В этой статье хочу рассказать о выборе оборудования для макросъемки насекомых и пауков в полевых условиях. Именно полевых, я не занимаюсь домашним макро, я не пользуюсь рельсами и у меня нет специальной макро студии, я фотографию только с рук и только на природе.
Выбор камеры
Мой список требований к камере:
- Минимум 24 мегапикселя
- Электронный видоискатель
- Лёгкая, компактная
- Удобный хват
- Экран с минимальным разрешением 921к точек
А теперь более подробно.
Я фоткал на 12 Мп, это совсем не та детализация, также в макро часто приходится кадрировать, поэтому минимум 24 Мп (либо 21 Мп, как у системы micro 4/3). Формат камеры на ваше усмотрение, кроп-сенсор(и ему подобные) предпочтительнее т.к. мы получаем больший коэффициент увеличения, а это никогда не бывает лишним. Ну и не стоит забывать, что компактность и легкий вес это несовместимые вещи с полнокадровыми камерами, даже если камера будет легкая то вот объектив точно нет.
Видоискатель — это то, чем вы будете пользоваться постоянно, оптический не подойдёт т.к. банально вы в него ничего не увидите из за маленькой диафрагмы, а электронный все высветлит и поможет. У меня была старая зеркалка с оптическим видоискателем, в итоге фоткал только через экран. Это было неудобно, с электронным видоискателем круче.
Удобнее всего снимать одной рукой, а другой держать листок/ветку с насекомым, так вам не помешает ветер, который как всегда будет дуть в самый неподходящий момент. Поэтому камера желательно должна быть легкой, иначе много вы не наснимаете. Ну а компактность это всегда круто если вы активный фотограф.
Большинство камер сейчас удобные, не могу советовать что-то конкретное, тут все очень индивидуально, но мне кажется камеры с ретро дизайном по типу Fujifilm X-T20 неудобные, у них нет привычного хвата. В любом случае, ваша камера должна быть удобна вам, иначе ничего не получится.
Экран с 921 000 точек это минимум для камер в 2023. Если честно мне и этого не хватает, я часто просматриваю фото в видоискателе, а иногда вообще замечаю брак только дома перед большим монитором, поэтому если есть возможность выложить больше денег на камеру с большим количеством точек то лучше взять её.
Многие уже наверное поняли какой тип камеры я посоветую. Да, все требования выше есть почти у любой, современной беззеркальной камеры. Я пользовался старой зеркалкой кэнон, ну точнее сходил один раз пофоткал, а потом купил бюджетную беззеркалку на авито 😀, sony a6000, так с ней и хожу уже больше года.
Старая зеркальная камера оказалось очень неудобной для макро, у нее был ряд критических(для меня) минусов:
- Нет электрического видоискателя(логично, она же зеркальная)
- Нет фокус-пикинга(на зеркалках он не часто встречается и работает только через монитор)
- Разрешение 12МП
- В целом она старая и была сделана под начинающих
Какие то конкретные марки я советовать не буду, вам нужно самим пройти этот путь и понять, что вам нужно. Я лично взял sony a6000 из за её цены и компактности, остальные характеристики как и у большинства камер в таком же ценовом диапазоне тех лет. И не забывайте, я пишу только о макро, например для фотографий животных лучше брать полнокадровую камеру, а для съемок видео на свадьбах какую нибудь другую.
Выбор объектива
Помню как в первый раз решил посмотреть сколько стоят макрообъективы, увидел цены на кэноновкие макрики и выпал в осадок. 50, 60, 70 тысяч и больше, мне казалось, что вот эти объективы точно хороши и именно они мне нужны. Разумеется, все оказалось не так однозначно. Да, скорее всего эти объективы стоят своих денег, там и автофокус, и стабилизация, и оптика хорошая, это круто. Проблема только в том, что это не особо нужно 😀. В макро почти всегда снимают с маленькой диафрагмой, обычно f8-f11, дальше начинается дифракция(проще говоря, качество изображения портится из за физических законов). При таких значениях диафрагмы нужно ооочень много света и автофокус просто не работает в таких условиях, либо работает криво. Ах да, еще при увеличении сильно понижается экспозиция. Стабилизация не нужна потому что вы будете снимать на выдержке не менее 1/160, это минимум, чтобы не смазывать фотки и делать быстрые серии.
