Сегодня рассмотрим простой пример построения модуляции из простой тональности, к примеру - Ля минор (Am).
Для построения модуляционных аккордов от Ля минора можно использовать различные методы и подходы, в зависимости от желаемого направления модуляции и музыкального контекста. Ниже приведены некоторые примеры возможных модуляционных аккордов от Ля минора:
- Модуляция в родственный мажорный тональный центр До мажор:
- Параллельная тоника (tonic parallel) – Cm (до минор)
- Субдоминанта (subdominant) – F (фа мажор)
- Доминанта (dominant) – G (соль мажор)
- Через 7 ступень (secondary dominant) – A7
2. Модуляция в параллельный мажорный тональный центр Ля мажор:
- Доминанта (dominant) – E (ми мажор)
- Субдоминанта (subdominant) – D (ре мажор)
- Через 7 ступень (secondary dominant) – B7 (си мажор)
- Модуляция в тонику близкого минорного или мажорного тонального центра:
- Тоника смежной минорной тональности (tonic of relative minor) – C (до мажор)
- Тоника смежного мажорного тонального центра (tonic of relative major) – F#m (фа# минор)
- Тоника близкого минорного тонального центра (tonic of near minor key) – Dm (ре минор)
- Тоника близкого мажорного тонального центра (tonic of near major key) – Bm (си минор)
В каждом случае можно использовать соответствующие аккорды, которые входят в новый тональный центр и хорошо звучат в контексте музыкального произведения. Расположение этих аккордов на клавиатуре фортепиано зависит от выбранного тонального центра и может быть определено с помощью соответствующей гармонической анализа.