«Надо знать женщину в счастье или в крайней степени отчаяния. Она тогда может все, все!» — так говорила Людмила Гурченко о своей героине Маргарите Сергеевне Соловьёвой. Не трудно догадаться, сегодняшняя статья будет посвящена именно этой роли, которая далась создателям фильма совсем не просто. Это ещё мягко сказано! Ну а подробности сразу после введения. От себя добавлю лишь краткое впечатление о данной картине 1981 года. «Любимая женщина механика Гаврилова» — это название интриговало меня уже давно, однако сесть и посмотреть киноленту я решилась буквально месяц назад. Мне простительно: разменяла третий десяток, пора грустить о любви...
Погрустить очень даже получилось, как и обрадоваться под конец фильма. Замечательные актеры, от эпизодических до основных, прекрасная операторская и режиссёрская работа. Ладно, хватит ходить вокруг до около. Переходим к истории. С вами Алинчик: ему есть, о чём говорить.
1. Обожала и не принимала
Всем нам с детства знакома картина Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь» 1956 года. Для нас, зрителей, этот чудесный советский фильм — символ Нового Года, ностальгия и, конечно же, дебют Людмилы Гурченко в качестве актрисы большого кино. Однако та слава, которая обрушилась на девушку из Харькова, не смогла обеспечить ей стремительную карьеру в индустрии. Людмила Марковна исчезла с экранов на десять лет, как она сама заявляла, по политическим причинам.
Для человека, который живёт на сцене и любит её безмерно, быть в тени просто не выносимо. Поэтому, когда Гурченко смогла вернуться на телеэкраны после долгого перерыва, она, естественно, дорожила каждой своей ролью. Работница фотостудии Маргарита из фильма «Любимая женщина механика Гаврилова» не стала исключением. История о любви, раскрывающая не только личные, но и общественные проблемы — сюжет фильма несомненно привлекал актрису. К слову, данный персонаж создавался специально под Людмилу Марковну сценаристом Сергеем Бодровым и режиссёром Петром Тодоровским. Но даже такой щедрый подарок талантливой актрисе не уберёг съемочную группу от конфликта:
Была очень сложная история. Люся считала, что это не её роль. Но уже было поздно, процесс пошёл и дальше оставалось только отстаивать то понимание этого образа, которое видела она.
"Тайны кино", Сергей Михайлович Сенин
Откуда у простой советской женщины красивые и дорогие наряды? Это не моя героиня: я хотел видеть сильную, красивую женщину, которая постоянно фонтанирует! Почему так трудно играть по сценарию? Претензии режиссёра не кажутся странными и противоречивыми, если учесть, что он собирался снимать комедию, а Людмилу Марковну неустанно тянуло на драму. Сама актриса назвала работу с Тодоровским их «общим несчастьем», но мне, как зрителю, всё видится иначе.
Да, конфликт разгорелся нешуточный, да приходилось идти на компромиссы, но я просто не могу представить другую актрису в этой роли. И творческий подход Людмилы Гурченко мне нравится гораздо больше, чем режиссёрский. Судите сами: героине 38 лет, она безумно влюблена, что в какой-то мере не соответствует её возрасту и порождает дурные мысли в обществе её знакомых. Почему бы ей не отправиться в ЗАГС, надев самый достойный наряд? Тем более, в портовом городе можно было достать многое. Мать-одиночка, связь с женатым мужчиной, юношеский максимализм во всём, что касается чувств. Разве может Рита из портового города ломать комедию там, где рушится её последняя надежда на счастье? Вряд ли.
2. Из Петербурга к морю
Сюжет фильма, как я уже упомянула, разворачивается в портовом городе, однако это совсем не мешает мне провести некоторые параллели с повестью Фёдора Михайловича Достоевского «Белые ночи». Мне показалось, две эти работы раскрывают одну и ту же тему, но затрагивают разные временные периоды в жизни женщины:
- ТОМИТЕЛЬНОЕ ОЖИДАНИЕ. Основной мотив литературного и кинематографического произведения — мотив надежды. Главная героиня ждёт своего возлюбленного, причина его отсутствия неизвестна, любовь к нему она то отвергает, то не желает отпустить.
