Найти тему
Биореактор

Что в музыке тебе моей?

Немногие знают, что 7 марта исполнилось 42 года Ленинградскому рок-клубу. Тому самому, благодаря которому нам известны такие гранды и мэтры рок-сцены, как "Кино", "Пикник", "Аквариум", "Зоопарк" и многие другие.

Но многие сейчас, прочитав первый абзац, мысленно вскинули вверх "козу" и может быть даже пропели "Перемен!". А кто-то с теплотой вспомнил юношеские посиделки под гитару, посещённые концерты и фестивали.

Круто же было, да? Шум, гам, грохот и ощущение себя частью толпы. Так откуда же это непонятное тепло в груди и мечтательная улыбка на лице?

Это от того, что раньше называлось инстинктом, а теперь гордо именуется врождённой потребностью, друзья мои. Той самой, которая заставляет птиц петь по утрам. Той самой, которая заставляет зверей оглашать лес громким криком. Этот крик/рёв/писк/щебет/топот – своего рода перекличка: "Я пережил эту ночь. Мне выпал счастливый билет. Слышите, я жив! А вы? Еееееесть ещё здесь хоть кто-то, кроме меня?" Мы пронаблюдали доречевую форму общения.

К этой же форме относятся стайные танцы. Самый яркий пример такого демонстративного поведения – организованные "пошумелки" обезьян. Они приходят в возбуждение, трясутся, подпрыгивают, сотрясают деревья. Их главная цель – показать соседям мощь и единство своей группы. После участия в таком демонстративном шуме каждый его участник чувствует себя смелее и увереннее (в этом месте те, кому доводилось участвовать во флешмобах утвердительно закивали головами, да).

От предков нам, людям, досталась не только звуковая коммуникативность, но и многие связанные с ней программы группового поведения. Одна из них – потребность собираться в группы и шуметь. Ведь именно звук, а вовсе не жест, стал базой для языка.

Однако так как от обезьян мы ушли достаточно далеко (в поведенческом и эмоциональном плане), наши "пошумелки" выглядят куда более цивилизованными. Например, праздничные застолья – это они. Посещение массовых мероприятий – это тоже они. И редко когда мы можем вспомнить, о чём говорили с соседями по толпе или по столу. О чём-то. Важно не это. Важно то, что оно было. Пошумели, погудели и разошлись. Посещение стадиона и вовсе обходится без речевого общения. Потому что главное – соревнование в шуме своих и чужих. И ещё – поймать ритм. Если массе удалось это сделать – она едина. А ловить ритм мы умеем очень быстро и практически по щелчку. Это то, что заложено в нас. Здесь можно вспомнить рождение единого ритма из шума аплодисментов на концерте или митинге. Несколько тысяч незнакомых людей не сговариваясь синхронизируются за считанные секунды, попирая закон энтропии.

Если согласиться с тем, что ритм – первооснова музыки, то мы понимаем, что способность создавать его и эмоционально на него реагировать передалась нам с генами дочеловеческих предков, а сама музыка (в такой её широкой трактовке) – очень важное доречевое средство общения. И чем громче и ритмичнее музыка – тем качественнее это общение.

А где ещё, как не в роке, мы найдём такое количество раскатистых гитарных риффов и грохота барабанов?

Кстати, "пошумелки" тоже растут и развиваются, как дети. От сборищ – к клубам, от клубов – к бандам. Но это уже темы для дальнейших заметок. А сегодня давайте остановимся на сказанном.

P.s. А теперь признавайтесь, кто увидел на фото крутой рок-концерт, а не комбайн на хлопковом поле ночью? :)

Автор: Юлия Бурмистрова