Мои требования к объективу просты, это легкий вес и двухкратное увеличение. Так уж повелось, что 90% макрообъективов делают с масштабом 1:1, этого мало, хватает только для крупных насекомых. Если вам это и нужно, и вы не собираетесь фоткать муравьёв или пауков-скакунов то могу вам подсказать пару недорогих, хороших объективов. Это макрики от 7Artisans и TTArtisan, недорогие и качественные китайские объективы, разумеется полностью манульные. Сам я ими не пользовался, но по отзывам и обзорам они очень хороши за свои деньги. Для начинающих самое то. (Вы все равно обязаны сами посмотреть обзоры и почитать отзывы, чтобы понять, что вам лучше подойдет)
Если вы как и я, любите снимать всякую мелочь то выбора тут особо нет. На данный момент, почти все объективы с двухкратным увеличением делает Venus Optics Laowa, у них самый большой выбор. Стоят для своего качества справедливо, это топ оптика для макро, она есть практически у каждого профессионального макрофотографа.
В прошлом году я пользовался Laowa 60mm f/2.8 2X Ultra-Macro, это прекрасный объектив, никаких нареканий, очень популярная модель у макрофотографов, подходит как для APC-S, так и для полного кадра(только макро, на бесконечности виньетка), но он универсальный, а значит тяжелый, я его продал и сменил на более дешевый и легкий Laowa 65mm, он только для APC-S, компактный и маленький, я бы даже сказал игрушечный. Жуков еще с ним не смог пофотографировать, но в домашней съемке результат как и предполагал отличный.
Вспышка
Для макро есть разные вспышки, я для себя выделил такие типы:
- Встроенные
- Внешние
- Кольцевые
- Специфичные
Ну а теперь подробнее. Встроенная вспышка это самая простая, маломощная вспышка, которая есть в вашей камере, обычно ей никто не пользуется, а в некоторых камерах её вообще нет, так что забудьте о ней.
Внешняя — это привычная вспышка, которая вставляется в специальный слот, он еще называется горячий башмак. Их используют все, от новичков до профи. Для макро я использовал только внешние вспышки.
Кольцевая — это довольно дорогая вспышка, которая крепится на объектив, по названию понятно, что она в форме кольца. Задумка интересная, но на практике такие вспышки редко используют, они дорогие и дают посредственное фото с жестким светом, а рассеиватель с такой вспышкой не поставишь (есть способы, но обычно никто не заморачивается).
Специфичные — это вспышки с различными приспособлениями, например с гибкими лампами, что позволит вам управлять светом. Снова идея интересная, но на практике это используют редко из за цены и проблем с рассеиванием света(а это самое главное в макро).
Есть также различные беспроводные вспышки, но для макро обычно их не используют, поэтому останавливаться на них не будем.
Я вам советую покупать обычную внешнюю вспышку, в дорогой не вижу смысла, все фотки в прошлом году я сделал на дешевую Meike MK320 за 3.000 рублей. Если вы как и я фанат компактности то придется мириться со средней мощностью света и небольшими сериями фоток, т.к. вспышке требуется перезарядка, однако на малой мощности они могут выдавать большую серию. Ну, а если вас не волнует вес и размер то можете брать, что-то помощнее, но не переусердствуйте!
Как и писал выше, я использовал Meike MK320, очень компактная, легкая, хорошая вспышка на батарейках(если батарейки заряжаемые то можно заряжать прямо через вспышку). Её приемущество, что она длинная и низкая, очень удобно направлять свет прямо в рассеиватель. Под нее нужен конусный рассеиватель, другие не подойдут либо будут плохо рассеивать. Также у вспышки падает мощность если фоткать длинными сериями, это не очень хорошо для фокус-стакинга т.к. все фотографии должны быть с одинаковой экспозицией.
В этом году решил поменять вспышку т.к. хочу еще поменять и рассеиватель, теперь моя вспышка Godox TT350, в полевых условиях пока не пробовал, но домашние тесты меня устраивают. Немного расстроило, что она тяжелее прошлой вспышки, теперь чувствую какой то дисбаланс во всей системе. В остальном они очень похожи за исключением интерфейса и то что годокс не теряет мощность на длинных сериях, но у нее стоит ограничитель, больше определенного количества фоток не сделать, начинается перезарядка.
Для таких вспышек подходит рассеиватель с козырьком, я тоже такой планирую сделать. Другие рассеиватели не подойдут т.к. вспышка высокая и теряется много света.
По итогу могу сказать, что стоит покупать проверенных производителей вспышек, самый народный бренд это наверное Godox, недорогие и качественные вспышки. Еще могу выделить Meike и Yongnuo. Стоит ли покупать брендовую и дорогую вспышку? Это решать вам, я если честно не особо вижу смысла покупать вспышку по цене макрообъектива.
