и государство – когда в проблемных банках «зависали» налоговые платежи граждан и предприятий) и уничтожили важный источник «длинных» денег. Поскольку именно в безрисковых сберкассах люди привыкли иметь долговременные вклады.
Но кто-нибудь признался в этой совершенной глупости? Нет, ее теперь тщательно записывают во все учебники.
Еще один момент. Наши денежные регуляторы ведут неустанную борьбу за искоренение малых банков. «Надо, - говорят они, - чтобы банки были только крупные!»
Но ведь все серьезные исследователи давно доказали, что именно крупные банки («банки, которые слишком велики, чтобы быть обанкроченными») стали причиной и виновниками всех последних финансовых кризисов.
Но кто-нибудь у нас выступил с критикой такой самоубийственной политики? Нет, ни единая душа.
Но я вот, рискнул – изложил эти взгляды на банки и деньги в своем учебнике «Основы банковского дела». И привел также факты, показывающие, что наилучшее состояние финансовой системы достигается при исключении из нее произвольного влияния государственных регуляторов.
И что-нибудь после этого изменилось? Нет, наши государственные финансисты всё так же продолжают уничтожать деньги и денежный рынок, наших студентов так же продолжают учить основам негодной и просто вредной нашей денежно-кредитной политики.
Особенна показательна ситуация с нашими валютными резервами. При этом, для того, чтобы скрыть суть проблемы, наши центробанкиры даже придумали особой термин – «золото-валютные резервы».
На самом же деле, с золотом как валютным активом вообще никакой проблемы нет – нужно просто хранить этот золотой запас в своей стране.
А проблема как раз – с валютными резервами. Потому что правильнее эти активы следует назвать – «ино-валютные резервы».
И если не играть в разные игры – с маскировкой их истинной сущности, мы увидим, что ино-валютные резервы создают для государства сразу три вида очень серьезных рисков.
Во-первых, это – зависимость от государства – эмитента этой валюты. Назовем этой валютой – доллар США и убедимся, что проблемы с долларом распространяются и на валюты других государств.
Первый вид рисков для резервов в долларах США связан с тем, что, накапливая доллары, мы тем самым бесплатно финансируем американское государство. И США, в связи с этим, получают возможность финансировать свои нужды за счет накопления своего государственного долга.
А этот долг фактически создает зависимость не столько для США – как должника от кредиторов, сколько для основных кредиторов Америки – как раз от американского государства.
Действительно, как только США смогли «отвязать» свою валюту от золота, так сразу же именно им стало выгодно понижать обменный курс доллара – поскольку с понижением этого курса снижается и объем их долга перед своими кредиторами.
И, наоборот, от такого «гибкого курса» доллара страдают именно кредиторы Америки. Так, Китай, имея в своих «активах» более трех триллионов долларов, с понижением курса доллара всего на один процент несет потери, в ценности этого своего «актива», сразу на тридцать миллиардов долларов!
Второй вид рисков. Да, на долларовом активе можно зарабатывать – приобретая государственные облигации США. По ним выплачивается определенный процент, который определяется (не нужно этому удивляться) опять самими же американцами – через фиксацию учетной ставки процента (прерогатива ФРС) и в результате биржевых торгов (ведущими биржевыми игроками - которыми, по совпадению, опять же являются американские финансовые институты).
При этом следует понимать, что эти «вторые» риски добавляются к рискам первого вида. А в финансовых «играх» риски, как известно, не складываются, но – умножаются!
И, наконец – риски третьего вида. Это – политические риски и их прежде вообще не принимали во внимание. Действительно, в прежней практике международных отношений страны старались не задевать финансовые интересы друг друга - понимая, что такие же действия могут обернуться и против них.
Но, как только «западникам» удалось сформировать клуб резервных валют – исключительно из валют своих стран (доллар, евро, британский фунт, швейцарский франк, и т.д.), так они сразу превратили эти резервные валюты в свое оружие.
Начали они с Ирана, Ирака и Ливии, но вот дошла очередь и до нас. Сейчас по их прихоти у нас набирается более 300 млрд. инвалютных резервов, которые мы рискуем потерять совсем, полностью, или частично, на некоторое время.
В итоге мы «на полной скорости» влетели во все эти три вида рисков: обесценение доллара и евро (уже есть), дефолт по американскому долгу (вполне возможен) и политическая заморозка наших активов (свершилась!).
Можно ли было это предвидеть? Не только можно - нужно! Но всё – еще хуже – ведь мы намеренно влезли в эту ловушку! Вот Витте, в прежней России, в такие ловушки даже и не заглядывал. А валютные резервы у России копились и в те годы.
Вот, возьмите отчеты Госбанка тех времен. В них мы видим не «инвалютные резервы»! Мы видим, что для Госбанка тогда признавались только два вида резервов: золото и зерно (как главный экспортный товар страны).