Ну, вот теперь почти и кончена вся моя история. Прошел ровно год. Он приехал, он уж здесь целые три дня и, и...
— И что же? — закричал я в нетерпении услышать конец.
— И до сих пор не являлся! — отвечала Настенька, как будто собираясь с силами, — ни слуху ни духу... ["Белые ночи", Ф.М. Достоевский]
- ГЛАВНАЯ ГЕРОИНЯ. Маргарита из фильма и Настенька из повести очень похожи: нежные, порой крайне решительные, преданные и понимающие. Их отличает лишь одно — опыт. Настенька молода и невинна, а потому любовные испытания ей до недавнего времени были просто не знакомы. У героини Гурченко, напротив, немало грустных историй, которые теперь ей приходится переосмыслить. Казалось бы, фильм затрагивает такой крошечный временной промежуток из жизни Риты, но сколько нам удается увидеть, почувствовать.
- ГОРОД КОНТРАСТОВ. В случае с Достоевским — это Петербург. Город, который в литературе воспринимается как таинственное пространство, где человек и его чувства оказываются в западне. Холод, равнодушие, тоска — достаточно вспомнить, как описывались улицы в романе «Преступление и наказание», чтобы ощутить враждебность действительности. В этой самой враждебности существует Мечтатель и Настенька из «Белых ночей», вступая в диссонанс с обстоятельствами. Молодые, чувственные герои — мир, в котором вроде бы нет для них ни счастья, ни человеческого тепла. Каким же нам представляется портовый город, в котором проживает Рита из фильма Петра Тодоровского? Зритель неизбежно очаровывается красотами солнечного города, простором и зеленью маленького сквера, где на скамейке сидит брошенная героиня Гурченко. И здесь мы уже наблюдаем иное противопоставление: живое, приятное глазу пространство — женщина средних лет, которая остается наедине со своей болью, страхами, воспоминаниями.
- ЛОЖНЫЕ НАДЕЖДЫ. И Рита, и Настя динамичны в своих проявлениях. Несчастная любовь бросает их из одной крайности в другую: сперва они пытаются продолжать ту жизнь, которая когда-то у них была, однако это оказывается невозможным. Позже отчаяние приводит их к ощущению, что им нужны стандарты, навязанные обществом: семья, пусть даже без любви. Настя позволяет своему Мечтателю всерьёз думать о ней как о будущей жене, героиня Гурченко стучится к тихому соседу, зная, что тот давно ждёт её в гости. Борьба страстей толкает женщин давать нелюбимым мужчинам ложные надежды. И решение это является большой ошибкой, которое, в конечном итоге, ранит ещё одного невинного человека.
Паша, я очень плохой человек. Я отвратительный человек! Я знаю, что жизнь меня за это накажет. Ты прости меня, но я люблю... Я люблю Гаврилова! [«Любимая женщина механика Гаврилова»]
Вы не рассердитесь за то, что я об нем написала. Но я хочу прийти к вам вместе с ним; вы его полюбите, не правда ли?.. Простите же, помните и любите вашу Настеньку ["Белые ночи", Ф.М. Достоевский]
Такое вот у меня небольшое сопоставление родилось во время просмотра фильма. Нужно отметить, героиня Гурченко заинтересовала меня куда больше, чем Настенька Достоевского. Всё-таки образ Людмилы Марковны получился глубоким, понятным для многих женщин и, кроме того, в нем не последняя роль отведена именно визуальной составляющей. Но зато в повести прекрасно раскрывается Мечтатель. Рекомендую к прочтению всем, кто любит сентиментализм. До «Великого Пятикнижия» Федор Михайлович был совсем другим!
3. То, о чём знают не все.