Рассеиватель
Тут всё просто и сложно одноврменно, главное требование к диффузору(англ. название рассеивателя) для макро, чтобы он хорошо рассеивал. Еще я для себя могу выделить компактность и удобство при съемке. Проблема в том, что хороших диффузоров для макро вы не найдете в продаже, их просто нет. Зато они есть в продаже у различных зарубежных макрофотографов, но они продают их очень дорого, плюс доставка обойдется вам в копеечку. Значит придется делать самим.
Я для себя выделил три типа рассеивателей для макро:
- Плоский
- Конусный
- С козырьком
Под плоским я подразумеваю рассеиватель на объектив по типу Dörr, этот рассеиватель можно заказать на али, стоит он копейки. Проблема в том, что рассеивает он не всегда хорошо, его нужно держать по углом в 45 градусов, это все приходится делать одной рукой, что в итоге очень неудобно и быстро устаешь. Также его длина часто мешает фоткать около кустов, веток, листьев и т.д.
Я использовал такой рассеиватель, могу сказать, что из раза в раз результат разный, где-то очень хорошо рассеивает, где-то очень плохо. Советуют использовать сразу два рассеивателя, но я так не пробовал. Для начинающих это хороший диффузор, он поможет понять как в целом работает рассеивание и его можно купить на озоне/али/где нибудь еще.
После череды фоток божьих коровок в утренней росе, я понял, что надо что-то менять, плоский диффузор давал брак, особенно если на насекомом была вода. Я вдохновился конусным диффузором Pope Shield, почитал о нём, собрал информацию о материалах и сделал похожий. Крепился он на объективе и упирался в специальное крепление, которое я сделал с помощью бленды. В роли рассеивающего материала выступил мебельный полорон толщиной 1 см, удерживал его прозрачный лист ПЭТ 0.5 см, всё это дело было склеено мебельным клеем. В целом получилось очень хорошо, выглядит, конечно, не прям эстетично, но рассеивал прекрасно, брак наблюдался только если диффузор поднести слишком близко к вспышке, тогда свет "пробивал" поролон и не рассеивался.
Но у такой конструкции были минусы, большая длина мешала фотографировать около веток или в кустах, да и с собой в поездки брать было неудобно т.к. я сделал неразборную конструкцию. Также спустя время заметил, что поролон пожелтел и сильно менял баланс белого на фотографиях. Поэтому в этому году решил попробовать другой рассеиватель.
Рассеиватели с козырьком очень популярны, их популяризировали профессиональные макрофотографы, изготавливаются обычно из транцлюцентого(рассеивающего) пластика, очень практичные, не намокают, легкие и отлично рассеивают. Есть много различных версий, но все они похожи, я взял за основу Cygnustech Diffuser т.к. она самая удобная как мне кажется, имеет минимум креплений и проста в исполнении. На момент написания статьи я все еще не закончил делать свою версию рассеивателя, но обязательно покажу вам в будущем. Предварительный результат очень хороший, пластик толщиной 0.5 мм отлично рассеивает и позволяет использовать небольшую мощность вспышки, а значит можно будет делать длинные серии снимков без перезарядки.
В целом такая конструкция гораздо удобнее прошлых двух, но для нее нужна высокая вспышка т.к. на нее крепится козырёк, поэтому вспышки по типу Meike MK320 не подойдут.
Остальные рассеиватели из магазинов я не рассматривал и вам не советую, зачастую они плохо рассеивают и не подходят для макро.
На данный момент у меня почти готов вот такой комплект для макро
- Камера: Sony alpha 6000
- Объектив: Laowa 65mm f/2.8 2x Ultra Macro
- Вспышка: Godox TT350
- Рассеиватель: Самодельный из рассеивающего пластика
С уверенностью могу вам сказать, что такой комплект как у меня это база для хороших фотографий, я изучал много разных макрофотографов, у всех плюс-минус одинаковый комплект, уходят либо в сторону мощности(полнокадровая камера+мощная вспышка) либо в сторону компактности(система Olympus+маленькая вспышка), но фотографии в целом у всех очень похожи по качеству. Часто используют увеличительную линзу Raynox DCR-250, но её стоит покупать более опытным фотографам.
Рассказывайте о своих комплектах в комментариях, особенно интересно почитать про рассеиватели и вспышки, возможно, кто-то придумал, что-то очень интересное.
* * *
Подписывайтесь на мой канал, здесь будет много насекомышей, пауков и прочей живности! Если я вам чем-то помог, то вы можете отблагодарить меня копеечкой. Все донаты пойдут на развитие канала и покупку разных интересностей для съемки. Спасибо за поддержку!