И эти два резерва хранились на территории самой России! Золото – в подвалах хранилищ банка, зерно – в элеваторах, которые строились Госбанком в основных портовых городах России.
Вернемся теперь опять к проблеме валютных рисков. Тогда ни золото, ни зерно в резервах никому не передавалось, эти резервы не зависели от «доброй воли» любого иностранного государства, они не служили средством финансирования нужд иностранного государства и они были недоступны для каких-либо произвольных действий («заморозка» и прочее) любого иностранного государства.
Итак, золотая валюта плюс главный экспортный товар – вот самая надежная защита государства от всех трех видов валютных рисков. И если бы в нашем Центробанке это понимали, то мы не теряли бы сотни и сотни миллиардов долларов – в наших доходах и в наших активах.
Да, конечно, тут у «экспертов» сразу же появляется «железный аргумент»: ведь в случае войны, например, могут оказаться бесполезными и золото, и зерно!
Конечно, на детском уровне можно и еще что-нибудь придумать, типа, золото – разворуют, а зерно сгниет. Но аргументы такого уровня вообще бессмысленно обсуждать. Можно только указать, что, когда дело доходит до войны, единственным стоящим валютным резервом оказываются снаряды и патроны. Сейчас – еще и бомбы и ракеты.
Но всё это уже не имеет отношения к валютно-финансовой политике – которая у нас целиком основывается на невежестве, на лжи и на прямом обмане. В какой пропорции – решайте сами.
И у нас никого не охлаждает даже тот факт, что мы уже почти треть века топчемся на одном и том же уровне экономического развития. И по ВВП мы недалеко ушли от начала 1990-х годов, а по качеству экономики мы даже деградируем. Разрушили машиностроение, станкостроение, ничуть не продвинулись вперед в автостроении и в самолетостроении, но зато гордимся тем, что стали крупным мировым экспортером сырья и углеводородов.
И кто-нибудь у нас пытается сравнить эти наши успехи с достижениями Китая? Нет, все упорно ссылаются на китайскую специфику.
А ведь эту «китайскую специфику» создавали как раз наши специалисты – когда помогали Китаю создавать и развивать главные отрасли его перерабатывающей промышленности. То же тяжелое машиностроение, энергомашиностроение, производство средств транспорта, и т.д.
И взять опять нашу вредоносную налоговую политику. Неужели ее разработчики не понимают, что именно налогами мы душим все ростки частного предпринимательства, не даем людям нормально зарабатывать, не создаем стимулов для формирования частных сбережений в нашей стране?
Ведь, вы только вдумайтесь, что означает отсутствие у нас необлагаемого минимума дохода. Возьмем пример предпринимателя, имеющего детей и занимающегося выращиванием свиней. Так вот, по действующим налоговыми правилам ему позволено списывать на издержки (вычитать из облагаемого дохода) все расходы на содержание свиней, но ничего – из расходов на детей.
Другими словами, нашему государству свиньи заведомо важнее людей! А про непомерное налогообложение любой производительной деятельности говорится и пишется много лет, а в ответ правительство предлагает льготы туризму и айтишникам (многие из которых работают на иностранные фирмы)!
И вот, сейчас мы (вслед за Крымом) добавляем новые субъекты к нашей Федерации – и начинаем опять с того, что спешим воспроизвести в этих новых субъектах все беды и дефекты нашей налоговой системы!
Что это – безграмотность или предательство?
Нет ответа на этот вопрос. Нет ответа – даже в условиях военного времени.
Зато «креативности» у наших управленцев – выше крыши! Вот они придумали – «параллельный импорт». А почему – не перпендикулярный? Или – диагональный? Да в нынешних условиях надо в ножки поклониться любому, кто каким-то путем старается ввести в страну нужные ей товары! Но – нет, главное для наших чиновников – как бы не обидеть иностранных правообладателей.
И у нас опять грозят всякими карами кинотеатрам, которые решаются показывать, без лицензии, иностранные фильмы. А после войны, к примеру, у нас вовсю крутили и в клубах, и в домах культуры американские фильмы, захваченные в Германии. Американцы, конечно, были недовольны, но Молотов отвечал им просто и доходчиво: «А вы крутите, в ответ, наши фильмы! Мы возражать не будем!»
И ведь даже в тяжелейшем 1941 году мы уже примерно через полгода стали восстанавливать наше военное производство. А сейчас мы воюем уже второй год и всё – «призываем», «согласовываем», «координируем», «увязываем», «слаживаем» и «улаживаем». И платим за все эти «увязки» и «слажки» - кровью!
Может, пора для кройки сапогов пригласить сапожника? А консультанта «по общим вопросам» - освободить от этих производственных обязанностей? Пусть подождет, когда у нас возникнет необходимость в этих «общих вопросах»!
Ведь «профи» нужны не только в теннисе или хоккее. В экономике и финансах для них тоже есть место!