Решила оставить заключительный раздел статьи для интересных фактов и цитат. Надеюсь, откроете для себя что-нибудь новенькое:
- Случайная встреча. Идея фильма пришла к Тодоровскому в виде грустной девушки, которая стояла на улице в чудесном свадебном платье, ожидая своего жениха. Режиссёр надолго запомнил эту эмоцию и решил взять именно её за основу своей картины.
- Гордился эпизодом. Сняться в картине, где тебе предоставят не больше двух минут экранного времени — сомнительное удовольствие для солидного артиста. А кроме того, почти без слов! «Петь, я это беру» — тут же решился Сергей Шакуров на предложение режиссёра и ничуть не пожалел, ведь персонажа Гаврилова ждали и обсуждали в кинотеатрах на протяжении всей картины. Не пожалел и Анатолий Васильев, которому в процессе работы существенно сократили роль: речь о случайной встрече Риты с бывшим возлюбленным. Предполагалось, что герои будут вести бытовой диалог, вспоминать прошлое, интересоваться настоящим. Однако сделать акцент на жестикуляцию и мимику всем показалось наиболее удачным решением. В конце концов, глаза говорят в сто раз больше слов: «Влюблена — я люблю! Больше чем меня? — (тишина)...»
- В кино и в жизни. Так вышло, что экранная любовь стала отправной точкой для любви реальной. В период съёмок фильма Людмила Марковна встретилась со своим будущим мужем, ныне вдовцом Сергеем Сениным. Тогда ему было всего 19 лет и о встрече с именитой актрисой он даже мечтать не мог: «В Одессе клуб железнодорожников, он рядом с моим домом находился. И я бегал (туда): была творческая встреча. Они в это время снимались там в Одессе — Люся и Шакуров».
- Новый конец. «Подъезжала карета скорой помощи. Оттуда санитары вывозили инвалидную коляску, сидел Гаврилов: у него перевязанная рука, ноги в гипсе, он недвижим» — такой эпизод могли увидеть зрители в качестве финала киноленты. Однако и Гурченко, и Шакуров в процессе работы над персонажами осознали, что такая концовка им не нравится. Слишком долго ждала Рита своего любимого — неужели она не заслужила красавчика? И тогда на помощь Людмиле Марковне пришёл Гаврилов: «мы с ней выпили по бутылке по бутылке пива и я говорю: завтра утром всё решится!». Так Шакуров неожиданно для всех изменил финальный эпизод картины, когда на съемочной площадке уже готовились снимать то, что прописано в сценарии. Тодоровский уступил: немой диалог сквозь витрину стал прекрасным импровизированным завершением любовной драмы.
- Режиссёрские решения. Шиловский в картине исполнил роль влюбленного и застенчивого фотографа Паши, безмерно влюбленного в Риту. «Я даже не подозревал, что я буду в трёх картинах у него. И каждый раз он мне предлагал одну роль, а я просил другую. И он соглашался!» — признавался актёр, не упоминая при этом, какого персонажа он должен был изначально взять. В любом случае, Всеволод Николаевич взялся за маленького человека, показав и трепет, и обожание, и мнимые мечты. «Ни один из серьёзных актеров не хочет играть Эдуарда Николаевича!» — гласит дневниковая запись Тодоровского, оставленная им во время проб. Роль театрального музыканта стала новой бедой режиссёра, однако найти хорошего артиста всё же удалось. Второстепенного героя картины сыграл Михаил Светин, дополнив сценарный образ своей харизмой и переименовав своего персонажа в Виктора Михайловича.
- На углу маленькой площади. Именно такое название определили для фильма в начале работы. Согласитесь, «Любимая женщина механика Гаврилова» вносит какую конкретику и в тоже время интригу в мир потенциального зрителя. Кстати, если хотите знать больше о том, как могли называться наши любимые советские фильмы, смело переходите по этим ссылкам. Тут целая трилогия моих личных тестов:
А вы любите фильмы с Людмилой Гурченко? Не все мои знакомые видят в ней большую актрису, поэтому жду ваши комментарии, чтобы устроить очередную дискуссию. Ну и, конечно, подписка и лайк будут приятны автору. Всем добра!
Ваш Алинчик 🐇